Вчера в резиденции главы Казахстана состоялась церемония официальной встречи Президента России Владимира Путина, прибывшего в республику с государственным визитом, сообщает сайт Кремля. Затем Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев провели беседу в узком составе. Позднее к лидерам двух стран присоединились члены делегаций.
Президенты России и Казахстана обсудили двусторонние отношения, вопросы сотрудничества в контексте деятельности Евразийского экономического союза, актуальные темы международной повестки дня.
По итогам переговоров подписан ряд документов о сотрудничестве в сфере нефтедобычи, автомобильной промышленности, авиационного поиска и спасения людей, проведения пусков ракет.
Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев также сделали заявления для прессы.
Итоги переговоров прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Андрей Грозин:
Отношения выглядят вполне нормальными. Если мне не изменяет память, это тринадцатая встреча Путина и Назарбаева в текущем году. Больше ни с кем наш лидер не встречался чаще. Это не отражение чего-то необычного для этого года. В прошлом году было примерно то же самое. Из лидеров постсоветского пространства Нурсултан Абишевич видится с Владимиром Владимировичем чаще всего. И то же самое было, когда Президентом России был господин
Медведев, а до Медведева опять же Путин, Ельцин.
У Назарбаева складываются отношения со всеми лидерами Российской Федерации. Видимо, тут помимо объективных обстоятельств, которые сближают экономику и политику двух государств, работают еще и личные моменты. А этот субъективный фактор в отношениях на постсоветском пространстве играет иногда большую роль, чем все объективные моменты. Но это все лирика. На самом деле, перечень документов, которые были подписаны вчера, был известен заранее и по уточнениям разграничения относительно севера Каспия, перспектив совместной разработки месторождения «Центральное», по вопросам, которые касаются использования российских полей и недопущения экологического ущерба при падении отработанных ступеней военных российских ракет на территории полигона Казахстана. Все эти документы готовились заранее, так же как договоренности по совместному автомобилестроению. Здесь не было ничего экстраординарного. Я так понимаю, основным содержанием встречи были не эти документы, которые, конечно, важны, а более важные вопросы обсуждались в закрытом формате.
Я думаю, что именно украинская и сирийская темы были основными в ходе прошедшей встречи. Порошенко пару дней назад был в Астане. Его тоже там очень хорошо принимали, и не было недостатка в самой разнообразной, иногда достаточно странной риторике по поводу совместных космических проектов, авиастроения на территории Казахстана. Я не думал, что у украинского военно-промышленного комплекса есть сейчас такие возможности самостоятельно производить ту же ракету «Зенит», которую планируют запускать с Байконура. 80% российских комплектующих вряд ли можно заменить какими то эрзац-поделками, которые может предложить
Украина. Это ракета, а не табуретка. Это детали, но понятно, что визит Порошенко в Астану - это тема, видимо, интересующая Россию, и совместные переговоры сначала Порошенко с Назарбаевым, а потом Назарбаева с Путиным каким-то образом связаны, и скорее всего мы не узнаем, что там с глазу на глаз говорили украинский президент казахстанскому, а что казахстанский по этому поводу передавал российскому.
Нурсултан Абишевич давным-давно, еще со времен нагорно-карабахского конфликта, более-менее успешно пытается играть роль координатора, роль передаточного звена для решения различных конфликтов. Я думаю, что подозревать казахстанского лидера в двойной игре в Кремле никто не стал бы. Тогда бы не состоялся визит. Путин нашел бы причины, по каким ему ехать в Астану не было бы необходимости. Отправил бы Медведева.
Каждый из лидеров вкладывает в понятие «Евразийский союз» свое личное отношение - в какую сторону должен развиваться интеграционный проект. Казахстан не заинтересован в придании союзу каких-то политических функций, вида, внешности этому союзу, и поэтому лидер страны старается называть эту организацию «Евразийским экономическим союзом». Он, наоборот, на всех углах говорит, что здесь одна экономика и никакой политики. У России несколько иное видение, и Путин именует организацию «Евразийским союзом». Отсюда эта оговорка. Может, это просто оговорка, хотя в политике просто оговорок не бывает.
Вы обратили внимание, что накануне этой встречи некоторые средства массовой информации наших так называемых «партнеров» разразились массой ничем не подтверждаемых текстов по поводу того, что приходит конец политики многополярности, и мировая ситуация заставляет государства региона определяться, с кем вы, «мастера искусств». Тот же боевой листок - «Немецкая волна» - уже выдал кучу разных материалов на эту тему, например, о том, что Россия вот-вот заставит столицу Центральной Азии сделать определенный выбор в нынешней текущей кризисной ситуации. Я думаю, что это все притянуто за уши. В
Москве прекрасно понимают, что ставить так вопрос даже перед нашими близкими партнерами, перед той же Киргизией, например, или Казахстаном, или Таджикистаном, республиками, которые своим фактом существования во многом обязаны Российской Федерации и ее доброй воле, было бы не слишком оправдано и не слишком конструктивно. Потому что как мы можем требовать от Бишкека или Душанбе окончательно и бесповоротно встать на российские позиции, наплевать на отношения с Пекином и занять по тому же сирийскому кризису абсолютно пророссийскую позицию? Это вызовет гигантское количество рисков и серьезное давление для тех политиков и политических систем, которые существуют в союзных для нас государствах. Такая определимость, неважно, пророссийская, прокитайская или проамериканская, предполагает очень высокий уровень ответственности и давление как на экономику, так и на общество, которое есть в этих достаточно хрупких государствах. Ломать такие поля кризисов у себя под боком, как мне кажется, Россия абсолютно не заинтересована.
Для России в Центральной Азии и в Казахстане в том числе, основным приоритетом, основной ценностью является не способность этих государств выставить пару батальонов в коллективные силы быстрого реагирования, например, а способность этих государств развиваться, избегая внутренних конфликтов, которые в перспективе будут создавать очень большое количество проблем России. Для нас важна стабильность, а не то, чтобы загнать всех в один строй, в чем нас обвиняют боевые листки.
Скорее всего, Запад именно провоцирует на это Путина. Потому что вся эта информационная война, видимо, от бессилия. Вбросы по поводу падающих непонятно куда ракет напоминают мне фильм «Белое солнце пустыни», когда прапорщик ходил за гранатами к таможеннику Верещагину, которого сыграл Павел Луспекаев. Потом вылетел в окно и сказал, что гранаты не той системы. А тут ракеты не той системы. Падают в Иране, овец убивают. Но это уже совсем детский сад какой-то. Это бессилие возможности адекватно противодействовать российской стратегии, что на Украине, что в Сирии, ведет к неконтролируемому словоизвержению, которое наблюдается в боевых листках, наподобие «Немецкой волны», польского радио. На встрече вряд ли обсуждались такие глупости. Здесь серьезные люди решают более серьезные вопросы.
Предположение о том, что Евразийский союз провалился, появилось еще до того, как образовался Евразийский союз, до того, как в него вошла Армения, Киргизия. Эти утверждения идут постоянно. Их надо воспринимать как элемент информационной войны.
Я не стал бы разбрасываться громкими заявлениями о знаковости нынешнего визита Путина в Казахстан. Это уже тринадцатая встреча Путина с Назарбаевым в текущем году. У Назарбаева с Путиным, можно сказать, каждая встреча знаковая. И более знаковая она для казахстанского лидера. Не стоит забывать о том, что те же кризисные общемировые явления, которые бьют по российской экономике, по казахстанской экономике бьют вдвое сильней, потому что она примерно раз в десять слабее российской. И примерно на 30 % она более зависима от мировых цен на сырьевых рынках, чем российская. Казахстан постоянно в последние годы находится, кроме всех этих сложных экономических перипетий, которые порождают периодически девальвацию, в процессе транзита высшей власти. Не стоит об этом забывать. Понятно, что Нурсултан Абишевич - молодцом, дай Бог ему здоровья, но не вечно он будет лидером Казахстана. Естественно, и Казахстан, и тем более Кремль, занимает вопрос - как произойдет этот транзит власти и не создаст ли он большого количества проблем в отношениях двух государств. Ясно, что постоянно надо сверять часы. Кроме того, это сегодняшняя злоба дня. Я думаю, что Назарбаев услышал от российского Президента очень много интересного по поводу того, что происходит сейчас в Сирии и по поводу планов России на ближайшую перспективу в этой стране. Он же в свою очередь рассказал, наверное, немало интересного по поводу того, что ему господин Порошенко сказал по секрету.