Как сообщалось, 8 декабря в Петербургском Доме офицеров состоялась конференция «Уничтожение традиционных устоев общества как угроза для молодежи», организованная общественным движением «Народный Собор» и Координационным Советом патриотических сил Петербурга и
Ленинградской области при поддержке комитета по молодежной политике администрации Санкт-Петербурга. Угрозы молодежи обсуждались в формате «Нравственной хартии» – подготовленного «Народным Собором» свода правил, нарушение которых признается безнравственным не только Русской Православной Церковью, но и другими традиционными религиозными конфессиями России и всеми здоровыми силами страны.
Руководитель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин на заседании Общественной палаты РФ назвал данную Хартию «национальной идеей».
«Согласны ли вы, что охрана нравственных устоев не менее важна для государственной безопасности, чем оборонная промышленность и развитая экономика? Как, собственно, государство, в распоряжении которого лишь очень грубые инструменты, может регулировать столь тонкую область, как нравственность?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что при консолидации людей, компетентных в этой области, государство способно контролировать нравственное состояние общества.
«Эту работу уже проводят, в том числе, Церковь, общественные организации, занимающиеся гражданским, патриотическим воспитанием молодежи, формированием нравственных устоев. На днях я принял участие в антинаркотическом форуме, там также рассматривались проблемы нравственности. Говорилось, что залог успеха в борьбе с наркотиками – обращение к нравственным ценностям. Дело в том, что в нашей истории были ситуации, когда Россия недорабатывала в сфере оборонной промышленности, но наш народ побеждал благодаря силе духа, своей сплоченности, нравственным устоям. Если общество будет высоконравственным, все остальные проблемы можно решить – народ выстоит в любых сложных ситуациях», - подчеркнул он.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что государство - это не отвлеченное понятие, это сообщество людей.
«Мы понимаем, что от каждой отдельной личности зависит формирование нравственного государства. Заниматься производством оружия, даже самого высокотехнологичного, важно, но оно рано или поздно попадает в чьи-то руки, и, насколько сознательной, трезвой будет голова этого человека, зависит безопасность государства. Велосипедов, думаю, изобретать не нужно – у нас занимались нравственным воспитанием в позднесоветские годы, и я не могу назвать эту работу безуспешной. Сегодня сменились ориентиры, ценности, мы уже не создаем общество строителей коммунизма. Устарел и нравственный кодекс этих строителей. Но нам никто не мешает вернуться к традиционному нравственному закону, хранимому Православием в течение тысячи лет, и на его основе воспитывать подрастающее поколение. Считаю, это единственно верный путь. Есть одна сложность: люди, которые хотят учить, заинтересованы в нравственном воспитании, сами должны быть носителями и яркими примерами исполнения этого кодекса, - а они, к сожалению этого не хотят и даже боятся. И первым шагом на пути изменения нравственности в нашем обществе должно стать публичное изменение нравственности людей, находящихся у власти. Тогда коррупция, разрушение семей, ювенальная юстиция и многое другое, что мешает нашему обществу, отойдет в прошлое - как рабовладельчество и крепостное право», - заключил священник.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, отметил, что необходим контроль над нравственной жизнью человека, потому что нравственной жизнью либо безнравственной продиктованы его поступки.
«Каким образом государство может это контролировать? Думаю, в первую очередь необходим контроль над СМИ. Должна быть цензура: книг, фильмов, музыки и так далее. Это первое, на что следует государству направить свои усилия. Во-вторых, нужно усилить ответственность за административные правонарушения, кроме того, считать таковым появление человека в общественных местах в слишком откровенном наряде. За это нужно штрафовать – как мужчин, так и женщин. В общественных местах пляжная одежда и иная откровенная одежда недопустима. Кроме того, необходимо, на мой взгляд, ввести в школах предмет, который бы носил название "Основы нравственности". Он должен рассказывать о правилах поведения, субординации, об уважительном отношении друг к другу. Эти вещи нужно знать с начальной школы», - заключил о. Михаил.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что государство призвано заботиться о благополучии всех своих граждан.
«В сферу его интересов входит и забота о нравственности. Поэтому государственные СМИ не должны пропагандировать безнравственность, это удар по государственным устоям. Пропаганды половой распущенности, любви к легким деньгам в таких СМИ, думаю, быть не должно. А мы видим все это, а вместо уважения к труду наблюдаем деление людей по каким-то категориям. Тезис 90-х: "Если ты такой умный, почему такой бедный?" - никуда не делся. С тех пор мы недалеко ушли в интеллектуальном плане. Для эффективного нравственного воспитания подрастающего поколения нужно, чтобы перед законом все были равны - и труженики, и олигархи, и власть имущие. Иначе, сколько ни утверждай нравственные основы, если мы сплошь и рядом видим противоположные примеры, результата не дождаться. Люди будут понимать: есть привилегированный класс, а есть все остальные. Да, люди верующие нравственны и без этого, потому что они живут так ради Бога, но мы сейчас говорим об остальных. Чтобы все наше общество было нравственным, нужно избавиться от безнравственности», - подчеркнул батюшка.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, напомнил слова одного западного политика, который говорил, что Россию победить можно только изнутри, уничтожив нравственные традиционные устои, но преградой тут служит Русская Церковь.
«К сожалению, уничтожение нравственности ведется уже давно и результаты мы уже наблюдаем. В этом смысле я соглашусь, что о нравственности должно заботиться государство, как и о культурном воспитании общества. И это действительно не менее важно, чем оборонная промышленность. Как это осуществлять, вопрос сложный. Например, после развала
СССР Россия постепенно отказывалась от "советских пережитков": из школьных программ полностью ушла воспитательная составляющая. То есть школа уже не воспитывает, - а кто тогда? Где те государственные рычаги, с помощью которых государство может влиять на состояние общества? Возникает ощущение, что это действительно никого не интересует. Но если государство уходит, то вакуум очень быстро заполняют те, кто понимает важность этой сферы. И, к сожалению, это не Церковь, ее не пускают в школы. Но если мы все пускаем на самотек, то получаем печальный результат. Да и как могут воспитать учителя, которые тоже воспитаны в свободе? - они никакой цели воспитательной себе не ставят. Это уже вопрос идеологии: что мы хотим воспитать и кого. На этот вопрос опять же должно ответить государство, но оно не отвечает. Без цели предпринимать меры невозможно. Можно сказать неопределенно: мы хотим получить культурного человека. А кто такой культурный человек? Каждый понимает ценности по-разному. Так что нужна определенность, а ее может предложить Церковь, которая стоит на традиционных христианских устоях», - заключил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что
Владимир Путин - очень заметный представитель государственной системы, его действия, оценки, которые, конечно же, у нас транслируют сразу по многим каналам.
«Это уже очень важно. Вспомните, как проходило Крещение Руси. Сначала крестился князь Владимир, а потом сказал: "Кто мне друг, тот крестись". Так что мнение Президента важно, и настолько, что иногда приходится говорить вещи самоочевидные. То есть пока лидер государства не произнесет каких-то два-три слова совершенно естественных, до тех пор ничего не делается. Но то, что произносит, это хорошо. А на самом деле я хочу, чтобы всем было понятно то доброе, что сейчас иногда приходится объяснять, и что лет 200 назад вообще объяснять не приходилось. Допустим, я думаю, во времена Ивана Грозного или Петра I не приходилось объяснять что гомосексуализм - это отвратительно. Вот попробовали бы Петру I гомосексуалиста показать, да тут же Царь-батюшка его в кандалы и в расход бы пустил. И это бы считалось нормальным. А у нас иногда в православном сообществе в интернете приходится слышать: "Батюшка, укажите, где в Священном Писании, сказано, что это грех". То есть общество потеряло ориентиры в простейших вещах. Это катастрофа на уровне государственного мышления, или во власти сидят люди совершенно больные, не имеющие ценностных ориентиров. Представление о том, что хорошо, а что плохо, это одна из центральных и монументальных основ, поддерживающих не только государство, а человеческое общество. Если мы начнем путать "хорошо" и "плохо", то беззаконие и хаос окажутся доступны. А я люблю то, что хорошо, духовно и прекрасно. И это функция государства, объяснять, что нравственно», - заключил о. Георгий.