Как сообщалось, экс-глава Центробанка Виктор Геращенко заявил, что не верит в возможность дефолта США и поражается финансовой политике российских властей. «В последние годы у нас начали много мудрить с финансами. Медведев заявлял, что хочет Москву превратить в финансовый центр... Лучше бы он начал нефтью торговать за рубли. Пусть бы они меняли свои валюты на рубли и рублями сразу бы нам платили», - отметил, в частности, Геращенко. Однако, по словам эксперта, «никто в правительстве ничего для этого не делает»: «Нет ни кадров, ни системы, ни понимания. Цели ставятся великие, но, кроме лозунгов, ничего нет. Возможности упущены. Нефть - наша, а деньги - не наши. Мы у них потом покупаем их валюту, оплачиваем, по сути, их расходы. Так откуда же у нас будет крепкий рубль?»
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, профессор Леонид Гребнев.
Когда похожей мыслью озадачились Хусейн в Ираке, а затем в Ливии Каддафи, известно, чем все это закончилось для них персонально. Мы, конечно, покрупнее и посильнее, но это слишком опасное дело, чтобы заниматься просто «ради крепкого рубля».
Нефть в Китай мы продаем сейчас не за доллары, это «звоночек» в том направлении, о котором говорит Геращенко, хотя базовая цена может при этом устанавливаться в долларах. Если есть рынок, то есть и цена в какой-то одной единице измерения. Поскольку США долгое время доминировали на рынке нефти, именно доллар стал той валютой, в которой выражается цена этого товара.
Рубль выпускается в обращение путем покупки долларов, об этом, по сути, и Геращенко написал («Насколько мне известно, ЦБ купил приличное количество валюты, несколько сотен миллионов долларов. Он хотел поддержать рубль»). США могут печатать доллары, сколько хотят, причем печатает их частная лавочка – Федеральная резервная система.
Если мы что-то хотим продавать за границу за рубли, иностранцы должны покупать их на валютном рынке. Так вот, пока наша валюта на этом рынке появляется путем покупки долларов («фантиков») нашим Центробанком, «крепость» рубля будет крайне условной. Поэтому цели Геращенко упоминает правильные, а средства достижения (особенно «крепость рубля») – очень спорные.