Как гармонизировать межнациональные и межконфессиональные отношения в России

Тезисы выступления Анатолия Степанова на конференции «Единство в различиях. Мировой опыт в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений»

Как сообщалось, 22 октября в Москве в «Президент-отеле» прошла III Международная научно-практическая конференция «Единство в различиях. Мировой опыт в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений», организатором которой выступило Правительство Москвы. Предлагаем вниманию читателей основные тезисы прозвучавшего на мероприятии доклада главного редактора «Русской народной линии», председателя «Русского Собрания» Анатолия Степанова.
 
1. Мы живем в благословенное время. Санкции, введенные против нас Западом, очевидно, приносят пользу России. Наконец правительство заговорило о политике импортозамещения. Если так пойдет и дальше, того и гляди речь пойдет о возрождении отечественного хозяйствования. Но что еще важнее - санкции заставляют политическую элиту страны менять свое сознание. В досанкционную эпоху в умах элиты господствовала весьма примитивная историософия: Россия - это часть западной цивилизации, по вине коммунистов отставшая в своем развитии, а теперь ускоренно догоняющая развитые страны; мы должны активно и слепо копировать их замечательный опыт, только так мы приведем Россию к процветанию; а для начала надо направить своих детей на учебу в западные учебные заведения, ну а самим почаще жить на Западе, чтобы становиться свободнее, набираться ума-разума, для чего лучше всего купить недвижимость в благословенной Европе, завести там счета. Эта историография приказала долго жить благодаря западным санкциям. Так что дай Бог здоровья Обаме, Меркель, Олланду, всему Вашингтону и Брюсселю. 

Санкции поставили элиту перед выбором: либо покаяться перед Западом, сдать Донбасс, вернуть Крым, уйти из Сирии, а самое главное сменить власть в Кремле, либо искать иную парадигму интерпретации того, что же такое Россия. А ведь и искать-то особо не нужно. Русская национальная традиция историософской и политической мысли уже дала ответ на этот вопрос: Россия есть особый тип цивилизации, отличный от романо-германской, западной цивилизации. А значит нам нужно, опираясь на эту мощную национальную интеллектуальную традицию формулировать свой собственный ответ на вопросы: какой должна быть политическая система России, как должны быть выстроены церковно-государственные отношения, какой должна быть социальная структура общества, как должны быть построены и институализированы национальные отношения. Чужой опыт (европейский, китайский, арабский, индийский и т.п.) изучать нужно, но базироваться нужно на своем.

2. А для этого нам необходима национально-государственная идеология. Однако наш Основной закон прямо запрещает нам иметь идеологию. В пункте 2 статьи 13 сказано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Иностранные советники разработчиков нашей Конституции совершили настоящую идеологическую диверсию против нашей страны: самому идеократическому народу в мире запрещено иметь идеологию. А ведь еще великий знаток русской души Федор Михайлович Достоевский писал, что русский человек не может жить ради животишка, ему великую идею подавай.

3. Разговор о необходимости идеологии начал наш президент Владимир Путин в теперь уже знаменитой Валдайской речи 19 сентября 2013 года. Президент сказал: «После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя, официозная идеология оставляла тяжёлую оскомину. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались. Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа». Президент прошел свою часть пути, теперь свою часть пути должны пройти интеллектуалы.

4. Без решения общих вопросов невозможно эффективно решать частные, - это давно известно. Без понимания того, как должны быть выстроены национальные отношения в России, как они должны быть институализированы, невозможно достичь гармонии в межэтнических контактах. Большим подспорьем могут нам стать идеи классиков русской политической мысли. Вот к примеру цитата: «Есть в России одна господствующая народность, один господствующей язык, выработанный веками исторической жизни. Однако, есть в России и множество племен, говорящих каждое своим языком и имеющих каждое свой обычай... Но все эти разнородные племена, все эти разнохарактерные области, лежащие по окраинам великого русского мира, составляют его живые части и чувствуют единство с ним в единстве государства, в единстве Верховной власти, - в Царе, в живом всеповершающем олицетворении этого единства. В России есть господствующая церковь, но в ней же есть множество всяких, исключающих друг друга верований. Однако все это разнообразие бесчисленных верований, соединяющих и разделяющих людей, покрывается одним общим началом государственного единства. Разноплеменные и разноверные люди одинаково чувствуют себя членами одного государственного целого, подданными одной верховной власти. Все разнородное в общем составе России, все, что может быть исключает друг друга и враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства. Благодаря этому чувству Русская земля есть живая сила повсюду, где имеет силу Царь Русской земли». Это Михаил Никифорович Катков написал еще 150 лет назад. Заменим слово самодержавие словом государственность, и получим готовую формулу решения межнациональных и межконфессиональных проблем, и еще обоснование того, почему в России всегда должно быть сильное государство. 

Можно также вспомнить излюбленную идею Ивана Александровича Ильина о «мирном рядомжительстве», как основе межнациональной гармонии в России. Множество перспективных идей можно найти в идейном наследии Константина Николаевича Леонтьева, Константина Петровича Победоносцев, Александра Сергеевича Панарина и других русских мыслителей.

5. Но для начала нам необходимо растабуировать в общественном сознании целый ряд ключевых понятий, на которых только и может быть построена современная русская идеология. К примеру наша конференция называется «единство в различиях» (точнее бы стоило назвать «единство во многообразии», но суть дела не меняется). Это действительно основа гармонизации межэтнических отношений. Но ведь принцип «единства во многообразии» - главный имперский принцип организации политического пространства. Однако понятие «империя» фактически табуировано, изгнано из политического лексикона нашей элиты. И это при том, что Россия всегда была и может существовать как государство имперского типа. Опираясь на традицию русской политической мысли мы можем утверждать, что только государство может обеспечить единство в исторически естественном для России национальном и конфессиональном многообразии. Сильное государство имперского типа.

6. Еще одним важным принципом построения гармоничных межнациональных и межконфессиональных отношений является принцип иерархизированного равенства. То есть сочетание принципов равноправия наций и конфессий и иерархичности их взаимоотношений. На первый взгляд принципы равенства и иерархичности противоречат друг другу. Но первое впечатление разбивается о реальную практику. К примеру, эти два принципа успешно сочетаются в деятельности Межрелигиозного совета России (МСР), где все участники равны, но по общему соглашению почетным председателем Совета избрали главу самой крупной конфессии России Предстоятеля Русской Православной Церкви. То есть РПЦ выступает как первая среди равных, и никого это не ущемляет и не смущает. 

7. А значит, опыт выстраивания и институализации отношений между конфессиями можно использовать как образец для гармонизации межнациональных отношений. В советское время был придуман очень глубокий пропагандистский штамп: Советский Союз - это «семья народов», в которой русский народ рассматривался как старший брат. В семье все братья равны, но старший брат выступает как первый среди равных. Конечно, главной проблемой является институализация этой пропагандистски сильной идеи семьи народов. И тут советский опыт нам не помощник, поскольку именно институциональная неопределенность статуса русского народа вызывала недовольство русской партноменклатуры (вспомним, знаменитое «Ленинградское дело»), а особенно русской гуманитарной и творческой интеллигенции, что сыграло не последнюю роль в развале СССР. Может быть стоит рассмотреть время от времени возникающую идею институционализации такого органа как Совет старейшин. Уважение к старшим - общая черта менталитета народов нашего евразийского пространства. Оно, конечно, заметно пошатнулось в перестроечные и постперестроечные годы, но продолжает существовать в сознании наших народов. Может быть кто-то предложит другие институты, которые помогали бы гармонизировать межнациональные отношения, по определению сложные в государствах имперского типа. Это - вопрос общественной дискуссии. Одно очевидно - такой институт нужен нашему обществу.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

86. Ответ на 76., М.Яблоков :

Они после Ленина, диавола начнут реабилитировать.

Ленин не является преступником, поэтому ни в какой реабилитации не нуждается. А вот белогвардейцы, власовцы, бандеровцы осуждены как нацистские преступники и не подлежат реабилитации.

Устюжин / 09.11.2015

85. Ответ на 81., Lucia:

Они после Ленина, диавола начнут реабилитировать. Верно, тут некто Алеша уже предлагает за бесов молиться.

"Истинно православные" Лукиа и Яблоков уже вовсю и горячо "молятся", чтобы Россия начала выплачивать по 800 миллиардов долларов каждому "пострадавшему" от коммунизма народу, начиная со жмуди.

84. Ответ на 81., Lucia:

Вот-вот. Сатана сатану не изгоняет.

М.Яблоков / 09.11.2015

83. Ответ на 77., рудовский:

Иванович Михаил пытался понять, о чем речь, что тут происходит, кто что думает.

Поняли? А ведь думают не только о хлебе насущном. Верно?

82. Ответ на 73., Устюжин:

обновленцы и ренегаты, и прочее сатанинское отребье. Не часто ли вы проклинаете и обвиняете в сатанизме ? Вы можете дать полную информацию по каждому священномученику ?

Это называется жития святых. Почитайте, если найдете "красных" мучеников - поделитесь открытием.

Lucia / 09.11.2015

81. Ответ на 76., М.Яблоков:

Они после Ленина, диавола начнут реабилитировать.

Верно, тут некто Алеша уже предлагает за бесов молиться.

Lucia / 09.11.2015

80. Ответ на 71., М.Яблоков:

А на стороне красных диаволов были только обновленцы и ренегаты, и прочее сатанинское отребье.

Вот-вот, на стороне белых белых были только силы "добра": «Непримири́мость» — идейно-политический принцип, сформировавшийся в рамках Белой Идеи в первые годы Русской эмиграции. Принцип Непримиримости стал тем антиподом, который Белая эмиграция противопоставила «возвращенчеству», «сменовеховству», «советскому патриотизму» и т. п. течениям, призывавшим к сотрудничеству с коммунистическим режимом (под предлогом его якобы «перерождения»). Главным проводником Непримиримости стали Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) и Русский Обще-Воинский Союз (РОВС). После 1991 г., когда власти Российской Федерации в одностороннем порядке объявили политику «Согласия и примирения», при этом не подкрепив её практическими шагами по устранению разногласий между наследниками Белой идеи и наследниками СССР, принцип Непримиримости был положен в основу отношений сторонников возрождения Исторической России к установившемуся в РФ политическому режиму. В октябре 1927 года Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви За границей (РПЦЗ) митрополит Антоний (Храповицкий) призвал Русскую Белую эмиграцию отметить день 7 ноября в качестве «тяжёлой годовщины нашей печали». Этот призыв Антония стал первым провозглашением в Русском Зарубежье идеи отмечать 7 ноября как День Непримиримости. Но традиция проведения ежегодных Дней Непримиримости по всей эмиграции была заложена в 1930 году Российским Общественным Комитетом в Польше. С тех пор ежегодно русские белые эмигранты во всех странах русского рассеяния отмечали 7 ноября как День Непримиримости, чтя память всех, кто отдал свою жизнь в борьбе за освобождение России от коммунизма и свидетельствуя о своей непримиримости к большевизму и его наследию. В России (СССР) День Непримиримости впервые был публично отмечен 7 ноября 1990 год, в Ленинграде по инициативе объединения «Русское Знамя», в связи с чем было распространено следующее обращение (ноябрь, 1990 г.): «7 ноября — роковой день в истории нашей Родины, от которого начинается отсчёт кровавых преступлений коммунистического режима. Нас пытались заставить забыть об этом под грохот „праздничных демонстраций“. Однако на протяжении 70 лет в этот день проводились не только богомерзкие шабаши под красными флагами. День 7 ноября официально был объявлен Белым движением Днём Непримиримости, и до сих пор ежегодно отмечается за рубежом эмигрантами первой волны (ветеранами Белого движения и их потомками), как день национальной трагедии России». С тех пор День Непримиримости ежегодно отмечается в России потомками участников Белого движения, членами различных патриотических организаций и православной общественностью. Это манифест фашистов. Ровно то, что провозгласили нынешние бандеровцы на Украине.

79. Ответ на 75., М.Яблоков:

Наглости уже просто нет предела! Правильно Сталин всю эту ленинскую гвардию в расход пустил.

Тоже не по-децки... И опять трудности в переводе с ладино (Яблоков-Апфельбаум).

78. Ответ на 76., М.Яблоков:

Они после Ленина, диавола начнут реабилитировать.

С такими "истинно православными", как Яблоков и Лукиа никаких госдеповских пропагандистов не нужно. Порождение России "диавол" Ленин своим коммунизмом нанёс такой "ущерб" народам, "оккупированным москалями", что Россия просто обязана каждому "пострадавшему" выплатить по 800 миллиардов долларов, как того требует жмудь.

77. Re: Как гармонизировать межнациональные и межконфессиональные отношения в России

Иванович Михаил пытался понять, о чем речь, что тут происходит, кто что думает.

рудовский / 08.11.2015
Анатолий Степанов:
Если православный, должен проголосовать за поправки!
Надо отбросить все лукавые аргументы против Конституционной реформы Владимира Путина
01.07.2020
Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно?
Эта провокация усилит позиции либералов и модернистов в Церкви и обществе
24.06.2020
Музей «Айя-София» снова станет мечетью?
Но нас, русских, это не должно особенно волновать
24.06.2020
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?
21.06.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Ускорение прогресса или приближение заката?
Новый комментарий от Виктор
2020-07-01 16:04
15-летию трагической гибели спецназовцев отряда «Русь»
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-01 15:57
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-07-01 15:55
«Covid меняет мир»
Новый комментарий от NNNN
2020-07-01 15:36
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Леонид
2020-07-01 14:12
Сергей Хрущев покончил жизнь самоубийством
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-01 10:33