Итоги саммита проанализировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Мы наблюдаем тактическое маневрирование сторон: Евросоюз и Турция стремятся решить свои проблемы. Имеются определенные договоренности, для выполнения которых нужно приложить огромные усилия. Это тактический успех, но стратегический провал. На саммите ни Турция, ни Евросоюз не ставили цели решить стратегические задачи. Для Турции – это вступление в ЕС. Уже около двадцати лет турки вели переговоры о начале переговоров по вступлению в Евросоюз. И вновь идет речь о начале этих переговоров, которые могут длиться десятилетиями. Не обозначены не только даты, а даже не зафиксированы сроки окончания переговоров. Есть практика, согласно которой стороны договариваются о том, что к определенному числу переговоры должны быть завершены. В этом случае на переговорщиков давит срок, поэтому они стараются решить все вопросы. А когда остается один день до окончания намеченного срока, то прилетают главы государств и завершают начатое дело. Однако в случае возможного вступления Турции в ЕС используется дипломатическое маневрирование, ибо переговоры могут вестись десятилетиями. Переговоры о начале переговоров по вступлению Турции в ЕС велись еще во времена моего студенчества! Также напомню, что Россия почти 20 лет вела переговоры по вступлению в ВТО.
Поэтому итоги саммита нельзя назвать стратегическим успехом Турции, которой предстоит пройти огромный путь, ибо она обвиняется во множестве грехов, в том числе в нарушении демократических прав. И, конечно, среди европейских христианских стран сильна позиция противников вступления турок в ЕС. Хотя ценности Евросоюза официально не объявлены христианскими, но государства Европы принадлежат к иной цивилизации. Тем более, ныне Эрдоган взял курс на исламизацию Турции, свёртывая светскость и борясь с достижениями Ататюрка. Несомненно, такое поведение Анкары отдалит переговоры по вступлению в ЕС.
Наблюдается определенное противоречие, если турки заберут к себе каждого второго легального мигранта, то после вступления Турции в ЕС беженцы спокойно отправятся в Европу. Ситуация с введением безвизового режима достаточно сложна, ибо могут ввести неприемлемые требования, согласно которым в Турции не должно быть нелегальных мигрантов. Задача не одного года выстроить систему фиксации и оформления мигрантов.
Турция и ЕС будут заниматься гуманитарными проблемами в Сирии. Евросоюз пытается позиционировать себя как глобальный центр силы, а Турция стремится играть роль регионального центра. В Брюсселе заявляют, что ВВП Евросоюза превышает ВВП США. Но подтверждается формула, высказанная еще несколько десятилетий тому назад: ЕС является экономическим гигантом, но политическим карликом. Об урегулировании в Сирии договариваются не европейцы, а Россия и США, которые решают политические, военные, геостратегические и дипломатические задачи. Евросоюзу отведена второразрядная роль решения гуманитарных проблем, которые могут выполнить как региональные державы, так и малые государства.
Турция жаждала возродить Османскую империю, включив в зону своего влияния все бывшие государства империи. Однако в Сирии турки лишь на подхвате по решению гуманитарных проблем. Но каким образом Анкара собирается решать эту задачу, когда нет контактов с официальными властями Сирии, испорчены отношения с Россией, а США постоянно критикуют турок? Американцы используют турецкую территорию для совершения полетов над позициями ИГ (запрещена в РФ. – РНЛ). Турция участвует в военных операциях в качестве подносчика снарядов, как держава третьего сорта, которая на подхвате у великих государств. Турцию никто не спрашивает о решении военных стратегических задачах.
Поэтому соглашусь с Косачёвым, что саммит провальный, ибо решали прежние задачи, а вопрос об урегулировании конфликта в Сирии даже не был поставлен на повестку дня. Конечно, лидерам Евросоюза необходимо демонстрировать свою активность, потому что ситуация очень сложная. Они надеются достичь хоть каких-то успехов, ибо на носу выборы у многих политических деятелей Европы, в том числе у Меркель.
Результат саммита признают успешным, но постепенно станет ясно, что принятые меры не выполнимы. Пройдут выборы и о данных обещаниях забудут. Конечно, достигнут тактический успех: Евросоюз и Турция пытаются наладить взаимодействие и, быть может, будут достигнуты определенные результаты, но не стратегического характера. Не решена ситуация с беженцами в Европе и не обеспечена защита турецких интересов в регионе. Переговорщики поставили задачи отнюдь не глобального и не стратегического масштаба.