Встречу возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Сопредседателем Его Высокопреосвященства выступил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
В президиум собрания были приглашены И.В. Метлик, д. пед. н., заведующий научно-методическим кабинетом Синодального отдела религиозного образования и катехизации, и В.М. Меньшиков, д. пед.н., профессор, заведующий кафедрой теологии Курского государственного университета.
После краткого приветственного слова митрополит Феофан подчеркнул, что преподавание курса «Основы православной культуры» напрямую зависит от активности людей на местах, их желания познакомить детей с христианским наследием.
Владыка Феофан привел статистику опроса среди школьников светских школ и православных гимназий. Согласно данным исследования, в своей повседневной жизни православные гимназисты хотели бы уподобиться Господу Богу и Его святым угодникам. Также среди объектов для подражания был упомянут генералиссимус А.В. Суворов.
В заключение глава Татарстанской митрополии поделился впечатлениями от своей недавней зарубежной поездки. По словам архиерея, русские люди не должны прельщаться благами западной цивилизации, но идти своим самобытным путем. Воспитывать же в детях правильные идеалы и ориентиры призваны учителя, преподающие предмет ОПК.
В обсуждении проблем преподавания православной культуры, курсов Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основ духовно-нравственной культуры народов России приняли участие руководители и специалисты Синодального и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, авторы программ и пособий по православной культуре, ученые, методисты (в том числе, общественные), преподаватели вузов, представители общественных организаций, преподаватели.
В ходе собрания было озвучено предложение о создании Всероссийской ассоциации учителей православной культуры.
Были затронуты основные вопросы, связанные с преподаванием предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах Российской Федерации как в рамках комплексного курса ОРКСЭ, так и в рамках компонента, формируемого участниками образовательного процесса.
Также были представлены новейшие разработки в области учебно-методического сопровождения преподавания православной культуры.
Татарстанские школьники назвали своими нравственными идеалами Иисуса Христа, Владимира Путина и Гарри Поттера. Замыкают пятерку эталонов Арнольд Шварценеггер и Александр Суворов. Поделился результатами исследования среди школьников митрополит Татарстанский и Казанский Феофан, сообщает «Вечерняя Казань».
В своем выступлении на заседании секции «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты», где 26 января обсуждались принятые в конце 2014 года «Основы государственной культурной политики», митрополит Феофан отметил, что документ этот безусловно нужный, поскольку в последние годы в нашем обществе шла «деградация культурного и образовательного уровня». «Мы много красиво рассуждаем, принимаем документы очень толковые, но проблемы есть. Особенно на местах», - сказал митрополит.
«Вот Татарстан – тоже непростой регион. С одной стороны, инновационно продвинутый, экономически твердо стоящий на ногах регион. С другой, это регион, где уживаются две основные религии: Православие и ислам. Совсем недавно для многих неожиданностью стал указ президента Татарстана, в котором говорится о необходимости основать исламскую академию в Болгаре и параллельно восстановить собор Казанской Божией Матери на месте обретения ее иконы, в самом центре Казани. Затраты примерно равноценные. И это совершенно замечательное явление!» - продолжил владыка
«Мы провели исследования среди школьников в одном из районов Татарстана (в Лаишевском районе. - РНЛ). У 12 процентов опрошенных нами ребят слабо выражено чувство ответственности за судьбу Отечества. У 90 процентов отсутствует желание действовать для улучшения ситуации в России. А у 76 процентов не сформирован гражданский патриотизм. Вдумайтесь в эти цифры!» - обратился митрополит.
Кроме того, по словам главы Татарстанской митрополии, 64 процента опрошенных школьников замечают лишь отрицательные моменты в развитии России. Это обусловлено тем, что ребенок ориентируется на внутрисемейное родительское мнение о судьбе страны, и податлив влиянию СМИ, которые «в значительной степени проповедуют приоритет материальных благ и отрицают духовно-нравственные ценности».
Владыка привел результаты другого любопытного исследования среди татарстанских школьников. Детям предложили выбрать в качестве нравственного идеала пять известных личностей из предложенных десяти. И расположить эталоны в порядке убывания. На выбор учащимся были представлены: Иисус Христос, Пресвятая Богородица, святой великий князь Александр Невский, русский полководец Александр Суворов, французский император Наполеон Бонапарт, преподобный Сергий Радонежский, Владимир Путин, Царь Иван Грозный, американский актер Арнольд Шварценеггер, литературный и кино-персонаж Гарри Поттер.
«И вот вам идеалы наших детей, - сказал митрополит Феофан. - Полководца Суворова в качестве идеала выбрали 14,5 процентов опрошенных нами ребят в общеобразовательных школах и 56 процентов - в воскресных. Богородицу – 14,5 и 76 соответственно, Христа - 29 и 92, Александра Невского – 13 и 52, Сергия Радонежского - 4,5 и 66, Путина – 24 процентов детей в обычных школах и примерно столько же в воскресных, Шварценеггера – 19 и 0 соответственно, Поттера – 19 и 0».
«Я вижу у некоторых улыбки и растерянность, - продолжил владыка Феофан. - Но это реальные факты, это научный срез. И это повод задуматься, где расставлены приоритеты у детей. Почему, например, Поттера знают лучше, чем Радонежского? А ведь с преподобным связано духовное собирание русского народа, Куликово поле».