«Надо проявить государственную волю, не дожидаясь единогласия»

Пастыри о словах Святейшего Патриарха Кирилла о том, что общественное согласие в понимании отечественной истории возможно только на основе признания исторических достижений

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
133
Время на чтение 5 минут
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Рождественском интервью заявил, что общественное согласие в понимании отечественной истории возможно только на основе признания достижений каждой исторической эпохи. «На основе трагедий, преступности, смертей и войн и разрушений примириться нельзя», — сказал Первоиерарх.

«Возможно ли, на ваш взгляд, общественное согласие относительно основных событий и фигур отечественной истории? Как его достичь? Как вы относитесь к идее "надо признать за каждой эпохой ее достижения"?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «нужно держать в голове четко сформулированные философом Сергеем Перевезенцевым различия между преподаванием истории и исторической наукой. Наука должна заниматься выяснением фактов, и для нее и подвиги, и преступления – это такие факты. А когда историю преподают, она предстает не как набор фактов, но и как их оценка. А оценки должны даваться с какой-то нравственной позиции, которая имеет духовную, религиозную основу».

«У нас главным субъектом должен быть, в первую очередь, русский народ, - убежден он, - как и его самоидентификация, определение которой дали на ВРНС. И складывается четкая концепция: согласие должно быть внутри этой русской идентичности. Тогда проблемы не возникает. Мы своих детей должны воспитывать, обучать, взращивать в них этноисторическую суть, в которой они дальше сами будут пребывать и транслировать своим будущим поколениям. Вот в этом смысле и следует говорить».

«Конечно, - продолжил отец Сергий, - полного согласия в обществе достичь невозможно. Как только белый и чистый лист заполняют каким-либо текстом, возникает несогласие. Так что надо проявить некую государственную волю, не дожидаясь единогласия, которого невозможно добиться. Надо четко провозгласить блок понятий, которые не должны подвергаться сомнению. И это уже задача не Церкви и согласия религиозных общин, а задача государства. Оно должно заботиться о том, как оно выглядит в глазах народа. Если государство этого не делает, вполне могут возобладать разрушительные настроения, как это произошло в 1917 или в 1991 году. Если государство хочет устойчивости, оно должно предпринимать все усилия, несмотря на возражения несогласных».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что «здесь важно точно все сформулировать. Одно дело - учебник по истории, даже, например, советского периода. А другое дело – произведение А. Солженицына "Архипелаг ГУЛаг". При всем уважении к Солженицыну и его трудам, "Архипелаг ГУЛаг" – это не учебник по истории. Даже выкладки Владимира Хожанова в отношении советской эпохи более бесстрастны и в оценочном плане больше подходят для изучения истории. Я сам ненавижу многое, что было в СССР, но, безусловно, там была и великая героика».

«Надо научиться различать, кто реальный герой, а чья репутация героя создана только пропагандой, - предлагает он. - Это задача непростая, тут нужны серьезные умы, которые могли бы провести обстоятельный исторический анализ со всей нравственной ответственностью и выверенной оценкой. Безусловно, Патриарх Кирилл правильно ставит эти вопросы, необходимость в согласной исторической оценке есть, но это серьезная задача, отдавать ее решение на откуп абы кому нельзя».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что «история сама по себе очень многогранна и неоднозначна. Едва ли можно найти концепцию, которая бы удовлетворила всех. Мы, конечно, хотим, чтобы народ был един в оценках всех исторических эпох, но мне не кажется это возможным. К сожалению, общество у нас по-разному оценивает историю. Поэтому нужна не столько единая трактовка истории, сколько согласие хотя бы в изложении событий. Если человек по убеждениям коммунист, он к истории подходит с одними мерками, а если монархист – другая, если либерал, то вообще третья. Вдобавок у нас страна многоконфессиональная и многонациональная, поэтому разных оценок всегда будет много, и всех примирить невозможно».

«Конечно же, - продолжил пастырь, - я полностью согласен с Патриархом Кириллом: надо опираться на объединяющие нас положительные стороны истории. На ненависти и вражде, как сейчас это происходит на Украине, ничего хорошего не построить. Но полностью историю привести к общему знаменателю – это значит упростить ее. История гораздо сложнее. Чтобы избежать упрощения, надо понимать, что наш народ очень разный, нужно уважать мнение всех сторон общества и учиться уметь жить вместе притом, что у всех могут быть разные концепции и мнения».

«Тем не менее, я убежден, что одна концепция все-таки должна быть господствующей. В Российской империи русский народ был ядром государства и общества, так и в советское время было. Если сейчас такого ядра общества нет, тогда непонятно, что мы друг от друга хотим. Поэтому следует признать русскую культуру как доминирующую и заслуги Русской Православной Церкви в истории, и от этого отталкиваться», - заключил отец Иоанн.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «надо признавать за каждой эпохой ее достижения. А те, кто любят чернить нашу историю, различий между периодами и не делают: одни и те же люди советскую Россию называют «империей зла», царскую Россию - «тюрьмой народов». То есть они вообще никакую Россию не хотят признавать и уважать. И таких русофобов у нас немало».

«Этому надо противопоставлять единый взгляд на историю, о чем мы не раз говорили: нам нужна позитивная идеология, в которой будут оцениваться все исторические периоды, - предложил он. - Но для этого нужна единая система воззрения на нашу историю. Если ее нет, раздорам конца не будет: так и будем "кто в лес, кто по дрова", пока не будет единого взгляда, поддерживаемого интеллектуальным потенциалом страны. Раньше все деятели нашей культуры работали в едином патриотическом ключе и формировали положительный взгляд на историю. Были, конечно, перегибы в сторону слишком критического отношения к прошлому, но и это стало выравниваться в начале Великой Отечественной войны, когда вспомнили и Александра Невского, и Суворова».

«И сейчас, думаю, два процесса пойдут одновременно. Первый – это мобилизация всех сил России на отражение новых атак со стороны Запада – политических, экономических и военных угроз. В советское время это называли угрозой "мирового империализма", да и сейчас все то же самое – тот же "империализм" в точности так же на нас насупившись идет. И одновременно с этим нужен второй процесс: формирование единой идеологии, на которой будут воспитываться наши дети. И эта идеология будет повсеместна - в казармах, на кухнях и в школах. Но для этого нужно ее легализовать. У нас она законодательно сейчас запрещена. Парадокс: отказ от суверенитета зафиксирован в нашей Конституции! Это безобразие надо убрать и сконцентрировать усилия на отражение вызовов современности. И тогда мы сможем исполнить совет Патриарха Кирилла», - заключил отец Александр.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
17.04.2024 01:10
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
17.04.2024 00:32
В поисках подковы
Новый комментарий от С. Югов
16.04.2024 23:31
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:20
По молитвам прмц.Елисаветы Феодоровны
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:15