Как сообщалось, Президент России Владимир Путин встретился с разработчиками нового учебно-методического комплекса российской истории.
«До какого времени, на ваш взгляд, должен доходить школьный курс истории? Что вы назвали бы "идеологическим мусором" в этом курсе? Какие спорные моменты в отечественной истории, на ваш взгляд, особенно сложны для преподавания и как их следует преподавать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил: «Чтобы говорить об идеологизированности учебника истории, надо иметь идеологию».
«Вообще у общества, государства должна быть какая-то идеология или не должна? Вот вопрос. Допустим, до революции разные идеи были основаны на разных понятиях. Была знаменитая идея Самодержавия, Православия, Народности, многими критикуемая. Потом была монолитная, но все-таки ложная идея, которая тоже подверглась различным трансформациям: построение коммунизма, социализма и т.д. Безбожная, и поэтому ложная. Теперь мы существуем в каком-то почти безыдейном пространстве, а пресловутая идея толерантности или политкорректности не может служить выживанию нации в мире. Нужна какая-то своя, здоровая, трезвая идея существования России, русской нации, которая всегда объединяла разные этносы. А сейчас ведь никакой внятной идеи нет. А поскольку отсутствует стержневая идея существования великого единого государства, не вполне понятно, каким должен учебник истории. Вообще, конечно, история – предмет очень сложный, потому что сложен и непредвзятый взгляд на нее. Сама по себе историческая наука – это борьба гипотез о нашем историческом прошлом. Некоторые моменты выясняются в точности, а какие-то остаются спорными. К сожалению, даже не обо всех явлениях XX столетия мы имеем объективное представление, более того, до сих пор не ко всем архивам открыт доступ, а некоторые просто не уцелели…», - добавил он.
«Есть разные исторические концепции - взять хотя бы революцию или Вторую мировую войну. До сих пор что там на самом деле происходило и почему - темный лес… А мы говорим о составлении единого учебника, который бы не имел никаких противоречий. Так прежде давайте сформулируем какую-то внятную идею существования нашего народа, не обязательно идеологизированную, но имеющую какую-то патриотическую составляющую. Что же до сроков, которыми предлагается ограничить учебник, мое мнение – всякий исторический взгляд должен быть с какой-то дистанции. Как мы можем исторически осмыслить наши дни? Вот 90-е годы можно пытаться осмысливать, на все эти реформы уже можно посмотреть со стороны. Нулевые – постольку, поскольку; десятые – тут уж вообще неизвестно, куда мы идем или катимся в историческом, экономическом, геополитическом планах. Мне кажется, уместнее все же будет остановиться на нулевых», - заключил священник.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, отметил, что «есть точные науки, где вопросы невозможно трактовать по-разному, а в истории, к сожалению, не так. Неидеологизированными, и то до определенной степени, могут быть только точные науки».
«То, что сегодня мы называем настоящим, завтра - уже прошлое, поэтому учебник нужно завершить волевым решением: данный период новейшей истории заканчивается, например, 31 декабря 2013 года, а в обновленном издании будет новая дата, поскольку понятно, что новейшая история не завершается периодом руководства Владимира Путина. У нас все моменты в истории спорные, но есть несколько этапов, которые очень важны. Например, мы не должны переименовывать Великую Отечественную войну, как нам сегодня советуют некоторые украинцы. Это в Британии ее называют Второй мировой войной, но для нас она – Великая Отечественная, потому что народ перед лицом опасности объединился и стал великим. Было бы приятно, если в учебнике было больше правды сказано о средних веках, о развитии быта, культуры и традициях Московской Руси в это время. У меня вот есть большой интерактивный музей истории Саранска, который позволяет грамотно знакомить ребят с историей XVI-XVIII веков, разъяснять, что это очень интересное время, а не "темное"», - заключил священник.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сказал, что «если вопрос выпуска учебника решается сегодня, то сегодняшним днем его и надо заканчивать, чего тут думать?»
«По поводу спорных моментов: тут парад интересов определенных кругов и их представителей, но надо выбрать именно тот интерес, который в полной мере отвечает истине. Спорные вещи будут всегда. Ведь история нашей страны - это не просто набор дат и событий, это еще и история Церкви. Наша страна исторически приняла Православие, и все, что с этим было связано: борьба с другими вероисповеданиями, завоевания других народов и т.п. - история Церкви сразу высвечивает и становится понятно, где справедливость, где лукавство, где героические моменты, а где проявления слабости. Для чего вообще человечество живет? Неужели для того, чтобы поесть-поспать и умереть, и где лучше едят, там и процветающая страна? Я думаю, критерий оценки - это число людей, которые отдали жизни за истину. И с Россией никто не может потягаться в этом плане, если мы сможем показать, что люди отдавали жизни за веру, а не за материальные ценности», - заключил священник.
Игумен Сергий (Рыбко), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, отметил, что прошедшие события должны быть осмыслены, а на это нужны годы: если 90-е годы сейчас как-то уже осмыслили, то начало 2000-х еще слишком спорное время для однозначной оценки.
«Вот когда в истории оставят только факты, осмыслят их с точки зрения блага страны, огласят и восстановят имена расстрелянных - лучших людей науки, культуры и политики, - тогда можно говорить о едином учебнике истории. А сейчас я приветствую попытку создать такой учебник, это лучше чем ничего, но вряд ли он будет таким, как надо. Потому что люди, которые его пишут, сами еще не освободились от коммунистической идеологии, они вынуждены поддакивать обществу, которое еще больно коммунизмом», - подчеркнул отец Сергий.