Закаты и восходы митрополии Казанской и Татарстанской

Михаил Щеглов подчеркивает, что фрагменты неустроенности в Церкви не способны повредить весь ее организм, и видно это особенно в рядовой приходской жизни

Проблемы церковной жизни 
0
1128
Время на чтение 6 минут
Вот, узнаём о решении Священного Синода от 13 июля 2015 г. :

«Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Феофану».

«Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии быть митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию».

В общем, если говорить короче, то митрополитов Татарстанского и Симбирского поменяли друг с другом.

Как любые перемены на таком уровне проходили они, судя по всему – не просто. Для администрации регионов эта замена так вовсе оказалась если не шоком, то явной неожиданностью. Хотя администрации врио президента Татарстана Рустама Минниханова вряд ли можно было рассчитывать на хоть как-то согласованные с ней действия патриархии. Это после того, как она не отреагировала на известие о приезде в Казань Патриарха Кирилла, во время которого Святейший планировал поднять вопрос о фактической реализации преподавания Основ православной культуры в школах этого региона – единственного в России, где этот предмет до сих пор не преподают. Примечательно также, что ранее один из высоких местных чиновников назвал «причитаниями» разговоры о притеснении православия в республике, за что вежливо, но довольно жестко был раскритикован главой Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Романом Силантьевым.

В общем, так или иначе, но по прошествии недель о каких-либо серьёзных контактах новых митрополитов с региональными властями – ни из Казани, ни из Ульяновска не было слышно. Только в последний день июля поступила информация об официальной встрече врио президента РТ Рустама Минниханова с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. И сводка опубликована довольно сухая, минимум информации.

А что же поменялось для нас, «рядовых» православных, кто «внизу» церковной иерархии?

Вот, в Казани ближайший праздник иконы Божьей Матери «Казанская» 21 июля, новый владыка Феофан отслужил первую свою большую службу, был и традиционно многочисленный крестный ход от Благовещенского собора Казанского кремля к Крестовоздвиженской церкви, расположенной на месте обретения Казанской иконы Богородицы.

Поистине удивительна была проповедь нового владыки, произнесённая после литургии. И дело не в том, что харизматичная, и почти шестнадцать минут слушается (да и читается текстом) она на одном дыхании.

Некоторые положения и идеи в публичной проповиди архиерея здесь было даже не представить отродясь.

Вот, например, как владыка о Казанской иконе Божьей Матери сказал в значении общерусском и общероссийском.

«…список, но этой чудотворной иконы Божией Матери, некогда вывезенный из России, бывавший во многих странах, вновь вернулся сюда, в град Казань, на землю Русскую. Нет, я не оговорился, не говорите мне, что иная земля. Мы все на одной земле, мы все живем в одном государстве. И я не сомневаюсь, что и на тех, кто исповедует иную веру, Матерь Божия и на них простирает свой Покров, ибо видит и знает, что они трудятся здесь, на той земле, где она явилась».

Подумать только, «на землю Русскую»! Как сердце каждого русского, православного человека жаждало этих слов долгие десятилетия! И, ведь, иных – не обидел.

А после того, как в проповеди прозвучало о примере мусульман, когда тысячи мужчин собрались на молитву в свей недавний праздник, буквально прогремело: «А где наши мужчины?! Вы что, забыли, что вера — это не удел стариков и старух, вера — это дело сильных!»

Думается, у многих присутствовавших не меньшим порывом в душе откликнулось пламенное: «Я обращаюсь к тебе, славянин!»

Да и простое «Народ русский» - оказывается нисколько не страшно, когда вслух здесь, в центре Казани, произносится.

А в Ульяновске подобающему, казалось бы, торжеству встречи православных с новым митрополитом Анастасием помешал досадный скандал. Группа верующих с участием представителей священства встретили нового архиерея возгласами «анаксиос» («не достоин» – греч.), что в церковной жизни – исключительная, почти невероятная редкость. «Анаксиос» звучало и на площади перед Спасо-Вознесенским собором, и, затем, в самом соборе. Так и служба не началась, пока группа с этим возгласом не покинула собор.

Почему такое стало возможным? Причина кажется очевидной – отсутствие какой-либо реакции на обвинения, многократно звучавшие в адрес митрополита Анастасия в содомском грехе. Сам владыка Анастасий также не отреагировал на требование двух ульяновских священников и группы присоединившихся к ним мирян оправдаться либо покинуть кафедру.

Событие вызвало совершенно ненужный ажиотаж в прессе и соцсетях, но это всё – наносное, скоро уляжется, особенно если будет дан окончательный ответ Церковного суда, но теперь уже этот «анаксиос» будет долго звучать эхом в нашей церковной истории.

Благо, Церковь наша Православная такова, что фрагменты неустроенности не способны повредить весь Её организм, и видно это особенно – в рядовой приходской жизни. И духовная основа Русского Православия всегда давала и сейчас даёт каждому человеку возможность совершить, уж если и не подвиг, то хотя бы благое деяние.

Приведу два примера из недавних собственных наблюдений.

В нашем крае некогда сверкали благолепием усадьбы русских купцов и помещиков, до сегодня уцелели лишь фрагменты строений, среди них – когда-то великолепные православные храмы.

Вот, село Чирпы Лаишевского района Республики Татарстан, что в 60 километрах от Казани по Оренбургскому тракту. Внешне – обычная деревенька, но если заглянуть в её историю – она потрясающа, и связана с именами Толстых, Милославских, Завалишиных (генерал знаменитый), Змеёвых (казанский стольник, устроители засечной линии)...

И была в Чирпах в 1747 году построена Смоленско-Богородицкая церковь, перестраивалась она в 1899 году как кирпичная церковь во имя Чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского.

До сего дня дожили лишь остатки некогда красивейшего в округе храма, памятника русской архитектуры.

В один из нынешних июньских дней решили вдруг жители села прибраться вокруг церкви. Инициативу проявил глава сельского поселения, местная активистка подключилась, собрались десять женщин и двое мужчин, включая и самого главу. Выкосили бурьян, вырубили сорные деревья, убрали мусор. Договорились ещё собраться, большим, чем в этот раз, числом.

И, может даже, забыли эти люди – как Богу молиться, в отличие от своих предков, некогда добросовестных прихожан этой в те века ещё великолепной церкви. Но возможно именно сейчас малыми шажками началось возрождение некогда утраченного духовного богатства?

Да, к сожалению, нередка до сих пор здесь, в земле Казанской такая картина: стоит руинированная церковь посреди скопления коттеджей, а порой - почти замков. Немым упрёком не только тем, кто парит повыше, но и жителям поселения, кто живёт здесь и носит крест нательный. И, хоть малыми делами, но надо начинать сообща менять эту ситуацию.

А в другом месте близ Казани – посёлке с символичным названием Дачное Высокогорского района, церкви по историческим данным раньше – не было. Но местный житель Михаил Яковлев сам решил взяться строить часовню рядом с местном кладбищем. По памяти, уже лет пять строит постепенно, по мере того, как выкроит какие-либо средства. Поначалу от сторонней помощи односельчан деньгами – отказывался. Обжегся, говорит, мол, рубль дадут, а потом спрашивают – почему крыша не покрыта? Но, куда ж без помощи: вот одни внесли свои лепты на купол, а одна семья выделила средства на крест с позолотой. И, вот, июльским днём состоялось торжественное освещение креста и купола и их водружение на своё место.

Служил настоятель храма святителя Варсонофия Казанского чудотворца, что при роддоме № 3 Казани, иеромонах Вячеслав (Шапоров). Прихожан пока – едва ли два десятка, включая мужчин, прибывших помочь. Но, как говорится, лиха беда начало.

Может быть, и скажет кто-то, мол, что за «события» – здесь на часовенку куполок с крестом поставили, а там – у полуразрушенной церкви прибрались?! И, разве это – уровень митрополий, с которого начали речь?

А, вот, в том-то и суть, что подобные, по масштабам даже малые дела – начало непростого пути, от малого – к великому.

И каждое такое дело – как свет на зорьке. Если закатный, то померкнет, тьма наступит. А если рассветный – разгорится новым светлым днём. И многое в этом – от каждого из нас зависит.

Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Закаты и восходы митрополии Казанской и Татарстанской

В ближайшее время Казанскую и Татарстанскую митрополию ожидают: 1. Увеличение налога с приходов до 20%. 2. Всех монахов, правящих в своих приходах, отправят служить по монастырям. 3. Производить закупки церковной утвари ТОЛЬКО через центральный склад митрополии, для этого закупят грузовой транспорт. 4. Уберут все церковные лавки и киоски, не принадлежащие Казанской митрополии. 5. Обяжут всех священников носить рясы на улицах и в общественных местах. Именно такие предложения были отчасти реализованы в Симбирской митрополии,но... Монахи, как служили в своих городских приходах, так и служат; рясы как не носили на улицах, так и не носят; Кроме конечно налогов и финансовых потоков. В целом же казанцам с новым митрополитом повезло, как и симбирянам с митрополитом Анастасием. Симбирску сегодня необходима молитва. Митрополит Анастасий - как раз тот самый смиренный молитвенник перед Богом за нас грешников. С точки зрения духовности. Произошедшие события в Симбирске - церковный майдан, как раз и говорят сами за себя - как лукавый боится нового митрополита молитвенника владыку Анастасия!!! С НАМИ БОГ!
Валерий / 03.08.2015, 09:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Юрьевич Щеглов
«Рцем вси !...»
Почему надо в воскресение посещать храм
15.11.2024
Станет ли Казань центром обсуждения насущных проблем общества, или вновь вклинятся «чиновники-вахтёры»?
Непраздный вопрос в канун дискуссии «Россия и Русский мир: история, современные вызовы и перспективы», назначенной в Казани на 4 ноября 2024 г.
01.11.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Казань, Покров. Веселье души, воздух русской души!
Краткий очерк с праздничного архиерейского богослужения
14.10.2024
Возмущён преследованием и клеветами образцового руководителя района!
А также кое-что об абсурде антимонопольного законодательства
16.08.2024
Все статьи Михаил Юрьевич Щеглов
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07