Особенно скорбел Михаил, видя разрушенную до основания Печерскую Богородичную церковь, «небеси подобную», основанную преподобными Антонием и Феодосием Печерскими в 1073 году при епископе Михаиле и завершенную самим князем. Внутренность храма блистала золотом и мозаикой. Духовник князя владыка Иоанн причастил князя с боярином Святыми Дарами и преподал напутствие вечной жизни.
Когда послы прибыли в Орду, жрецы потребовали, чтобы они поклонились могиле Чингисхана и войлочным идолам, а также прошли сквозь ритуальный огонь. Исполнить это приказание значило признать веру язычников — князь и боярин отказались. Батый разгневался, узнав о непокорности Михаила и Феодора, его вельможи склоняли князя послушаться хана.
Упрашивал, жалея его и разом боясь навлечь гнев князя на себя, прибывший с ним вместе в Орду внук, князь Ростовский Борис, и иные бояре, обещаясь со всем своим народом нести епитимию за грех князя. Только боярин его Феодор разделял убеждения князя и оба они начали готовиться к смерти — пели псалмы и приобщились Святых Даров, которые благословил им на дальнюю дорогу духовный отец. Хан приказал обезглавить обоих. Это произошло в 1246 году.
Тела святых мучеников, брошенные на съедение псам, несколько дней оставались целыми. Христиане тайно перенесли святые мощи сначала во Владимир, а затем в родной город князя Чернигов. Таков подвиг святого Михаила Черниговского, представителя старшей линии дома Рюрика Скиалдунга, избранного населением новгородских земель в 862 году первым князем Руси.
Мощи св. Михаила Черниговского были перевезены повелением царя Иоанна Грозного из Киева в Москву в 1578 году (по переходе Чернигова под польскую власть) и покоились в Кремле. Как ранее переместилась в Москву и владетельная киевская династия Рюриковичей, после татарского разорения Киева. В 1772 году мощи помещены в серебряную раку, похищенную в 1812 году и замененную на бронзовую. Потомок Рюрика, Святослав II, сын Ярослава Мудрого и внук святого равноапостольного Владимира (Красное Солнышко), был великим князем Киевским и Черниговским и являлся началом старшей линии дома Рюрика. От этой линии происходит святой Михаил Черниговский, князь Новгородский и великий князь Киевский и Черниговский, от которого берут начало древние русские княжеские роды Щербатовых, Лобановых-Ростовских, Долгоруких, Барятинских, чьи потомки здравствуют и ныне в рассеянии по всему миру.
Представительница династии — Екатерина Алексеевна Щербатова, супруга Киевского генерал-губернатора, благотворительница Киево-Печерской Лавры и других киевских монастырей — похоронена на Ближних пещерах.
Прямым потомком святого князя Михаила был и русский историограф Екатерининских времен Михаил Михайлович Щербатов, автор «Истории Российской от древнейших времен». Потомок историка Алексей Павлович Щербатов был профессором истории в США и имел убеждение в том, что если бы не татарское нашествие, то объединение русских земель было бы закончено князем Михаилом Черниговским и его наследниками, и не Москва, а Киев, скорее всего, стал бы столицей государства Рюриковичей. В 1991 году князь Алексей Павлович Щербатов посетил Москву впервые после эмиграции 10-летним мальчиком в 1920 году из Крыма. Побывал и в Кремле, сохранившем атмосферу старой Руси, где каждый камень словно дышал ее историей. Но в Архангельском соборе, где покоились мощи его предка со стороны обоих родителей - святого князя Михаила Черниговского, тогда не показали. Мы надеемся на второе обретение мощей святого князя Михаила Черниговского, своим мученическим подвигом и ныне объединяющего древние русские земли, разделенные границей.
В 1255 году двоюродный брат Михаила Черниговского князь Даниил Галицкий получил от папы Римского Иннокентия IV корону как король русский, но не угодна была Богу римская корона на главе киевских русских князей. Венценосный мученик князь Михаил, защитивший веру своих отцов, уподобился Христу, принявшему на Кресте смертное страдание за весь человеческий род, вместе со Христом наслаждается теперь блаженным миром, напоминая всем нам: «Царство наше не от мира сего!..»
Неонилла Пасичник