В целом с высказываниями о.Владимира нельзя не согласиться. Тенденция культурного упадка все больше и больше дает о себе знать. Человек не узнает образов казалось бы всем известных литературных произведений, потому что ум современного человека не шагает дальше интернет-блогов, рекламных роликов, диснеевских мультфильмов и глупых американских комедий. И поэтому, для многих современных людей (к сожалению, не только молодых) Чацкий – это тот, кто «чатится» в чатах, а Скрудж – герой мультсериала «Утиные истории».
Однако я как преподаватель литературы позволю себе возразить на одно из высказываний о.Владимира. Так по поводу Евангелия о.Владимир сказал, что люди «скоро перестанут понимать Евангелие, потому что все Евангелие построено на развернутых метафорах, притчах». Евангелие перестанут люди понимать тогда, когда на Земле закроется последний православный храм, поскольку чтение Евангелия всегда можно услышать на богослужениях. Последний храм закроется только перед Вторым Пришествием Спасителя на Землю. Следовательно, даже в эпоху интенсивного развития Интернет-технологий мы все еще далеко находимся от невостребованности Евангелия. И сегодня после советского атеизма в эпоху капитализма и потребительства человек, придя в Церковь, окунается несколько в иную реальность, где он слышит Слово Божье, в котором говорится о том, что существует Жизнь Вечная, дорогу к которой нам проложил Господь наш Иисус Христос. Чтобы лучше узнать, что есть Жизнь Вечная и кто такой Иисус Христос, человек начинает читать книги.
Очень многие люди (особенно молодые) не читая книг до воцерковления, начинают ознакомление с литературой после прихода в храм. Я сам до своего воцерковления, к сожалению, был воспитан на американских мультфильмах, супергероях и суперменах, вроде «черепашек-ниндзя», Бэтмана, Человека-паука. Когда по рекомендациям родителей я поступил в Гродненский государственный университет, я познакомился с Олегом Александровичем Романовым, доцентом кафедры философии. В отличие от большинства университетов Беларуси, в которых изучение философии опирается на западноевропейский рационализм, преподавание на кафедре философии ГрГУ им. Я.Купалы, где заведующим является известный в Беларуси и России публицист, обладатель премии «Золотой Витязь» профессор Чеслав Станиславович Кирвель, опирается на православно-патриотические позиции славянофильства. Яркие и образные лекции Романова приобщили меня к философскому знанию, и на его лекциях я впервые услышал о Боге, начал читать Библию. Причем мое изучение Священного Писания начиналось не с Евангелия (как это обычно бывает), а с книги Откровения Иоанна Богослова, т.к. увлекался тяжелым роком, а в композициях тяжелой музыки есть множество образов из этой книги. Затем я познакомился с творчеством Ф.М.Достоевского. Читать я его начал из простой любознательности. Мне было просто интересна причина, по которой общественность проявляет к его творчеству такой большой интерес. Благодаря роману «Идиот» я смог узнать, что есть люди, которые не стыдятся выделиться из общей массы человечества – быть добрыми, проявлять милосердие и обличать зло. Мою душу эта книга настолько тронула, что я стал интересоваться биографией Достоевского. Потом О.А.Романов предложил мне поехать в Оптину Пустынь, где и произошло мое воцерковление. Сегодня я преподаю в университете, занимаюсь Достоевским, пишу по его творчеству кандидатскую диссертацию, занимаюсь публицистикой, состою в российском обществе Достоевского.
Сердце человека всегда открыто к евангельской истине. Но почему же человек, открыв Бога, начинает читать? Потому что душа, как говорил А.Шопенгауэр, требует подпитки, как и любой другой орган. Если организм не давать физической нагрузки, не закаливать, то мышцы со временем атрофируются, увядают, а сам человек слабеет и становится предрасположенным к различным заболеваниям. Точно также и душа становится хрупкой, уязвимой, если не давать ей духовной пищи, частью которой является литература. Начинать познание следует с художественной литературы, где на основе художественных образов легко усваиваются образы евангельские. Затем душа насыщается и постепенно (как и мышцы после долгих тренировок) требует более серьезных упражнений, и тогда человек начинает чтение святоотеческой литературы.
Но почему же Евангелие открывает мир литературный? Потому что Бог есть Слово, которое никогда не перестанет быть актуальным до тех пор, пока существует Церковь Христова.
Александр Вадимович Бабук, преподаватель Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, член российского общества им. Ф.М.Достоевского