В статье редактора информационно-просветительского портала Хабаровской епархии Юлии Шутовой «Существует ли православная журналистика?» дается, на мой взгляд, довольно точное определение православной журналистики: «Таким образом, говоря о православной журналистике мы, несомненно, подразумеваем исключительно качественную журналистику, которая через призму любого события общественной жизни остается верна принципам Православия, основанного на духовности и нравственности». Автор публикации перечисляет, пожалуй, основные определения этого понятия. И все они в разной степени неудачны.
В науках о человеческой деятельности широкое распространение получило понятие «миссия». И хотя этот иностранный термин находится в особом почете у западных ученых, тем не менее, его следует признать весьма полезным. В Большом англо-русском словаре В.К.Мюллера слово «mission» переводится как призвание, предназначение, цель (жизни). Наиболее удачное использование этого термина в общественных науках я обнаружил в фундаментальном труде Филипа Котлера «Маркетинг менеджмент» («Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль» / Ф. Котлер; Пер. с англ. под ред. О.А.Третьяк. - 2-е русс. изд. ;9-е межд. изд. - СПб: Питер, 2000. - 896 с.). Большая часть содержащейся в этом фолианте информации может быть отнесена к любой науке, изучающей общество. В главе «Определение миссии корпорации» говорится, что «организация разрабатывает декларацию о своем предназначении, а затем доводит ее до сведения менеджеров, служащих и (во многих случаях) клиентов. Хорошо продуманная декларация о миссии предоставляет служащим компании возможность сознательно идти к намеченной цели, определять приоритеты деятельности и соизмерять возможности. Заявление о миссии - "невидимая рука", которая направляет и организует коллективную работу служащих ее отделений в разных географических регионах» [с. 116-117]. Выражаясь поэтично, миссия есть путеводная звезда организации. Причем речь идет не только о миссии организации как некоей структуры, но и о миссии любой целенаправленной человеческой деятельности.
Термин «миссия» относится к тем понятиям, которые могут смущать и даже раздражать своей двоякостью. С одной стороны, этим словом обозначают способы, формы и приемы миссионерской деятельности. С таким значением в слове «миссия» некоторыми ревнителями обнаруживается скрытый филокатолицизм. В этом случае споры в основном идут вокруг форм миссии, например: допустима ли проповедь на рок-концерте, приемлем ли велосипедный крестный ход и т.д. и т.п. Но, с другой стороны, понятие «миссия» обозначает предназначение, призвание и цель жизни. Это значение затрагивает метафизическое, философское измерение жизни, касаясь самой сущности человека и сути вещей. Именно этот второй смысл имеется в виду, когда говорится о миссии православной журналистики.
На фоне многочисленных и в целом бесполезных попыток некоторых публицистов дать определение понятия «православная журналистика» священноначалию Русской Православной Церкви удалось ясно, точно и удивительно лаконично определить, в чем заключается миссия православной журналистики.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на встрече с организаторами и участниками V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», в частности, сказал: «...Главное дело, к которому вы призваны, - это дело служения Господу Спасителю, это осуществление миссии Церкви в очень специфической среде. А миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Все остальное вторично. Все то, чем болеет наше общество, и не только наше, - все эти политические перипетии, столкновения корпоративных, национальных, групповых интересов, вся эта борьба за власть и за влияние - все это вторично. Первично спасение человека, и первичность этой цели понимает каждый, кто на опыте своей жизни почувствовал, что означает движение ко Христу, что означает стремление к тому, чтобы обрести спасение своей души».
Митрополит Калужский и Боровский Климент, выступая с докладом на открытии II Фестиваля православных СМИ «Вера и слово», отметил, что «имея во все времена неизменную цель - спасение человека, Церковь, в настоящее время должна найти новые формы обращения к людям посредством новых информационных технологий, оказывающих наиболее ощутимое влияние на душу современного человека. Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ, но и искать пути к созданию собственных информационных каналов, способных свободно вести созидательную и врачующую церковную миссию вне зависимости от каких бы то ни было внешних условий. И потому более активное присутствие Церкви в информационном пространстве будет служить благу общества».
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, выступая 24 марта 2009 года на заседании Координационного совета по сотрудничеству между Республикой Беларусь и Белорусским экзархатом, подчеркнул, что «Церковь высоко оценивает роль СМИ в формировании общественного сознания. Ныне перед Церковью стоит важная миссионерская задача - научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые предоставляют средства массовой информации. Ведь журналистика может быть и миссионерским, христианским служением.
Имея во все времена неизменную цель - спасение человека, Церковь всегда очень чутко относилась к тому, как, на каком языке и в каких формах обращаться к сердцу человека в ту или иную эпоху.
Сегодня в нашей проповеди все более используются и новые информационные технологии. Мы полагаем необходимым более активное присутствие Церкви в информационном пространстве, в чем, думаю, заинтересовано и государство, и общество».
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в докладе на секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» ХVI Рождественских чтений сказал: «Мы говорим о том, что работа православного журналиста является одной из разновидностей проповеднического служения: наше слово может помочь человеку достигнуть спасения. Но именно поэтому деятельность "православных" изданий, глубоко враждебных Церкви, сеющих смуту, вражду, суеверия, разжигающих разного рода страхи, раскольнические настроения, может иметь самые разрушительные последствия. Не столько для Церкви, потому что, по слову Спасителя, "врата адовы не одолеют ее" (Мф. 16, 18), сколько для тех верующих людей, жаждущих истины, которым подают камень вместо хлеба».
Высказывания иерархов Русской Православной Церкви позволяют сделать четкий и однозначный вывод о том, что миссия православной журналистики заключается в спасении человека. О том, как должна осуществляться эта миссия православными журналистами, речь пойдет в следующем очерке.
Очерки православной журналистики:
Часть первая «Православные читатели».
Часть вторая «Институционализация православных СМИ и ее критики».
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
23. Ответ на 14., Ёжик:
22. Ответ на 13., Ёжик:
21. Ответ на 20., электрик:
20. 16. Ёжик : Ответ на 15., Андрей Карпов:
19. Ответ на 16., Ёжик:
18. Ответ на 17., Ёжик:
17. Ответ на 15., Андрею Карпову: дополнение
16. Ответ на 15., Андрей Карпов:
15. Ответ на 13., Ёжик:
14. Ответ на 12., Александр Тимофеев: