«Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Феофану».
«Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии быть митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию».
В общем, если говорить короче, то митрополитов Татарстанского и Симбирского поменяли друг с другом.
Как любые перемены на таком уровне проходили они, судя по всему – не просто. Для администрации регионов эта замена так вовсе оказалась если не шоком, то явной неожиданностью. Хотя администрации врио президента Татарстана Рустама Минниханова вряд ли можно было рассчитывать на хоть как-то согласованные с ней действия патриархии. Это после того, как она не отреагировала на известие о приезде в Казань Патриарха Кирилла, во время которого Святейший планировал поднять вопрос о фактической реализации преподавания Основ православной культуры в школах этого региона – единственного в России, где этот предмет до сих пор не преподают. Примечательно также, что ранее один из высоких местных чиновников назвал «причитаниями» разговоры о притеснении православия в республике, за что вежливо, но довольно жестко был раскритикован главой Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Романом Силантьевым.
В общем, так или иначе, но по прошествии недель о каких-либо серьёзных контактах новых митрополитов с региональными властями – ни из Казани, ни из Ульяновска не было слышно. Только в последний день июля поступила информация об официальной встрече врио президента РТ Рустама Минниханова с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. И сводка опубликована довольно сухая, минимум информации.
А что же поменялось для нас, «рядовых» православных, кто «внизу» церковной иерархии?
Вот, в Казани ближайший праздник иконы Божьей Матери «Казанская» 21 июля, новый владыка Феофан отслужил первую свою большую службу, был и традиционно многочисленный крестный ход от Благовещенского собора Казанского кремля к Крестовоздвиженской церкви, расположенной на месте обретения Казанской иконы Богородицы.
Поистине удивительна была проповедь нового владыки, произнесённая после литургии. И дело не в том, что харизматичная, и почти шестнадцать минут слушается (да и читается текстом) она на одном дыхании.
Некоторые положения и идеи в публичной проповиди архиерея здесь было даже не представить отродясь.
Вот, например, как владыка о Казанской иконе Божьей Матери сказал в значении общерусском и общероссийском.
«…список, но этой чудотворной иконы Божией Матери, некогда вывезенный из России, бывавший во многих странах, вновь вернулся сюда, в град Казань, на землю Русскую. Нет, я не оговорился, не говорите мне, что иная земля. Мы все на одной земле, мы все живем в одном государстве. И я не сомневаюсь, что и на тех, кто исповедует иную веру, Матерь Божия и на них простирает свой Покров, ибо видит и знает, что они трудятся здесь, на той земле, где она явилась».
Подумать только, «на землю Русскую»! Как сердце каждого русского, православного человека жаждало этих слов долгие десятилетия! И, ведь, иных – не обидел.
А после того, как в проповеди прозвучало о примере мусульман, когда тысячи мужчин собрались на молитву в свей недавний праздник, буквально прогремело: «А где наши мужчины?! Вы что, забыли, что вера — это не удел стариков и старух, вера — это дело сильных!»
Думается, у многих присутствовавших не меньшим порывом в душе откликнулось пламенное: «Я обращаюсь к тебе, славянин!»
Да и простое «Народ русский» - оказывается нисколько не страшно, когда вслух здесь, в центре Казани, произносится.
А в Ульяновске подобающему, казалось бы, торжеству встречи православных с новым митрополитом Анастасием помешал досадный скандал. Группа верующих с участием представителей священства встретили нового архиерея возгласами «анаксиос» («не достоин» – греч.), что в церковной жизни – исключительная, почти невероятная редкость. «Анаксиос» звучало и на площади перед Спасо-Вознесенским собором, и, затем, в самом соборе. Так и служба не началась, пока группа с этим возгласом не покинула собор.
Почему такое стало возможным? Причина кажется очевидной – отсутствие какой-либо реакции на обвинения, многократно звучавшие в адрес митрополита Анастасия в содомском грехе. Сам владыка Анастасий также не отреагировал на требование двух ульяновских священников и группы присоединившихся к ним мирян оправдаться либо покинуть кафедру.
Событие вызвало совершенно ненужный ажиотаж в прессе и соцсетях, но это всё – наносное, скоро уляжется, особенно если будет дан окончательный ответ Церковного суда, но теперь уже этот «анаксиос» будет долго звучать эхом в нашей церковной истории.
Благо, Церковь наша Православная такова, что фрагменты неустроенности не способны повредить весь Её организм, и видно это особенно – в рядовой приходской жизни. И духовная основа Русского Православия всегда давала и сейчас даёт каждому человеку возможность совершить, уж если и не подвиг, то хотя бы благое деяние.
Приведу два примера из недавних собственных наблюдений.
В нашем крае некогда сверкали благолепием усадьбы русских купцов и помещиков, до сегодня уцелели лишь фрагменты строений, среди них – когда-то великолепные православные храмы.
Вот, село Чирпы Лаишевского района Республики Татарстан, что в 60 километрах от Казани по Оренбургскому тракту. Внешне – обычная деревенька, но если заглянуть в её историю – она потрясающа, и связана с именами Толстых, Милославских, Завалишиных (генерал знаменитый), Змеёвых (казанский стольник, устроители засечной линии)...
И была в Чирпах в 1747 году построена Смоленско-Богородицкая церковь, перестраивалась она в 1899 году как кирпичная церковь во имя Чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского.
До сего дня дожили лишь остатки некогда красивейшего в округе храма, памятника русской архитектуры.
В один из нынешних июньских дней решили вдруг жители села прибраться вокруг церкви. Инициативу проявил глава сельского поселения, местная активистка подключилась, собрались десять женщин и двое мужчин, включая и самого главу. Выкосили бурьян, вырубили сорные деревья, убрали мусор. Договорились ещё собраться, большим, чем в этот раз, числом.
И, может даже, забыли эти люди – как Богу молиться, в отличие от своих предков, некогда добросовестных прихожан этой в те века ещё великолепной церкви. Но возможно именно сейчас малыми шажками началось возрождение некогда утраченного духовного богатства?
Да, к сожалению, нередка до сих пор здесь, в земле Казанской такая картина: стоит руинированная церковь посреди скопления коттеджей, а порой - почти замков. Немым упрёком не только тем, кто парит повыше, но и жителям поселения, кто живёт здесь и носит крест нательный. И, хоть малыми делами, но надо начинать сообща менять эту ситуацию.
А в другом месте близ Казани – посёлке с символичным названием Дачное Высокогорского района, церкви по историческим данным раньше – не было. Но местный житель Михаил Яковлев сам решил взяться строить часовню рядом с местном кладбищем. По памяти, уже лет пять строит постепенно, по мере того, как выкроит какие-либо средства. Поначалу от сторонней помощи односельчан деньгами – отказывался. Обжегся, говорит, мол, рубль дадут, а потом спрашивают – почему крыша не покрыта? Но, куда ж без помощи: вот одни внесли свои лепты на купол, а одна семья выделила средства на крест с позолотой. И, вот, июльским днём состоялось торжественное освещение креста и купола и их водружение на своё место.
Служил настоятель храма святителя Варсонофия Казанского чудотворца, что при роддоме № 3 Казани, иеромонах Вячеслав (Шапоров). Прихожан пока – едва ли два десятка, включая мужчин, прибывших помочь. Но, как говорится, лиха беда начало.
Может быть, и скажет кто-то, мол, что за «события» – здесь на часовенку куполок с крестом поставили, а там – у полуразрушенной церкви прибрались?! И, разве это – уровень митрополий, с которого начали речь?
А, вот, в том-то и суть, что подобные, по масштабам даже малые дела – начало непростого пути, от малого – к великому.
И каждое такое дело – как свет на зорьке. Если закатный, то померкнет, тьма наступит. А если рассветный – разгорится новым светлым днём. И многое в этом – от каждого из нас зависит.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан
1. Re: Закаты и восходы митрополии Казанской и Татарстанской