На самом деле весёлого на этой выставке мало. «Конец веселья» - это девять аквариумов, расставленных свастикой. В каждом из них на фоне адских декораций сотни миниатюрных пластмассовых фигурок, которые, как недвусмысленно сказано в официальном пресс-релизе, «неустанно убивают друг друга». При первом же взгляде на это нагромождение изощрённого «игрушечного» садизма неподготовленный зритель рискует сразу впасть в шок.
Дальше - больше. Правда, веселья при этом ещё меньше. Обгорелые совокупляющиеся нацисты. Гитлер-клоун. Разрушенный, заваленный трупами «Макдональдс». Залитое кровью арктическое побережье, на котором белые медведи борются с пингвинами и друг с другом. Обнаженные дети-мутанты с гениталиями вместо лиц. Скелеты, оседлавшие танк со свастикой. Отлитая из бронзы и раскрашенная под пластик скульптура «Смерть», изображающая любовников в позе 69. Парная к ней скульптура «Секс», изображающая привязанные к дереву разлагающиеся трупы. 30 тысяч 5-сантиметровых человеческих фигур в нацистской форме, вовлеченных в оргию насилия - инсталляция «Ад», сообразно своему названию сгоревшая в огне при пожаре на складе (братьев это не смутило, они быстро соорудили еще более жестокий римейк, назвав его «Е***ный ад», Fucking Hell).
Сами братья-художники Джейк и Динос Чепмены, выпускники школы Чарльза Саатчи, и не скрывают, что своими работами срывают запреты с того, что всегда считалось в человеческой культуре табу: секс, насилие, уродство, разложение. Их не страшат заигрывания с такими социальными явлениями как фашизм, террор, экстремизм. Инсталляции художников вскрывают тёмные подвалы человеческого сознания и выпускают на волю низменные инстинкты, дают простор первобытному чувству, укрощённому культурой. В качестве своеобразного манифеста их миссии на выставке «Конец веселья» представлены распятые на христианском кресте игрушечный мишка Тедди и Рональд Макдональд.
Однако жители С-Петербурга не поняли «прогрессивных» идей заезжих постмодернистов и в массовом порядке заявили в прокуратуру об оскорблении своих нравственных устоев. «В прокуратуру Петербурга поступило много жалоб, - сказал директор Эрмитажа М.Пиотровский. - Люди считают, что крест осквернён тем, что на выставке к нему приколочены макдональдсовский клоун и плюшевый мишка». При этом директор музея обижено заметил, что «только идиоты могут считать, что это оскорбляет крест, и не понимают, что речь идет о страшном суде, который приходит в наше время».
В настоящее время Эрмитаж пытается оградить братьев-художников от нападок разгневанных горожан и критики консервативных СМИ, обвиняющих Чепменов в разжигании религиозной розни и пропаганде нацизма. Музей и организаторы выставки настаивают на том, что их проект не антирелигиозный, а в первую очередь… антифашистский. Более того - М.Пиотровский даже перешёл в контрнаступление. В одном интервью директор Эрмитажа сводит «Конец веселья» до однозначного политического высказывания: «Тех, кто отрицает антифашистский характер работы Чепменов, можно обвинить в защите нацизма от нападок. Иными словами, такие люди являются проповедниками нацизма».
Это своеобразная логика ещё больше распалила противников выставки двух британцев, которых руководство Эрмитажа объявило едва ли не гуманистами. «Получается, что Эрмитаж привёз глубоко нравственное произведение, почти библейскую аллегорию, - недоумевает интернет-издание Lenta.ru. - Соответственно, те, кого оно возмущает, либо сами глубоко порочны, вот и реагируют как вампиры на солнечный свет, либо, напротив, настолько простосердечны, что стремятся прочесть буквально любое, даже самое благонамеренное, художественное иносказание».
Несмотря на то, что по окончании проверки прокуратура не обнаружила в «Конце веселья» пропаганды экстремизма, именно это обвинение более всего раздосадовало организаторов и участников выставки. Куратор проекта Дмитрий Озерков даже отметил, что жалобщики безграмотно смешивают понятия животворящего креста, распятия и просто крестообразного изображения. То же самое касается и объяснения свастики, в форме которой выставлены витрины. По мнению Д.Озеркова, выставка ориентирована на зрителя, знакомого с фактами истории и принятой трактовкой этих фактов. При этом в Эрмитаже подчеркнули, что музей максимально ограничил возможность доступа на выставку несовершеннолетних, то есть тех, кто не может в силу возраста правильно понять замысел авторов. И экспозиция, и все материалы помечены знаком «18+». Кроме того, выставка «Конец веселья» одобрена… Министерством культуры.
Не дожидаясь, пока их замыслы поймут те петербуржцы, кому за 18, подальше от обвинений в экстремизме уже засобирались сами звёзды брит-арта. Сразу после новогодних праздников их выставка покинет культурную столицу России. На прощание Чепмены отреагировали на визит прокуратуры, не скрывая сарказма: «Мы экстремально сожалеем, что некоторые посетители выставки «Конец веселья» в Эрмитаже были экстремально расстроены. Экстремально грустно получать обвинения в экстремизме. Мы надеемся, что государственный прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши экстремальные извинения, - заявили они и добавили, очевидно, уже без шуток: И главное - не забыть: в Россию больше ни ногой».
Впрочем, нежелание больше заявляться в пределы России двух деятелей, чьё творчество, по объявлению Эрмитажа, «принадлежит к числу наиболее актуальных проявлений западного современного искусства», вряд ли расстроит петербуржцев. Похоже, сожалеть никто не будет. Разве только М.Пиотровский, который заявил, что претензии горожан к братьям Чепменам свидетельствует о «культурной деградации нашего общества».
Однако, скорее всего, дело совсем в другом. Сомнительные выставки в музеях классического искусства мирового значения, которые участились у нас в последнее время, свидетельствуют о деградации музейной культуры в современной России. Не стала исключением и выставка «Конец веселья». Собранные на ней экспонаты лишь с большой условностью можно назвать произведениями искусства. Явлениями культуры их признать и вовсе невозможно. К тому же далеко не всякое произведение искусства становится явлением культуры.
«Конец веселья» - это очередной вызов антикультуры. Это гримаса, ехидно высунутый язык, плевок в то, что тысячелетиями считалось духовыми сокровищами человечества. Это провокация, попытка сбить с толку неискушённого зрителя, дезориентированного, заблудившегося в многомерном пространстве современной культуры. Нередко подобные провокации удаются. Тогда происходит подмена, искажение или размыв глубинных эстетических ценностей. Отвратительное начинает казаться прекрасным. Дурное - хорошим. Эстетизация безобразного и деморализация нравственного - в этом и есть лукавая прелесть «Конца веселья». Печально, что жертвой для очередных арт-опытов снова стал С-Петербург, а «лабораторией» величайший музей мира.
Вместе с тем «Конец веселья» явственно обнаруживает ещё одну проблему современного Санкт-Петербурга - практически полное отсутствие культурной политики в городе, именуемом культурной столицей России. После скандального ухода Дмитрия Месхиева в отставку с поста главы комитета по культуре С-Петербурга, это ведомство остаётся формально бесхозным. Вместе с тем петербургский губернатор Георгий Полтавченко не торопится назначать нового главу Комитета по культуре. Об этом градоначальник сказал журналистам на Первом международном культурном форуме 10 ноября 2012 г. Тогда Полтавченко спросили, когда будет назначен председатель комитета, на что он ответил вопросом: «А что, по-вашему, комитет по культуре плохо работает?» И сразу сам дал ответ: «Суть не в том, кто возглавляет комитет, а как он работает. Он работает неплохо». Однако выставка «Конец веселья» ставит под сомнение этот оптимизм.
Денис Миронов-Тверской, писатель, заместитель директора фонда «Миротворец», Санкт-Петербург
7. Ответ на 5., Дмитрий 988:
6. Ответ на 4., Славянофил:
5. Re: «Конец веселья» петербургской культуры
4. Для Антония
3. Re: «Конец веселья» петербургской культуры
2. Ответ на 1., Славянофил:
1. О чем спич?