На самом деле весёлого на этой выставке мало. «Конец веселья» - это девять аквариумов, расставленных свастикой. В каждом из них на фоне адских декораций сотни миниатюрных пластмассовых фигурок, которые, как недвусмысленно сказано в официальном пресс-релизе, «неустанно убивают друг друга». При первом же взгляде на это нагромождение изощрённого «игрушечного» садизма неподготовленный зритель рискует сразу впасть в шок.
Дальше - больше. Правда, веселья при этом ещё меньше. Обгорелые совокупляющиеся нацисты. Гитлер-клоун. Разрушенный, заваленный трупами «Макдональдс». Залитое кровью арктическое побережье, на котором белые медведи борются с пингвинами и друг с другом. Обнаженные дети-мутанты с гениталиями вместо лиц. Скелеты, оседлавшие танк со свастикой. Отлитая из бронзы и раскрашенная под пластик скульптура «Смерть», изображающая любовников в позе 69. Парная к ней скульптура «Секс», изображающая привязанные к дереву разлагающиеся трупы. 30 тысяч 5-сантиметровых человеческих фигур в нацистской форме, вовлеченных в оргию насилия - инсталляция «Ад», сообразно своему названию сгоревшая в огне при пожаре на складе (братьев это не смутило, они быстро соорудили еще более жестокий римейк, назвав его «Е***ный ад», Fucking Hell).

Однако жители С-Петербурга не поняли «прогрессивных» идей заезжих постмодернистов и в массовом порядке заявили в прокуратуру об оскорблении своих нравственных устоев. «В прокуратуру Петербурга поступило много жалоб, - сказал директор Эрмитажа М.Пиотровский. - Люди считают, что крест осквернён тем, что на выставке к нему приколочены макдональдсовский клоун и плюшевый мишка». При этом директор музея обижено заметил, что «только идиоты могут считать, что это оскорбляет крест, и не понимают, что речь идет о страшном суде, который приходит в наше время».
В настоящее время Эрмитаж пытается оградить братьев-художников от нападок разгневанных горожан и критики консервативных СМИ, обвиняющих Чепменов в разжигании религиозной розни и пропаганде нацизма. Музей и организаторы выставки настаивают на том, что их проект не антирелигиозный, а в первую очередь… антифашистский. Более того - М.Пиотровский даже перешёл в контрнаступление. В одном интервью директор Эрмитажа сводит «Конец веселья» до однозначного политического высказывания: «Тех, кто отрицает антифашистский характер работы Чепменов, можно обвинить в защите нацизма от нападок. Иными словами, такие люди являются проповедниками нацизма».
Это своеобразная логика ещё больше распалила противников выставки двух британцев, которых руководство Эрмитажа объявило едва ли не гуманистами. «Получается, что Эрмитаж привёз глубоко нравственное произведение, почти библейскую аллегорию, - недоумевает интернет-издание Lenta.ru. - Соответственно, те, кого оно возмущает, либо сами глубоко порочны, вот и реагируют как вампиры на солнечный свет, либо, напротив, настолько простосердечны, что стремятся прочесть буквально любое, даже самое благонамеренное, художественное иносказание».

Не дожидаясь, пока их замыслы поймут те петербуржцы, кому за 18, подальше от обвинений в экстремизме уже засобирались сами звёзды брит-арта. Сразу после новогодних праздников их выставка покинет культурную столицу России. На прощание Чепмены отреагировали на визит прокуратуры, не скрывая сарказма: «Мы экстремально сожалеем, что некоторые посетители выставки «Конец веселья» в Эрмитаже были экстремально расстроены. Экстремально грустно получать обвинения в экстремизме. Мы надеемся, что государственный прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши экстремальные извинения, - заявили они и добавили, очевидно, уже без шуток: И главное - не забыть: в Россию больше ни ногой».
Впрочем, нежелание больше заявляться в пределы России двух деятелей, чьё творчество, по объявлению Эрмитажа, «принадлежит к числу наиболее актуальных проявлений западного современного искусства», вряд ли расстроит петербуржцев. Похоже, сожалеть никто не будет. Разве только М.Пиотровский, который заявил, что претензии горожан к братьям Чепменам свидетельствует о «культурной деградации нашего общества».

«Конец веселья» - это очередной вызов антикультуры. Это гримаса, ехидно высунутый язык, плевок в то, что тысячелетиями считалось духовыми сокровищами человечества. Это провокация, попытка сбить с толку неискушённого зрителя, дезориентированного, заблудившегося в многомерном пространстве современной культуры. Нередко подобные провокации удаются. Тогда происходит подмена, искажение или размыв глубинных эстетических ценностей. Отвратительное начинает казаться прекрасным. Дурное - хорошим. Эстетизация безобразного и деморализация нравственного - в этом и есть лукавая прелесть «Конца веселья». Печально, что жертвой для очередных арт-опытов снова стал С-Петербург, а «лабораторией» величайший музей мира.
Вместе с тем «Конец веселья» явственно обнаруживает ещё одну проблему современного Санкт-Петербурга - практически полное отсутствие культурной политики в городе, именуемом культурной столицей России. После скандального ухода Дмитрия Месхиева в отставку с поста главы комитета по культуре С-Петербурга, это ведомство остаётся формально бесхозным. Вместе с тем петербургский губернатор Георгий Полтавченко не торопится назначать нового главу Комитета по культуре. Об этом градоначальник сказал журналистам на Первом международном культурном форуме 10 ноября 2012 г. Тогда Полтавченко спросили, когда будет назначен председатель комитета, на что он ответил вопросом: «А что, по-вашему, комитет по культуре плохо работает?» И сразу сам дал ответ: «Суть не в том, кто возглавляет комитет, а как он работает. Он работает неплохо». Однако выставка «Конец веселья» ставит под сомнение этот оптимизм.
Денис Миронов-Тверской, писатель, заместитель директора фонда «Миротворец», Санкт-Петербург
7. Ответ на 5., Дмитрий 988:
6. Ответ на 4., Славянофил:
5. Re: «Конец веселья» петербургской культуры
4. Для Антония
3. Re: «Конец веселья» петербургской культуры
2. Ответ на 1., Славянофил:
1. О чем спич?