215 лет назад, на память праведного Иова Многострадального, 6 мая по старому стилю, (19 мая по новому стилю) 1800 года, в возрасте 69 лет скончался великий русский полководец и благоверный воин Александр Васильевич Суворов. Его слова: «Мы Русские - с нами Бог!» сегодня должны стать девизом всех, кто стремится к возрождению великой России. Этот праведный воитель еще не прославлен в лике святых, но его духовный пример важен для нас.
Накануне памятной даты по инициативе настоятеля Леушинского подворья подворья протоиерея Геннадия Беловолова в Санкт-Петербурге состоялась памятная акция, посвященная А.В. Суворову. Вот что рассказал о ней корреспонденту РНЛ отец Геннадий:
Текущий год – год 1000-летия святого князя Владимира, год 70-летия Великой Победы – богат на юбилеи. Встает вопрос, 215 лет – это юбилей или нет? Для личности рядовой – нет, но в отношении великих людей нашего Отечества нам дорога каждая памятная дата. К таким людям относится Александр Васильевич Суворов, 215 лет со дня кончины которого отмечается в 2015 году.
Если спросить, кто является «именем русского воинства», думаю, что большинство нашего народа голосовало бы за Суворова. Мы решили почтить юбилей со дня кончины великого полководца накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, чтобы придать этому празднику ретроспективу. Суворов был одним из солдат, одним из победителей Второй мировой войны. Что произошло тогда? После сокрушительного поражения от фашистов в начале войны высшее руководство Советской Армии решило в качестве союзника призвать… исторических героев России.
В 1942 году вспомнили, что у нас были князь Михаил Кутузов, адмирал Феодор Ушаков, генералиссимус Александр Суворов. Именно в 1942 году были учреждены новые, никогда ранее не существовавшие ордена Суворова, Кутузова. Великие герои были зачислены в действующую Армию, и настал перелом в ходе войны. Почему? Потому что в битву вступили старики-великаны, могучие духом. За дело взялись Суворов, Кутузов, Нахимов, Багратион. Святые князья Александр Невский и Димитрий Донской сражались танковыми бригадами, эскадрильями самолетов. В год 70-летия победы нельзя забывать этих великих полководцев.
Так возникла идея провести День Суворова в Санкт-Петербурге, накануне 9 мая. Мы связались с музеем Суворова благодаря отцу диакону Игорю Ларину, заместителю директора музея по связям с военными организациями. 4 мая для группы прихожан Леушинского подворья и сотрудников некоторых петербургских музеев были проведены экскурсия по музею Суворова и ряд мемориальных мероприятий по Санкт-Петербургу.
Экскурсию провел Алексей Юрьевич Егоров – старший научный сотрудник музея Суворова, один из лучших знатоков жизни полководца. Он рассказал не только о жизни Александра Васильевича, но и о его боевых подвигах – никто из полководцев не может похвалиться таким же результатом: 63 выигранных сражения и ни одного поражения!
Как раз в этот день из
Москвы была получена фотография проекта иконы святого праведного воина Александра Суворова. Как известно, в 2007 году при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете была создана группа по подготовке материалов
к прославлению А.В.Суворова в лике святых. Закономерно, что после канонизации адмирала Феодора Ушакова следующим святым русским воином должен стать Александр Суворов, и эта работа началась. По инициативе музея Суворова в иконописной мастерской Свято-Троицкой Сергиевой Лавры был создан проект иконы Александра Суворова. Сама икона будет доставлена в музей 18 мая.
Иконописный образ праведного воина очень выразителен. Скажу, что, еще не видя иконы, я пытался представить себе лик Александра Суворова с нимбом и у меня это не получалось – настолько он живой в своих портретах, запечатленный в момент подвига, в пылу сражения, в своих афоризмах. Но, увидев проект иконы, я сказал: «Да, аминь!», - настолько образ генералиссимуса на ней емкий, что хочется помолиться: «Святый, благоверный Христов воин Александр, моли Бога о нас!» Отмечу, что фотографический проект иконы сопровождал всю экскурсию.
Алексей Юрьевич Егоров, рассказывая о жизни полководца, развенчал несколько мифов. Например, принято считать, что Суворов был щуплого телосложения и мал ростом, но не сохранилось ни одного его портрета в рост, ни одного мундира. Однако, сохранилась его трость, которая физически не могла принадлежать низкорослому человеку. По соотношению длины трости и пропорциональной ей высоте человека, Суворов должен быть ростом не менее 170 см!
Другой миф –
отношения с Императором Павлом, которые в современной литературе подаются как конфронтация. Алексей Юрьевич напомнил, кто возвел Суворова в высший военный чин Российской Империи? А кто при жизни Суворова поставил ему памятник? Тот самый, что на Суворовской площади. Ведь он был заказан Императором Павлом еще при жизни Суворова, после Швейцарского похода. Отношение государя и генералиссимуса были гораздо интереснее, содержательнее, чем их представляют современные мифотворцы.
Безусловно, Император Павел ценил Суворова, а высылка в Кончанское – дань непростому характеру Александра Васильевича, нарушившему ряд дисциплинарных моментов. Как только Император призвал Суворова в Швейцарских поход, тот сразу отправился. Поход в Швейцарию для Суворова носил духовный смысл. Суворов шел отомстить французам за безбожие и за убийство короля Людовика. Для Суворова это был поход, прежде всего, религиозного содержания. Это высочайший взлет его воинского пути – битва за Бога, за веру.
Вернувшись в Россию после похода, Александр Васильевич
написал покаянный канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. Это удивительное произведение, написанное Суворовым в подражание покаянному канону Андрея Критского для себя, для воинов, чтобы молиться перед сражением. Тут открывается одно из глубочайших убеждений Суворова: воин должен идти на поле брани с чистой совестью. Суворовский канон – это исповедь перед сражением. В бою никто не может дать гарантии солдату – пуля может настичь любого, но смерть солдат должен принять с покаянным настроем и в бой вступить с молитвой.
Мы побывали в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры, где почивают останки полководца. Церковь пока что принадлежит Музею городской скульптуры, и поэтому мы заблаговременно получили разрешение на проведение там панихиды по Александру Васильевичу. Затем мы соборно прочитали сам покаянный канон, что произвело сильное духовное впечатление. Суворов нашел мощные, громогласные покаянные слова, которые очищают душу и настраивают ее на высокий подвиг во имя защиты Отечества.
Этот канон – настоящее продолжение суворовской книги «Наука побеждать», так как все читавшие почувствовали прилив сил, ощутили готовность идти в бой за Святую Русь. Ни у кого из участников панихиды не осталось сомнения в святости Александра Суворова, перед нами была явлена новая грань его личности как молитвенника, как духовно опытного человека.
Затем мы побывали в Меньшиковском дворце, где располагался в 18 веке Шляхетский кадетский корпус, где учился Суворов, здание Двенадцати коллегий, где он служил, казармы Семеновского и Преображенского полков, - где он жил, а также Таврический дворец, где была квартира, специально выделенная Суворову Государыней Екатериной Второй.
Самый главный петербургский адрес Суворова – дом на Крюковом канале № 23, где он умер 6 (19) мая 1800 года. В этом доме жил племянник полководца, граф Дмитрий Иванович Хвостов – поэт, преданно любивший своего дядю. Суворов никогда не вписывался в обыденность, раздвигая рамки заурядности. Даже после смерти он заставил сопровождавших гроб с его телом действовать наперекор общепринятому порядку: пришлось выносить его тело на улицу не по лестнице, а спустив с балкона. Сейчас этаж, где была квартира графа Хвостова, и где можно было бы устроить мемориальный музей Суворова, является частной собственностью, но будем надеяться, что когда-нибудь эта идея будет воплощена. Слава Богу, на доме есть мемориальная доска, под которой мы помолились.
Сотрудники музея напомнили, что после битвы Александр Васильевич всегда воздавал славу победителям и вечную память павшим не только молитвой, но и глотком горького русского напитка, и предложили устроить суворовские поминки. Совершив Суворовский круг по Санкт-Петербургу, проехав по Суворовскому проспекту, мы вернулись в музей, где в конференц-зале стали участниками необычной поминальной трапезы: с десятью граммами русского крепкого напитка и, в качестве закуски, черной редькой с солью. Известно, что это, богатое витаминами блюдо Александр Васильевич весьма любил. Был подан чай на травах из района села Кончанского – родового имения Суворовых и пирожки с грибами в виде военной треуголки.
Этот день стал репетицией к дням памяти Суворова, которые музей Суворова будет проводить 17-18 мая. Наш Сувовровский день открыл нам великого полководца не только как военного деятеля, но и как духовного вождя. Явно чувствуется необходимость канонизации непобедимого русского генералиссимуса: Суворов нам нужен как святой воин Святой Руси. У нас два непобедимых воина Александра: Александр Невский и Александр Суворов. По церковной традиции, святому присваивается титул, которым он величается в молитвенном призывании. Думаю, что праведному воину Александру Васильевичу Суворову наиболее соответствует титул «Непобедимый».
Святый княже Александре Непобедимый, моли Бога о нас!
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
3. Re: «Суворов нам нужен как святой воин Святой Руси»
2. Зачем?
1. Re: «Суворов нам нужен как святой воин Святой Руси»