Этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан – угроза безопасности всей России?

Михаил Щеглов о том, что нужно сделать для создания оптимальных условий формирования гражданской общероссийской идентичности

Михаил Щеглов 
0
01.10.2015 622
Определение этому явлению, наиболее характерному для данного российского региона с особым «национальным» менталитетом значительной части руководства, дал ныне покойный профессор, доктор социологических наук, многие годы известный и как председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Александр Салагаев (17.03.1952 - 18.07.2014).

Возможным это явление стало в нашей стране исключительно по причине особых прав, предоставленных федеральным законодательством «национальным» субъектам. По определению того же Александра Салагаева современная Россия – асимметричная этно-федерация, что имеет сомнительные основания, и по сути сейчас превращено в довольно циничное взаимодействие центра с подобными регионами: федералы – деньги региону (причём чем больше регионалы сумеют «выпятить» национальный менталитет – тем больше денег получат), а регион центру – лояльность и нужные результаты выборов.

Русская глубинка – на задворках.

Но сейчас, если даже мириться с этой несправедливостью (к слову, начало ей в нашей стране было положено ещё в 1922 году!), то на этнолингвистический конфликт в нынешней Республике Татарстан настало время обратить самое пристальное внимание абсолютно всем, прежде всего – органам федеральной власти. Почему? Поводов два.

Во-первых – вопрос русского языка – ключевой, своего рода он – маркер русофобии на всех просторах СНГ, и очень давно. Однако только сегодня – у нас есть Украина, и мы все знаем, какую роль в нагнетании напряженности там сыграло насаждение, даже в русскоязычном Крыму и Донбассе, украинськой мовы, а по сути – борьба с русским языком.

Во-вторых, налицо пред принимавшиеся последнее время неоднократно попытки окружения регионального руководства Республики Татарстан навязать на федеральном уровне «модель Татарстана» другим регионам, имеющим статус «титульных», и прежде всего – именно в языковом вопросе, видим это на примере тихой Бурятии, а сейчас, настойчиво – Крыма, в своё время до сыта уже хлебнувшего сомнительных языковых обязательств. Кто хочет разложить заряды в масштабах всей Российской федерации – предстоит ещё выяснить. Но сейчас каждому, придётся вникать в эту проблему, пока ещё не поздно. Как, например, в своё время следовало вникать в проблему разрастания радикальных течений Ислама. Сейчас, кстати, видим – не только внутренних, российских течений, но и в мировом масштабе. Но с проблемой русского языка в России, надеюсь, нам разобраться будет гораздо легче.

По просьбе одного депутата Госдумы России автором статьи подготовлена информация в виде краткой пояснительной записки, публикуемой ниже.

Итак, этнолингвистический конфликт (ЭЛК) в Республике Татарстан: суть проблемы кратчайше, в один абзац.

В Татарии на основании республиканского законодательства все школьники с 1 по 11 классы обязаны изучать татарский язык. Так как русский язык по Конституции РТ из государственного языка РФ переведен в государственный язык республики, то он стал функционально равноправным с татарским языком и как следствие и русский и татарский должны изучаться в равных объемах. Эта логика заложена в законодательстве республики и именно так реализуется. На практике в образовании (но отнюдь не в повседневной жизни) искусственно создаются условия для расширения сферы функционирования татарского языка и ущемления русского языка, в частности, увеличение количества часов на преподавание татарского и уменьшение часов на преподавание русского. Также введено обязательное изучение татарского языка во всех детских садах в количестве 3 часов всеми детьми не зависимо от национальности.

Понятно, что никто не вправе изменять статус русского языка и совершенно очевидно, что госязык РФ не может быть функционально равноправным с госязыком республики.

Русский язык в школах Татарии существенно урезан по объему преподавания по сравнению с другими субъектами РФ, где нет обязательности изучения госязыка республики. В Татарстане независимо от насильственного навязывания изучения татарского языка 98% русских выпускников не овладевают им, не используют его. Все знания ограничиваются небольшим набором слов и устойчивых выражений на татарском языке, что вполне может быть освоено вне школы (как и происходило со старшим поколением – до введения принудительного двуязычия).

В результате законодательной коллизии в Республике Татарстан ВСЕ школьники массовой школы обучаются по учебному плану № 3 – для школ с родным НЕрусским языком обучения, т.е. по плану, предусмотренному для школ с обучением на татарском языке (татарских национальных школ) – на полностью «законном» основании.

При этом республиканская власть ложно позиционирует республику как идеальную модель межнационального согласия, одна из основ которой – двуязычие, которого в реальности – нет. С другой стороны, в отношении родителей, проявляющих недовольство данным положением, администрацией применяется подавление, намеки на последствия для детей, доходило до уголовного преследования, а само обсуждение проблемы (за исключением Интернета) – табуировано. В итоге (ведь, никто не желает проблем своим детям) русскоязычные родители запуганы и молчат. Тем не менее, небольшая часть недовольных отваживаются участвовать в различных мероприятиях, последнее из которых прошло в Казани 6 сентября 2015 г. – митинг «За федеральную политику в образовании!» (всего с 2009 года уличных акций протеста родителей русских детей против подобной политики в области образования в Татарстане прошло четырнадцать). Предмет «Татарский язык» всё более откровенно профанируется. Родителей русскоязычных детей никто не опрашивал – желают ли они, чтобы их дети получали такие образовательные услуги. Таким образом, этнолингвистический конфликт в РТ сконструирован и поддерживается в состоянии накала республиканской властью.

Ещё в декабре 2012 г. в Госдуме комитетом по межнациональным отношениям инициированы общественные слушания с участием родителей из республик и экспертов, проблема всесторонне обсуждалась.

Проблема усложняется тем, что нынешним федеральным законодательством за русским языком юридически не закреплён статус родного языка, хотя фактически родным его назовут более 85% граждан России, а также тем, что «национальная» республика может наделить государственный язык Российской Федерации статусом «государственный язык республики», но не признавать русский язык родным языком. В результате абсурдность ситуации заключается в том, что для русских детей в Татарстане русский язык по документам не является родным языком. Статус «родной язык» в Татарстане есть у всех, кроме русских и в большей мере у татар.

Данная проблема носит системный характер, обусловлена излишней свободой субъекта, в данном случае – в образовательной деятельности, отсутствием оптимально рамочных федеральных нормативов, стандартов. Например, в Татарстане история преподаётся не просто с «национальным татарским» уклоном, а зачастую Россия рассматривается как оккупант по отношению к Татарстану. Более того, в образовательных учреждениях нередки случаи, когда произвольно, без ведома родителей, вводится халяльное (мусульманское) питание, включая и для детей из православных семей.

Инициативы депутатов ГД России «федерализовать» образование далеко не всегда поддерживают коллеги, а со стороны РТ подобные инициативы всеми силами блокируются.

Предложения, выработанные экспертами (в т.ч. – упомянутого комитета ГД РФ), обсуждённые в сообществах русскоязычных родителей «национальных» республик (не только РТ):

1. Для обеспечения реализации конституционного права на сохранение родного русского языка (Гл. 3, ст. 68, п. 3 Конституции РФ) из числа языков народов России, создания условий изучения родного русского языка, необходимо законодательно закрепить за русским языком наряду со статусом государственного языка Российской Федерации и статус родного языка.

2. Для создания оптимальных условий формирования гражданской общероссийской идентичности необходимо из всех образовательных нормативных актов (ФГОС, федеральные программы, примерные образовательные программы, рабочие образовательные программы, учебные планы и т.д.) изъять дефиниции «русский неродной», «родной нерусский», «русский как иностранный». Исключить противопоставление «родной язык» и «русский язык», т.к. русский язык также является родным, притом для большей части граждан. Ввести дефиниции: «государственный язык Российской Федерации для не владеющих русским языком», «государственный язык Российской Федерации для владеющих русским языком» и «родной русский язык». Необходимо также из законодательных норм ряда республик РФ вывести русский язык из статуса «государственный язык республики», сняв функциональное равноправие государственного языка Российской Федерации с государственным языком республики. Тем самым – восстановить конституционную норму русского языка в статусе государственного языка Российской Федерации на всей её территории.

3. Для сохранения единства образовательного пространства необходимо внести в федеральный закон «Об образовании в РФ» в ст. 12, п. 9. поправку в следующей редакции: «Примерные основные образовательные программы разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти с учетом….» далее – по тексту прежней редакции».

Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, г. Казань

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Михаил Щеглов
«Существование столь "суверенного" телерадиоканала опасно»
Михаил Щеглов просит Президента отреагировать на деструктивную деятельность руководителя ТНВ Ильшата Аминова
28.07.2021
«Эхо Москвы» пропагандирует ЛГБТ среди детей?
Необходимо подготовить соответствующее заключение, дабы «прижать хвост» разгулявшемуся рупору либералов
27.07.2021
Великое освящение возрождённого Собора Казанской иконы Божией Матери
Фоторепортаж с места событий нашего постоянного автора Михаила Юрьевича Щеглова
23.07.2021
Возродится ли Седмиозёрный крестный ход под Казанью?
Впечатления и размышления паломника
12.07.2021
Это и есть «гармония межрелигиозных отношений», Рустам Нургалеевич?
Как на традиционном русском празднике «Каравон» светская власть оконфузилась перед церковной
25.05.2021
Все статьи Михаил Щеглов
Последние комментарии
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
19.09.2021 00:03
Миграционный топор в руках кукловодов
Новый комментарий от prot
18.09.2021 23:42
«ЕР» вряд ли получит большинство
Новый комментарий от UmNick
18.09.2021 13:46
«Ересь аполитичности» и ложная повестка
Новый комментарий от UmNick
18.09.2021 13:23
Умудренная империя
Новый комментарий от С. Югов
18.09.2021 09:34
Вернуться в Россию
Новый комментарий от Русский Сталинист
18.09.2021 08:09