Предлагаем вниманию читателей Русской народной линии доклад нашего постоянного автора священника Сергия Карамышева в рамках Международных образовательных Рождественских чтений на семинаре-практикуме «Русский мир в XXI веке: обретение смыслов и ответов на вызовы ХХ века», проходившем в Николо-Сольбинском монастыре Переславской епархии Ярославской митрополии 2 ноября.
Наши Патриарх и Президент неоднократно в последние годы говорят, что Россия исчерпала свой лимит революций, что новой смуты она не переживет. Однако существуют люди, которые не верят указанному единомыслию представителей двух властей – духовной и государственной. Они говорят: да так ли это? Да, мол, бывают революции кровавые, но бывают и вполне себе приличные, практически безкровные.
Эти люди, на наш взгляд, не понимают пути, предначертанного России Самим Богом. То есть что она призвана быть оградой Церкви Христовой в последние времена бытия этого мiра, нести крест Третьего Рима.
Государства и народы, не имеющие указанного предназначения, а потому чувствующие себя несколько свободнее от обязательств перед Богом, действительно могут иногда пошуметь, после чего довольно быстро успокоиться.
В случае с Россией подобное невозможно. Либо она в терпении подвига следует своему предназначению под насмешки и недоумение своих соседей, либо устремляется к небытию, совершая коллективный суицид, поражая тех же своих соседей безсмысленностью и безпощадностью, по словам А.С.
Пушкина, русского бунта.
В основу русского национально-государственного организма, в качестве своего рода ДНК, заложена внешне простая, но глубокая и таинственная формула: «Православие – Самодержавие - Народность». Попытки изменить наш код совершенно губительны, чему блестящий пример дала смута начала прошлого века.
Кто был заинтересован в том, чтобы попытаться либо свернуть Россию с предначертанного пути, либо уничтожить ее? В первую очередь – полчища сатаны. Их участие в русской смуте и сообщило поступкам утративших благодать людей абсолютно инфернальный характер.
Во-вторых, в уничтожении русской государственности были заинтересованы наши, главным образом, западные соседи. В глубине сердечной их притязания к России были продиктованы комплексом Каина. Некогда, в первые века христианской эры, Римскому первосвященнику усваивалось старшинство (если быть точнее – первенство чести). Однако после падения древнейшей столицы Православия – Рима – в ересь папизма, это первенство было утрачено, что породило со стороны Западной цивилизации зависть и ненависть к Риму Третьему. Ненависть такой степени, какую может удовлетворить лишь устранение объекта притязаний.
В-третьих, в уничтожении русской государственности, как им, во всяком случае, казалось, были заинтересованы некоторые национальные и социальные общности самой России, почему
Ленин, например, выступал за поражение нашего Отечества в «империалистической» войне и превращение этой войны в гражданскую.
Таким образом, интересанты были достаточно серьезные. Все они, начиная с бесов, активно использовали средства пропаганды, дабы развратить русский и союзные ему народы и восставить их против Православия, Самодержавия и русских национальных идеалов. Распропагандирован народ был от последних пролетариев до министров, генералов и архиереев.
Увы, слишком многие из них видели в монархе не величайшую для себя святыню, а некое стесняющее жизнь Церкви и нации обстоятельство. Было напрочь утрачено понимание сущности самодержавного строя.
Строй этот держится, во-первых, на принципе симфонии Государства и Церкви, озвученном благоверным Императором Юстинианом Великим в VI веке. Во-вторых, - на принципе соборности, как основе церковной и национальной жизни. В-третьих, - на принципе вертикали власти, этом стержне самодержавия.
В указанном общественно-политическом строе осуществляется взаимодействие трех систем – Церкви, Нации, Государства. Они глубоко взаимно друг в друга проникают. Состоя, по большому счету, из одних и тех же элементов (людей), указанные системы имеют различные источники самоорганизации.
Церковь держится благодатью Святого Духа и властью иерархии. Государство держится Божиим благословением (если мы на деле принимаем слова апостола Павла из Послания к Римлянам – «несть власть, аще не от Бога») и твердым порядком в общественной и международной жизни, который достигается посредством закона и властных институтов, подчиненных верховной власти. Нация держится также Божиим благословением и своей социальной структурой.
Объединяющим началом всех трех систем выступает личность монарха, главы Государства и Нации, а вместе – священного чина Церкви Христовой. Вектор развития церковно-государственных отношений был задан в начале IV века равноапостольным Императором Константином, который назвал себя епископом внешних дел Церкви. Он же сделал Государство оградой Церкви. Какая была от этого польза, в те времена, никто не спрашивал, ибо после жесточайших гонений Диоклетиана и его соправителей, христиане просто радовались долгожданному миру, воспевая благодарственные гимны Богу Вседержителю.
Позднее, с возрождением языческих представлений, христиане как-то забыли прописные истины, а именно – что мiр, по слову Иоанна Богослова, весь лежит во зле, и что это зло, если не будет находить себе преграды со стороны христианской государственности, неминуемо вырвется наружу и как бурное море покроет христианские страны, провозглашая самые прогрессивные лозунги.
Данную прописную истину блестяще подтвердила Великая Французская революция. Она несколько вразумила окрестные народы, но, увы, ненадолго. Семена неверия и бунта были всюду разносимы клевретами сатаны. Особенно они усердствовали в России, как в державе, которой промыслом Божиим было уготовано сдерживать мiр от сползания в бездну небытия.
Тараном, сокрушившим Российскую империю, стала идеология либерализма. Она подточила основы веры, государственности, национальной жизни. Внешне слабая, она оказывается могущественной по своим последствиям, потому что не противоборствует гигантам открыто, а разлагает их изнутри, подобно болезни. Так слабые личинки жуков-короедов могут подточить могучее дерево, после чего оно вдруг падает под собственной тяжестью.
В древнем Риме были божества Liber и Libera. Поклонение им сопровождалось дикими оргиями с погружением в самый неистовый разврат. Эти божества были особенно любимы рабами, желавшими получить свободу, чтобы именоваться liberi. В книге Деяний святых апостолов упоминается Синагога Либертинцев, т.е. вольноотпущенников. Именно эти бывшие рабы восстали тогда против проповеди первомученика архидиакона Стефана.
Дух разврата и бунта вместе с известной подлостью запечатлелся в идеологии либерализма навсегда. Когда она обращается к рабам Божиим, то призывает их освободиться от обязательств перед Богом, дабы жить в свое удовольствие. Ей свойственны неопределенность и разнузданность – враги всякого порядка. Прикрываясь высоким и священным именем свободы, величайшие похвалы которой дали в свое время как Господь наш Иисус Христос, так и святые апостолы, идеология либерализма кует человечеству цепи вечного рабства. Если Христос дает свободу от греха, то либерализм призывает к свободе во грехе, к попранию совести и долга.
В этом довольно скоро убедились русские люди, низринутые в коловращение революции. В ней открылись страшные адские бездны. Немало людей говорило в то время, что совершаются воочию события, описанные в Апокалипсисе. Единственной силой, остановившей тогда разрушение мiра, было горячее покаяние русского народа.
И ведь каяться было в чем. Тяжесть Божиего наказания всегда соразмерна тяжести греха. Если наказание было столько суровым, что люди вдруг возненавидели друг друга, стали умирать от голода и сходить с ума от ужаса и безысходности, если в застенках ЧК употреблялись пытки, перед которыми меркнут неистовства языческого мiра древности, то насколько же тяжел был грех!
Его суть – в отступничестве от Богом данной царской власти, в попрании священной присяги – архиереями, генералами, окаянной Государственной Думой, поначалу возглавившей революцию, а потом поглощенной ею. Мозг и сердце всех этих деятелей, увы, был поражен проказой либерализма.
Бог как бы сказал: вы хотели свободы от кротчайшего из царей? Получите ее, пресытьтесь ею, покуда она не полезет у вас из ушей, что и будет явным признаком вашего крайнего безумия.
Давно опубликованы реляции значительного числа архиереев и прочих священнослужителей марта-апреля 1917 года с ликованием и поздравлениями по поводу свержения власти Божия Помазанника. За подобное неистовство они заслуживали самых суровых казней от Того, Кто помазал Царя на Царство.
Дабы не быть голословным, сошлюсь на слова нашего земляка рыбинца, занимавшего в 1917 году Уфимскую кафедру, епископа Андрея, князя Ухтомского. В марте того же 17-го года он вещал: «за последние три года Церковь подверглась явному глумлению. Она была почти официально заменена разными пройдохами, ханжами, старцами-шантажистами и т. п. С голосом Церкви не только не считались, но явно им пренебрегали. Этого мало: была сделана попытка ввести в иерархию лиц определенно предосудительного поведения. И вот рухнула власть, отвернувшаяся от Церкви. Свершился суд Божий…» Что такое подлинное пренебрежение голосом Церкви и всё прочее, довольно скоро показала власть большевиков.
Тогда же, в марте 1917 года, епископ Рыбинский Корнилий говорил: «не стерпел… унижений русский народ и сознавши, что под правлением старого правительства он все равно не мог бы выйти победителем из настоящей великой битвы народов, несмотря на все свои жертвы…, он взял теперь власть в свои руки под водительством нового, Богом данного, правительства…» Такими словами этот епископ почему-то охарактеризовал масонское Временное Правительство.
Впоследствии указанные архиереи, движимые идеологией либерализма, ушли в раскол. Епископ Корнилий принес покаяние только в 1943 году и воссоединился с Русской Православной Церковью после блуждания по дебрям обновленчества. Если б не революция, если б не великие скорби, не было бы и великого покаяния и освобождения от либерального разврата. Если б не Октябрьская революция, отсеявшая, в силу открывшихся гонений, от Русской Церкви людей теплохладных, или же напротив, горячих, но не в отстаивании Истины, а в продвижении своих модернистских представлений, Русская Церковь подверглась бы медленному, но смертоносному гниению. Не зря в свое время Иоанн Златоуст, пострадавший до смерти от присных по вере, говорил с горечью, что самое тяжкое из гонений заключается в отсутствии гонений со стороны внешних по отношению к Церкви сил.
После октября 1917 года на смену идеологии либерализма пришла квазирелигия коммунизма. Установление и определенный успех этой квазирелигии стал возможен вследствие греха отступничества от Божия Помазанника значительной части священнослужителей Российской Церкви. Своим поведением они дискредитировали Истину на малое время, поэтому народ, не утративший потребности в религии, так легко и прельстился верой в возможность построения рая на Земле.
Исконная русская идеология при этом не умерла, но затаилась в глубинах сердец, чтобы воздействовать на современную жизнь в новых, несколько непривычных для себя формах. Пошло последовательное наступление на абсолютно враждебную русской – либеральную идеологию. С конца 20-х годов началась контрреволюция, хотя, в силу известных причин, она в те времена так не именовалась.
Стала проводиться политика поддержки семьи, начали возрождаться классическое русское образование и патриотическое воспитание. Россия сбросила с себя кабалу внешнего финансового долга. Вместо того чтобы, по словам Троцкого, стать топливом для мiровой революции, страна принялась сосредотачиваться на себе.
Поэтому заправилам всемiрной тайны беззакония, о которой писал апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам, этим клевретам сатаны, чтобы не дать мiровой революции выдохнуться, захлебнуться, пришлось вооружить Гитлера и натравить его на Россию. Именно он сообщил мiровой революции второе дыхание, почему с таким упоением и зачитывался Троцким.
Официальная идеология Советского Союза отрицала Бога. Национал-социалисты сделали на пути отступничества следующий шаг. Немецкие солдаты, присягая своему фюреру, именовали Гитлера богом.
Столкнувшись с этим очередным европейским антихристом, с этим устроителем «Нового мiрового порядка», Россия неминуемо должна была все более последовательно изживать в себе самой революцию. В противном случае еще более радикальную революционную силу ей было бы не одолеть.
Война возвратила к жизни исконную русскую идеологию. Было восстановлено Патриаршество; имена и лики святых защитников Родины возвратились в жизнь с новой силой. Армии были возвращены погоны. Расцвели народные поэтическое, музыкальное и художественное творчество, что свидетельствовало об оживлении душевной жизни людей.
Столкнувшись с революционной, еще более богоборческой, нежели у себя, стихией «Нового мiрового порядка», учреждаемого Третьим Рейхом, русский и союзные с ним народы стали воскресать. Поэтому закономерно, что победа над фашистской Германией пришлась на дни Святой Пасхи, благодаря чему алый цвет боевых знамен Красной Армии из цвета насильственно проливаемой крови преобразился в цвет пасхальной радости.
Полного возвращения страны к русской идеологии тогда не последовало, да и вряд ли это было возможно в силу даже психологических причин. Квазирелигия коммунизма никуда не делась. Однако даже в неполноте и ущербности своей вернувшиеся в жизнь основы, которые мы в начале доклада уподобили коду ДНК, до смерти напугали те силы, что устроили русскую смуту.
Они-то и стали работать, не покладая рук и реанимируя едва не погубившую Россию до конца идеологию либерализма. Хрущев возобновил гонения против Церкви. Развенчивая так называемый культ личности, он стремился убить монархическое самосознание народа. Выдвинутый им утопический лозунг «Догоним и перегоним Америку!» привел страну к осознанию собственных неполноценности и вторичности, как будто содержимым желудков и карманов исчерпывается все достоинство нации.
Брежнев произвел мягкую контрреволюцию. Горбачев начал свое правление под лозунгом «Перестройка: революция продолжается», чем, собственно, все и сказал. Далее последовал распад страны и разруха под знаменами того же либерализма.
В настоящее время Россия неуклонно изживает яд этой идеологии. Она должна вернуться к основам своей жизни, к тому коду, что выражается краткой формулой «Православие – Самодержавие – Народность». Дай же Бог, чтобы по молитвам Царя Страстотерпца Николая, его Августейшей Фамилии, Патриарха Тихона и всех Новомучеников и Исповедников Российских это задание осуществилось. Тогда Россия станет светом мiру и тем самым выполнит до конца свою миссию, свой святой долг перед Господом Иисусом Христом, Который вскоре и придет судить живых и мертвых.
1. Re: Духовные смыслы русской смуты ХХ века и современность