Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ» (VII направление: «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества», Педагогическая мастерская «Инновационный потенциал курса «Основы православной культуры» для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота», 26 января 2017 г., Москва, здание Правительства Москвы, ул. Новый Арбат, д. 36/9, аудитория № 1907).
Ваше Преосвященство, глубокочтимое священство и все участники Рождественских чтений!
Сегодня я собираюсь продолжить и углубить тему, начатую ранее.Она важна для всех граждан России, но для казаческого направления - особенно. Мы уже говорили о том, что личность будущего гражданина находится в центре пересечения различных идеологических концепций и столкновения разных интересов. Поэтому самые главные и самые разрушительные удары последних трёх десятков лет направлены на систему образования. В результате система образования стала самым нестабильным социальным институтом России. Нонародкак мог, проявлял энтузиазм, пытаясь защитить молодёжь от разрушительных новых технологий воздействия, сохранитьлучшиеотечественные педагогические традиции, обогатитьсодержание образования недостающим духовно-нравственным материалом, расширить границы языкового, интеллектуального, духовного пространства, в котором находится наш воспитанник в д/саду, а потом - в школе.
Одно из направлений противодействия сокрушительному смерчу инновационных технологий связано с поискомновогопозитивного, нравственного развивающего содержанияобразования. Где его следует черпать?
Черпать такое содержание можно только в своих традициях, в своей культуре, постоянно развивая её на собственной мировоззренческой и духовной основе. Культура творится по своей неизменной диалектической формуле: традиция + новация. В этом смысле курс «Основы православной культуры» уникален. Он возвращает в образование традиционное содержание, ценный социокультурный опыт и вместе с тем имеет все признаки инновации. Такого историко-культурологического курса никогда раньше не было. Он родился в самом начале XXI в. Содержание курса традиционно и инновационно: знаниевый блок традиционен, а историко-культурологический подход к изучению религиозной культуры в условиях светского характера образования инновационен.
Есть вопрос, на который мне хотелось бы сегодня обратить особое внимание. К сожалению, нередко люди всё ещё путают религиозное образование и историко-культурологическое образование, кто-то делает это специально, а кто-то просто не вникает в содержание и концепцию и не понимают преимущества ОПК в сравнении с курсом Закона Божиего и считают, что ОПК - это просто подготовка к Закону Божиему. С этим мы сегодня и разберёмся.
Подчеркну, что речь пойдёт о названии, концепции и содержании курса «Основы православной культуры», а не «Православной культуры» или каких-то других курсов с ещё более размытыми и неопределёнными названиями. До сих пор продолжаются попытки подменитьконцепцию, содержание курса,и делается это, начиная с названия, на которое изначально был сформирован заказ социума. ОПК опираются на содержание веры, как основы всей православной культуры, в соответствии с названием, ведь название - это краткая формулировка содержания. Не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил первый учебник «Основы православной культуры»ицелое направление «Основы православной культуры». А когда готовился федеральный курс, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословили Правительство России закрепило название «Основы православной культуры» православного модуля и слово «Основы» - в названии всего комплексного курса и всех остальных модулей.
Пытаясь подменить название (а значит и содержание), противники ОПК хотят показать, что благословение двух Патриархов и мнение Правительства России ничего не значат, и продолжают утверждать, что «Православная культура»- это то же, что «Основы православной культуры», что имеется в виду основы православной культуры. В правдивость таких утверждений невозможноповерить, поскольку возникает вопрос: а зачем тогда так усердствовать в подмене названия, если это всё равно? Мы знаем, что как назовешь корабль, так он и поплывёт. И с изменением названия и содержаниестановится другим.Сначала это замена названия, а потом вообще докажи, чтокурс «Православная культура»чем-то отличается от одноимённого раздела МХК (мировой художественной культуры)?Да и в литературе есть православная культура, и в предмете «Искусство» есть, так что запланированный результат заменыназвания ОПК на «Православную культуру» очевиден - это провокация отказа от этого нового курса, поскольку он дублирует содержание, которое уже есть в школе. Названия «Духовная культура», «Уроки добра», «Основы нравственности»не имеют конкретной привязки к отечественным традициям,а «Истоки» с их праздниками Коровы и народными языческими поверьями - вообще не на ту тему.
То, что так богато сегодня творчество учёных, - очень радостно; это, конечно, хорошо, что специалисты исследуют разные культуры и нашу тоже, защищают диссертации, обогащают науку, но не надо, как говорят в народе, «наводить тень на плетень» и путать Божий дар с яичницей: домовятами и другими,ещё более распространёнными и страшными персонажами фольклора не нужно разбавлять евангельское содержание и историю православия в России и в мире. Нужно всё-таки расставлять всё по своим местам, а содержание, атрибутику, героев нужно показывать детям в соответствующей среде и на соответствующих курсах.
Но давайтеопределимся с содержанием ОПК и Закона Божиего: что общего и в чём различие, и в чём преимущества ОПК?
1. Основы православной культуры - гораздо шире, они включают несколько блоков: а)основы православной веры и библейское содержание (что и составляет курс Закона Божиего; различие заключается только в последовательности, в подаче материала и методах работы); б)знание о наследии святых отцов; в) знания о проявлении православной веры в культуре в самом широком смысле: архитектуре, литературе, церковной живописи, музыке, художественном искусстве, бытовых традициях, в государственных символах, в названиях, в межличностных отношениях, в семье, на производстве и т.д.; г) археологические материалы и исторические знания об условиях распространения православной веры, формирования символа веры, обряда, устроения церковной организации, монастырей, свидетельств веры, библиографические знания о святых и т. д., то есть знания о событиях, фактах и явлениях религиозной жизни и культуры в рамках периода, охваченногосовременной исторической наукой.
Как видим, содержание Закона Божиего есть и в ОПК, а два последние огромных, неисчерпаемых блока обеспечивают возможность раскрытия укоренённости православия в жизни, культуре Отечества и других государств мира, объясняют и укрепляют мировоззренческие, религиозные, культурные, политические связи в общемировом пространстве.В Законе Божием этого нет.
И для сравнения по объёму содержания: если вы возьмёте Закон Божий в наиболее авторитетном и распространённом варианте - под редакцией протоиерея Серафима Слободского, то содержания хватит на 3 года, максимум - на 4 года (с 3 по 6 класс). А ОПК - курс богатейшего и разнообразного содержания, мы используем его с дошкольного уровня и до окончания школы, и далее - в колледже, вузе, в последипломном образовании.Пока не берём даже 4 важнейших вопроса: 1) о возможности использования Закона Божиего в современной педагогической практике; 2) об учебно-методическом обеспечении курса; 3) о соответствии изложения современным запросам на получение знаний; 4) об эффективности такого образования и воспитания. Говорим пока только об объёме учебного материала.
Хотя несколько слов всё-таки следует сказатьи в защиту традиционного Закона Божиего. Я не случайно назвала «Закон Божий» под редакцией протоиерея Серафима Слободского как самый авторитетный. Дело в том, что попытки «осовременить» этот предмет для изучения в воскресных школах и православных гимназиях оказались безобразными, и, надо признать - просто провалились. Родители, дети которых учат Закон Божий в православных гимназиях, жалуются на какие-то новые толстенные, неподъёмныекниги, которые им навязали сверху и по которым детям приходится много выполнять заданий и не интересно учиться.Но главное, что не нравится православным родителям, -это изложение, опошленное и примитивное. Желание сделать доступным и привязать содержание к современной жизни привело автора к вульгаризации содержания. Детям, например, предлагается «взять интервью у Иоанна Богослова», а при описании пребывания первых людей в раю используются сравнения из современной жизни с фразами типа: «главная проблема - жилищная», в раю «был решён квартирный вопрос». И духовные смыслы проходят мимо, а главным мотивом к возвращению в рай, становится житейский комфорт. А как же Царство Божие начинается на земле? У юродивых, у мучеников, гонимых и обездоленных.
Вот где ещё одна страшная подмена духовного традиционного содержания.К сожалению, это активно насаждается, навязывается под видом отмеченного наградами солидного труда. Закон Божий (как и ОПК) должен поднимать человека к духовным высотам, но, не наоборот, - духовный мир свести к обывательскому уровню.Так что и Закон Божий уже нужно защищать от его писателей-разрушителей.
2. Но вернёмся к сравнению ОПК и Закона Божиего. Главное заключается в следующем. Закон Божий - это религиозное содержание, которое, безусловно, обладает качеством универсальности в религиозной практике народа, но не обнаруживает и, тем более, не раскрывает три важнейшие связи:1) с современной жизнью школьника, 2) культурой, 3) историей. А без этих связей никакое содержание нецелесообразно в государственных и муниципальных школах. И математика, и химия, и любой предмет нужен в школе, если только их содержание имеет и будет иметь место в жизни и культуре, к которой относится ученик. Этинеобходимые связи обеспечивает культурология и исторические знания (события истории Отечества, история Церкви, мировая история). Эти связивыстроены именно в ОПК.
3. Отсюда вытекает следующее тоже чрезвычайно ценное преимущество: ОПК как историко-культурологический курс могут быть использованы в любой современной школе и необходимы каждому гражданину России и других государств, чья культура исторически относится к православной.
4. Отсюда и следующее важное преимущество - богатство и разнообразие учебного материала.
5. Отсюда же и ещё одно важное преимущество, касающееся достижения воспитательных и развивающих целей, - воздействие на личность школьника и гражданина России средствами не только церковного искусства, но средствами всего многообразия художественной мировой культуры.
То есть, в курсе Закона Божиего воспитание идёт только через веру, если веры нет, то вообще может быть отрицательный результат; а вера - это великий дар, но редкий и не очень постоянный. Вера зависит не только от того, что получает ребёнок в школе и что видит в храме; вера - это результат действия многих факторов - генов, семейных традиций, личного жизненного опыта, привычек, например, проводить время у телевизора или в Интернете. Но главное- определяется промыслом Божиим относительно каждого конкретного человека. И все эти факторы взаимосвязаны и сугубо индивидуальны. Цель одна - спасение, и путь один - со Христом, но средства и частные жизненные условия самые разные, и способность видеть и слышать духовное и даже само возрастное духовное развитие тоже различно. Поэтому ждать успеха от коллективного процесса собственно религиозного воспитания по плану школы или учителя не стоит. Это находится непосредственно у Бога; для того в мир пришёл Христос и отдал жизнь, чтобы самчеловек, узнав о Жертвенной Любви и осознавая путь спасения, искал Бога, восстанавливал связь с Ним. Невольник - не богомольник, говорит народ. И насильного спасения быть не может. И в этом смысле традиционное средство остаётся неизменным - это сознательное воцерковление, приобщение к православной традиции через храм, обретение религиозного опытапод руководством священника, которого человек выберет сам и которому доверится. Поэтому сам процесс спасения человека остаётся за рамками обоих курсов: и Закона Божиего, и ОПК. А вот на успешное формирование личности школьника как гражданина,семьянина и патриота России, независимо от национальности, семейных традицийи других индивидуальных факторов, средства ОПК оказывают очень яркое и убедительное воздействие. Словесный и зрительный иллюстративные ряды, современное, доступное изложение истории и объяснение культурных особенностей России, знакомство с памятниками литературы и искусства убеждают школьника в укоренённости Православия в отечественной культуре и распространении в мировой культуре, демонстрируют, насколько дороги святыни и православные традиции народу, насколько ценно для нашего общего благополучия уважительное отношение к духовным традициям и материальной, художественной православной культуре, к русскому языку как важнейшему носителю духовных традиций и ценностей, как основному средству сохранения и передачи культуры. Именно эти возможности ОПК становятся важным инструментом формирования будущей культуры и благополучия государства, средством профилактики экстремизма и терроризма, средством формирования правовой культуры и успешных межличностных отношений, средством формирования ответственности и мотивации к учению, к успешной социализации в отечественной культуре.
6. Нельзя не сказать ещё об одном важном преимуществе курса ОПКпо нашему УМК, о чём сейчас всё больше стали говорить специалисты, - о необходимости знакомиться с другими религиозными традициями: католичеством, протестантизмом, с древними религиями, с современной картиной мира. Для нас такая необходимость была очевидна ещё в 90-х гг. XX века, и многие школы это оценили ещё с тех лет. Это обусловлено и содержательными задачами, и социально-политическими, и, конечно, возрастными: начиная с 8-го класса дети особенно интересуются разными культурами, историей других государств, политикой, и даже своё родное в этом возрасте понимается лучше в сравнении.
7. ОПК обеспечивает духовную, историческую и культурную связь между всеми регионами России и патриотическое воспитание в самом глубоком понимании. Только вера и её отражение в культуре дают фундаментальное основание патриотизму. Всё остальное - весьма относительно для современного гражданина и индивидуально переживаемое, и очень ненадёжно в условиях социального кризиса и вопиющего неравенства и несправедливости.
Актуальность направления ОПК возрастает теперь и в связи с изменениями в государственной политике в области образования. Духовно-нравственное воспитание стало приоритетным направлением в образовании. Но никакого духовно-нравственного содержания и воспитания не может быть без основ религиозности народа. Формула нравственности - это религия, как утверждал наш великий мыслитель Ф. М. Достоевский.
Но есть ещё одно очень важное направление в образовании, которое актуализирует ОПК. Это патриотизм, который сегодня заявлен на самом высоком уровне как единственная идея в России. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - заявил Президент России В. В. Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров». Эта идея «не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом», -сказал Президент.
Однако без религиозных традиций не обходятся никакие рассуждения о возможности распространения позитивных идей, в том числе патриотической идеи. Сразу на помощь приходят понятия «священный долг», «духовные традиции» и т. д. И даже говоря о коммунистических идеях, положительное в них сравнивается с библейским содержанием. Например, Президент России признался: «Если мы посмотрим «Кодекс строителя коммунизма», который широко тиражировался в Советском Союзе, он очень напоминает Библию».
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
В программе говорится, что «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». То есть делается попытка осуществить нравственный подход в воспитании, формированииальтруистического начала личностипатриота и гражданина России. И мы видим, что для реализации такой программы необходима духовно-нравственная основа, на которую можно было бы опереться патриотизму. Ведь патриотизм - это духовный, сердечный акт, акт совести, ориентируемой на Божественныйконтроль, иначе любые идеи обречены на формализм, потом - фарисейство, а постепенно - при усиленном назидании - на отторжение и протест.
Исследователь патриотизма И. А. Ильин, убеждённый в мессианстве русского народа в мире, в особом предназначении России, писал: «Россия не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить всё, что угодно, не считаясь с законами её духовного организма. Россия есть живая духовная система, со своими историческим дарами и заданиями. Мало того, - за ней стоит некий Божественный исторический замысел, от которого мы не смеем отказываться...»
Подлинный патриотизм в России воспитывался на понимании России как Святой Руси, священной державы. И лозунгом русского воинства были слова: «За веру, царя и Отечество!» То есть первой причиной и основой защиты Отечества была вера православная.
Современные социально-политические проблемы убедительно подтверждают необходимость развития направления ОПК на всех уровнях образования. Ведь мы видим конфликты и преступления, чудовищные преступления, взращённые на почве патриотических идей. Именно патриотические лозунги использовались в фашистской Германии, они же - на украинском Майдане, а также - в государстве ИГИЛ. В Сибири распространяются идеи неоязычества, отделения от Московии тоже на идеях по-своему понимаемого патриотизма. Мы видим, как поступили бывшие союзные республики по отношению к русскому населению, которое приезжало когда-то поднимать промышленность, медицину, сельское хозяйство этих республик. Насилие, жестокость, унижение русских, отказ от русского языка здесь преподносят как проявление патриотизма. Всё это говорит о том, что патриотическое воспитание нельзя отделять от духовно-нравственного воспитания, и ОПК в этом смысле является важнейшим систематическим средством подлинного патриотического воспитания; патриотизма, объединяющего, а не разъединяющего; патриотизма, созидающего, а не разрушительного; патриотизма как одухотворяющего творческого идейного начала, а не бумажной рутиныдля учителей.
Для государства и всеобщего благополучия особенно важно сейчас объединение народа. И поддержать Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» должны и руководители, теологи, представители не только РПЦ, но и других конфессий, особенно тех, чьи модули вошли в комплексный курс ОРКиСЭ. Не о внешней атрибутике сейчас нужно заявлять и спорить, а о глубоком религиозном обосновании любви к России разными конфессиями, которые заявляют о себе как о культурообразующих религиях в России. Не абстрактное признание силы и власти нужно, а теологическое обоснованиеразными конфессиямипатриотизма как любви именно к Россиии историко-культурологическое подтверждение такой патриотической концепции. И в этой концепции должна быть надёжная основа для качественных межличностных отношений, равная православному принципу - «возлюби ближнего как самого себя» с толкованием, что ближним является любой человек, который находится рядом. Нельзя реформировать религии, это приведёт к сильнейшим социальным и религиозным взрывам, которые снесут всё и вся, но найти позитивные основы для воспитания уважения ко всем гражданам России и любви к России. В нашем УМК это есть. Необходимо, чтобы потрудились и открыли для всех подобное позитивное содержание другие конфессии. Чтобы дети со школьной скамьи были уверены, что все конфессии имеют религиозное основание воспитывать молодёжь в уважении к представителям других религий, к коренным историческим и духовным традициям России, в миролюбии, честности, доброжелательности, соблюдении Конституции и устоявшихся норм светской культуры.Такая работа будет большим вкладом в профилактику терроризма и экстремизма и заложит глубокий фундамент для созидания могучей и прекрасной страны, благополучной,с разнообразными культурными традициями, но единым народом.
Вернёмся к теме ОПК, поскольку они уже разработаны вполне, и их можно использовать для духовно-нравственного и патриотического воспитания и нужно развивать и внедрять в образование всё активнее.
Участие и инициативы педагогов-практиков в развитии ОПК можно рассматривать как наиболее надёжную опору в силу их удалённости от глобалистического и либерального давления. Что касается ФГОС, то они дают возможность изучать «Основы православной культуры» в разных формах, и использовать эти возможности обязательно нужно. Духовно-нравственная область есть теперь в содержании образования, и если её не заполнять традиционным историко-культурологическим материалом, то она будет быстро заполняться иным, чуждым содержанием, ложными ценностями. Сейчас для такого творческого профессионального участия созданы благоприятные условия в школьной и дошкольной педагогической практике, хочется надеяться, что учителя смогут использовать все воспитывающие и развивающие ресурсы Основ православной культуры в целях патриотического воспитания и повышения общей культуры граждан России.
Инновационны и очень современны в самом хорошем смысле этих слов методы работы с детьми,составляющие основу историко-культурологического подхода в преподавании ОПК. Курс «Основы православной культуры» формирует мотивацию к освоению культуры и изучению истории и религии. А ведь снижение, а иногда и полное отсутствие мотивации к учению стало сущим бедствием сегодня. Общаясь с педагогами и директорами школ, приходится постоянно слышать об этой проблеме. В современной школе есть всё: оборудование, техническое оснащение кабинетов. Но нет мотивации к учению у детей, к сожалению, не сформирована возможность получения знаний как ценность. В европейских странах в обществе сформирована ценность денег, благополучия; дети это рано усваивают, и ценность знаний напрямую связана с затраченными средствами, это важный фактор мотивации к учению. В российской историиматериальный и социальный мир всегда был очень нестабилен, ненадёжен. У настрадиционно доминируют высшие смыслы, духовные ценности и общественно-патриотическая значимость деятельности. Тяга к духовности, к миру добра, к освоению смыслов обнаруживается у наших детей рано, при этом наши дети не терпят назидательности и фальши, очень чувствительны к искренности, красоте, добру. Эти особенности обусловили интерес к содержанию курса ОПК. Именно интерес.Историко-культурологический подход стал важнейшим фактором формирования мотивации к изучению ОПК, а в рамках этого содержания мы стараемся пробуждать интерес к русскому языку, открывая детям основы его духовности, к отечественной культуре, истории, литературе. К«Основам православной культуры»по нашемуисторико-культурологическому УМК всегда есть интерес со стороны детей, родителей и педагогов, а безграничная глубина содержания обеспечивает использование программы в самых разных условиях. Дети даже спрашивают, почему ОПК только один раз в неделю, тогда как на другие предметы выделяется по несколько часов в неделю. Я говорю об этом только вподтверждение большого интереса у детей к предмету, а вовсе не подталкиваю к увеличению количества часов в неделю. Достаточно 1 часа, во всём должна быть разумность. Важнее соблюдать системность преподавания и использовать интегративные связи с базовыми предметами для повышения качества их изучения.
И ещё хотелось бы подчеркнуть одну важную характеристику курса «Основы православной культуры» - егоабсолютно положительное воздействие. Подрастающее поколение узнаёт историю формирования религиозной и культурной традиции, пред ним встают образы святости реально живших людей, примеры мужества, исповедничества, правдивости, благородства, супружеской верности, любви, жертвенности, без которой не устоял бы и не устоит мир, образы истинных патриотов - защитников Отечества, веры, Церкви.Инновационная историко-культурологическая концепция позволяет избежать назидательности при решении задач духовно-нравственного воспитания. Семья, дружба, любовь, патриотизм - это сквозные темы с дошкольного образования по 11 класс.
Среди особенностей новых стандартов следует назвать прописанные, конкретизированные личностные результаты. Если говорить о ФГОС дошкольного образования, то они содержат принципиально новые позиции, например, подчёркивается важность формирующей, воспитывающей среды - педагогической, социокультурной среды. Это интересное концептуальное положение. И эта среда по нашей программе дополнительного образования, которая может сочетаться с любой примерной основной образовательной программой, должна включать православные праздники, стихи, рассказы православного содержания.Сегодня уделяется должное внимание эмоциональномувоспитанию,и в этой части педагогическая работа нацелена на воспитание патриотических чувств, уважения, особенного, почтительного отношения к предметам и словам духовного содержания. Только вырастив новое поколение, умеющее достойно и правильно пользоваться своими правами на убеждения, веру, культуру, ценить отечественные традиции и сострадать людям, Россия сможет справиться с главными социальными недугами и проблемами, в том числе и с провокациями на религиозной почве, периодически потрясающиминаше общество.Наша программа может сочетаться с любой примерной основной образовательной программой дошкольного образования, дополняя её. Практика преподавания курса «Основы православной культуры» сформировала благодатную социальную среду, формирующую личность патриота, гражданина духовно и нравственно ориентированной суверенной России с православным культурообразующими государствообразующим стержнем.
Спасибо за внимание.
Бородина Алла Валентиновна, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автор УМК «Основы православной культуры», член Союза писателей России, кандидат культурологии