На семинар собрались руководители, педагоги школ и детских садов г. Кирова, гости из Москвы, Калуги и других городов Калужской области. Семинар организовывался в учебное время, чтобы можно было посетить уроки в их обычном режиме. Всего сотрудники лицея принимали более 50 гостей. Участники семинара имели возможность познакомиться с уникальным многолетним опытом духовно-нравственного воспитания на основе изучения курса «Основы православной культуры».
Из докладов Ольги Александровны Лукьяновой, заведующей отделом образования администрации МР «Город Киров и Кировский район», Германа Викторовича Кропачёва, директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кировский лицей», и благочинного о. Александра Рябова участники узнали, что преподавание курса «Основы православной культуры» в г.Кирове началось на добровольной основе в 2005 году. Это была естественная реакция на заказ социума на изучение курса, формирующего представление молодёжи о религиозных истоках культуры Отечества и предусматривающего наряду с полноценным культурологическим обучением духовно-нравственное воспитание.
В отличие от большинства школ, где курс ОПК ведётся отдельными учителями, а иногда одним педагогом, в Кировском лицее была создана система религиозно-культурологического образования по единому учебно-методическому комплекту (УМК) во всех классах – с 1 по 11. То есть руководство школы, осознавая роль отечественных традиций в подготовке будущей элиты России, проделало огромную работу для систематического использования воспитывающего и развивающего ресурсов нашего УМК. И надо сказать, кроме всех качественных показателей, представленных для ознакомления гостям, налицо были такие результаты, которые не требуют специального измерения: дети вежливы, приветливы, жизнерадостны, все здоровались даже за территорией лицея, опрятны, окурков нет нигде, и не потому, что добросовестно убирают, а потому что дети не курят. Школьники разговаривают друг с другом дружелюбно, даже на улице не слышно нецензурных слов. Всё это сильно отличает Кировский лицей от школ, например, московских, около которых нецензурные выражения обычны: причём ученики даже не ругаются, они просто так привыкли общаться.
Участники семинара увидели открытые уроки в 1, 4 и 9 классах, после чего состоялось обсуждение. Особенно понравился урок в 4 классе, проведённый Оксаной Евгеньевной Верегиной. Урок был очень оригинальным, с использованием разнообразных методов и приёмов, насыщенный богатым содержанием, с демонстрацией результатов проектной деятельности учащихся, и, что мы впервые увидели в школьной практике, - с участием родителей. Оказывается, коллектив с пониманием встретил одно из последних предложений любимого директора - активнее привлекать родителей к участию в учебном процессе, и учителя научились приглашать родителей на урок, давая им определённые задания, - прочитать фрагмент произведения, стихотворение, рассказать о своём опыте и т.д.
Как обычно бывает, богатый содержательный и методический материал, использованный Верегиной Оксаной Евгеньевной, располагал к открытому диалогу с автором курса, педагогическому сотворчеству и обмену мнениями. А это, как мы знаем, требует мужества, большого доверия, высокой профессиональной культуры и, главное, заинтересованности в росте мастерства и дальнейшем успешном развитии предмета. Это очень важно, чтобы научно-методические семинары не превращались в формальную демонстрацию достижений и чествование, а включали анализ и обсуждение сложных вопросов, помогали оттачивать мастерство, совершенствовать подходы, более тщательно подходить к отбору учебного материала.
В заключение участникам семинара были вручены удостоверения, школе были преподнесены подарки - комплекты демонстрационных материалов для 1-4 и 5-9 классов и учебные пособия. Всеми участниками семинара отмечалось, что основой успеха преподавания ОПК в лицее, впрочем, как, наверное, и успеха развития лицея в целом, является, прежде всего, высокий уровень управления педагогическим коллективом талантливым директором Германом Викторовичем Кропачёвым, одинаково умело справляющимся и с целым комплексом зданий лицея и с объединением большого педагогического коллектива идеей воспитания духовно развитой и нравственной молодёжи в учреждении повышенного уровня образования. На этом пути сложились уже надёжные отношения с Церковью, и теперь коллективу неизменно помогает не только Отдел образования администрации МР «Город Киров и Кировский район» и родительский коллектив, но и постоянное взаимодействие с местным Благочинием, и о. Александр всегда готов откликнуться на любую просьбу, придти на любое мероприятие, поддержать и ответить на любые самые сложные вопросы.
Алла Валентиновна Бородина