itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Сделать духовно-нравственное воспитание подлинно евангельским...»

Выступление на семинаре «Интеграция основ православной культуры в предметы гуманитарного цикла как условие формирования духовно-нравственной личности обучающегося» XV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений (Обнинск, 26 февраля 2014 года)

Основы православной культуры 
0
578
Время на чтение 12 минут

Досточтимые отцы, глубокочтимые организаторы и участники семинара!

Наша работа сегодня проходит в одном из лучших образовательных учреждений Калужской области. Более того, и в целом по России не много таких успешных учреждений по уровню ценностной координации и управления кадровой системой, по организации единства педагогического, ученического и родительского коллективов и по результатам достижения качества повышенного уровня образования.

Мы имели честь убедиться, что для коллектива Лицея «Держава» темы, связанные с формированием духовно-нравственной личности, поисками и анализом содержания, условий и методов работы по этому направлению, - это темы приоритетные. Но в связи с тем, что сегодня вновь с особой остротой зазвучали проблемы сохранения социально-политической стабильности, мы чувствуем повышенную актуальность темы сегодняшнего семинара, не только в профессионально-педагогическом аспекте, но и в социальном, и государственно-политическом.

В этом смысле, «Основы православной культуры» располагают огромным духовным, религиозно-историческим и культурологическим содержанием, воспитывающим и развивающим ресурсами. Но надо признаться, что эти ресурсы пока используются в образовании очень слабо. А качество преподавания ОПК до сих пор во многом зависит от энтузиазма отдельных личностей - руководителей, учителей и, конечно, родителей. Модуль ОПК в рамках ОРКиСЭ не даёт возможности познакомиться даже с самыми основными новозаветными и ветхозаветными событиями. То есть курс ОРКиСЭ позволяет только ознакомительный уровень - ознакомление с основными понятиями и кратко, в общих чертах, с историческими событиями Искупления и Воскресения Христа, Крещения Руси. То есть дети, придя в музей и прочитав названия картин «Явление Христа народу» или «Христос и грешница», конечно, не будут спрашивать: «Кто такой Христос?», но что изображено на этих шедеврах мирового искусства, дети не знают. И при этом будут уверены в том, что они в школе прошли «Основы православной культуры». А такие названия, как «Воскрешение дочери Иаира», «Бегство в Египет», «Танец вокруг Золотого тельца», «Лот с семьёй покидает Содом» и многие-многие другие, детям вообще ничего не скажут. Вот это пока результат культурологического школьного образования в рамках ОРКиСЭ, если он не опирается на систематическое многолетнее образование по курсу ОПК. И только там, где школьники имеют возможность изучать систематический многолетний курс «Основы православной культуры» с дошкольного возраста и до 4 класса, есть условия для перехода курса ОРКиСЭ с ознакомительного на уровень обобщающе-этический. У вас есть возможность сегодня познакомиться с учебно-методической литературой и мультимедиасопровождением к урокам. Издано уже около 50 наименований по нашей системе, и, чтобы составить представление о ней, конечно, нужно учителям и руководителям прочитать самим хотя бы книги для чтения дошкольникам и учебные пособия для учащихся.

Что касается воспитывающего ресурса, то, судя по благодарным отзывам педагогов и родителям, нам удалось создать учебник по ОРКиСЭ именно культурологический, патриотический и утверждающий высокие духовные ценности отечественной культуры. И на разных сайтах в Интернете эта патриотическая и духовно-культурологическая концепция нашего учебника подчёркивается в качестве привлекающей характеристики.

Лицей в этом году сделал серьёзные шаги для перехода к систематическому изучению основ православной культуры. Систематическое образование включает, прежде всего, организацию классно-урочной работы по внедрению авторской урочной системы многолетнего преподавания. Этот курс обеспечен всеми жанрами учебно-методической литературы и преподавание, можно надеяться, будет успешным.

Но на этом наши задачи ещё не будут решены. Главное - найти применение знаниям, полученным на уроках ОПК, и во всей системе гуманитарного школьного образования, и в жизни. То есть речь идёт о необходимости интегрировать ОПК в базовые предметы: литературу, историю, МХК, искусство. И то, что Лицей этим уже занимается и даёт возможность познакомиться с результатами своего труда в этом направлении, есть большая помощь педагогическим коллективам г. Обнинска и Калужской области. А мы знаем из публикаций, что работой в Лицее «Держава» заинтересовались и в Приморском крае, и недавно делегация в составе 56 человек из Владивостока и других городов Приморского края посещала Лицей.

В своём выступлении сегодня мне бы хотелось коснуться двух тем: «Возможности интеграции курса ОПК с другими предметами» и «Толпа и личность».

Задача формирования духовно-нравственной личности предполагает, прежде всего, формирование самостоятельности, честности и готовности следовать высоким духовным, нравственным, гражданским идеалам. Получается, что эта задача направлена не только на ученика, воспитанника, но и на самого педагога. Ведь формировать может только тот, кто сам сформирован. Общество вступило в процесс самосовершенствования. Это один из аспектов феномена ОПК. И условия, в которые поставлен учитель, действительно располагают к развитию направления, творческому поиску. Учитель сам получает результат своего труда, поэтому он вынужден работать добросовестно. Если руководство хотя бы не мешает, уже хорошо. А если руководство умело помогает, руководит, подсказывает, даёт возможность познакомиться с успехами других учителей, это вообще благодатная почва.

К сожалению, мы вновь слышим и читаем о претензиях разных структур на контроль и сертифицирование учителей, преподающих ОПК. Но кто сертифицирует тех, кто сам и года не проработал учителем, а готовит и сертифицирует педагогов? Кто бы просертифицировал тех, кто сертифицировал учебник А. В. Кураева и со стороны Министерства и со стороны церковных чиновников? Кто сертифицировал учебник и его авторов, которые утверждают: «Духовный мир - это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называется миром культуры» (Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. - М., 2010. - Стр. 4). То есть духовность не включает религию. А о душе авторы вместе с сертифицирующими органами учат детей: «Тело ходит, бегает, ест. Душа думает, мечтает, верит, любит». Вот так: тело без души и бегает, и ест! Не наркоманы ли это писали? Или оккультисты, выходящие в астрал? Иллюстрация на стр. 8 подменяет понятие «Свет миру», мы знаем из Евангелия, что свет миру - Христос, а в этом учебнике ОПК - это фонарь или солнце. Младенец - в значении «Христос» с маленькой буквы. А некоторые фразы даже взрослый не может прочитать, не только дети, например: «Такие свойства человеческой души, как свобода, понимание того, что такое добро и зло, творчество и мысль, у животных отсутствуют. Христиане считают, что человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом». Что имеется в виду, непонятно. О чём речь? Может быть, авторы хотят сказать, что есть отличия, которые были подарены не Богом? И они человека делают похожим на животных? Или на стр. 85: «У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нём лежит ответственность за мир». На ком лежит ответственность за мир? На образе Божием, на Боге или человеке?

А если засертифицировать учителей, то они даже и «не позволят себя усомниться», что так и нужно вдалбливать в головы деток, выбравших с родителями модуль «Основы православной культуры». А проповедь Христа (Урок 6) сводится к двум пунктам: о мести и о богатстве («Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую... Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас»; и «Не собирайте себе сокровищ на земле»). Вот кого нужно нам получить средствами ОПК - чтобы не противился злому и не собирал сокровищ на земле. И как вывод в конце параграфа: «Христос же не стал уклоняться от суда и добровольно пошёл на казнь». Как Христос мог уклоняться от суда, над этим нужно подумать. Но думать нельзя: поведенческая модель навязана, а духовная так и не будет открыта. В Югославии, в Чечне были войны, люди пытались защищаться, а у нас будущие граждане пробегут в течение года по ОПК и будут сразу применять рекомендации «сертифицированных авторов-бессребреников» в самом вульгарном смысле: быть готовыми к эксплуатации, получать оплеухи и не иметь никакого добра. Для накопления добра есть другие люди с другими основами. И семья православная должна превратиться в союз кочевников (надеемся двух). Хорошо, что в Украине эти учебники не применяли, там, если изучали ОПК, то по нашим учебникам, и знают, что духовное просвещение - дело сложное и без истории непонятное. И как ни парадоксально, сегодня в условиях, мягко скажем, политического напряжения, приходится восславить Господа, что «сертифицированные» авторы ждали больших бюджетных средств и не написали свои учебники раньше и народ успех хоть познакомиться с ОПК. И то что только 30% родителей выбирали ОПК, оказывается, имеет и положительную сторону.

Мы привели всего лишь несколько примеров сертифицированного на всех уровнях учебника. Но анализ этого учебника - это отдельный труд и отдельная история. За 5 лет его, наконец, прочитали многие родители и провели свою сертификацию. Но не злополучный учебник нас интересует, а наше с вами образование и формирование духовно-нравственной личности - способной анализировать, проверять, говорить правду, стоять за правду. Ведь сертифицирующие чиновники, не стесняясь, продолжают утверждать: «Учебник хороший! Автор оказался плохой, а учебник - хороший!» Значит, концепция устраивает именно такая, и на смену этому учебнику те же люди, которые помогали А. В. Кураеву в подготовке учебника, теперь будут лоббировать новый свой учебник, со своим участием, по своей концепции, серьёзно отличающейся от той, на которую собственно формировался социальный заказ. Ошибаться - это плохо, но может каждый, не видеть свои ошибки - это совсем плохо, это уже проблемы, а не хотеть видеть ошибки - это уже проблемы духовные.

И в этой связи хотела бы напомнить о важности сохранять интегративные формы обучения детей, ведь судьба ОПК по-прежнему неясна, а с 2009 года препятствия ОПК организуются даже теми структурами, которые как бы ОПК «продвигают». Но об этот должен быть отдельный разговор.

Литература, история, искусство, МХК могут преподаваться на другом, повышенном и углубленном уровне, если дети изучают ОПК. А если и не изучают, то эти предметы сами могут стать тем образовательным пространством, на котором будет осуществляться ознакомление с основами православной культуры и духовно-нравственное воспитание.

Что я могу предложить как автор для этой работы. Я держу в руках книгу, теперь уже редкую, 2004 года издания, она называется «Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. Первое её издание вышло ещё до самого первого моего учебника «Основы православной культуры». То есть это была первая моя книга, и работа над ней показала, что основные недостатки нашего преподавания отечественной литературы связаны с отсутствием религиозно-культурологического содержания в школьном образовании, подтвердила необходимость не просто ознакомления, но систематического изучения ОПК и использования их на уроках литературы как мировоззренческой основы автора, чьи произведения изучаются. Несостоятельность преподавания было обусловлено тем, что преподавалось всё - искусство художественного слова, изобразительное искусство и т. д. - с позиции абсолютной веры в совершенство марксизма-ленинизма, а наши классики не писали с этой позиции, их мировоззрение включало веру только в религиозном смысле. Вера была традиционной, даже у тех авторов, которых волновали вопросы социального, экономического и политического устроения. Эта книга сразу нашла своего читателя и издавалась в разных вариантах: в 2002 году на страницах Методического приложения к «Учительской газете» (несколько номеров подряд были посвящены содержанию этой книги), в сокращённом виде она была представлена в журнале «Вестник образования». А вы можете представить, насколько это было революционно, если даже сейчас, когда уже на государственном федеральном уровне введён курс религозного содержания, с каким непониманием подчас приходится сталкиваться со стороны коллег или руководства. Эту историческую книгу, этот единственный экземпляр я дарю Лицею в библиотеку, чтобы учителя литературы могли познакомиться и использовать в работе.

Учителям словесности (и не только) будет очень интересен комплект для 5 класса «Основы духовности языка». Его можно использовать как самостоятельный курс по 5-му разделу моей программы, но можно и в качестве интеграции ОПК в русский язык. Этот комплект включает учебное пособие, церковнославянско-русский словарик и рабочую тетрадь. Полноцветные пособия, с матовой ламинацией. Это тоже подарок в библиотеку Лицея. Эти пособия издаются тиражами 500-1000 экз, то есть это книги редкие, они не будут в магазинах, они изданы для учителей и родителей, которые заказывали и ждали эти пособия. В библиотеку Лицея прошу принять также несколько брошюр для учителей искусства, МХК и истории «Шатровый храм в русской культуре», «Великий Новгород: особенности храмового зодчества» и др.

И наконец, я хочу познакомить вас новинками по модулю ОПК в рамках ОРКиСЭ. К моему учебнику были изданы программа, рабочая программа, рабочая тетрадь. Теперь вышла методичка с основательной разработкой каждого урока и долгожданный диск с презентациями к урокам (29 тем, 34 урока). Диск можно использовать и на уроках истории, литературы и в тематических часах. Язык культуры, творчества нам может дать гораздо больше, чем мы можем выразить своим разговорным языком. Нужно давать детям читать правильные тексты, слушать музыку мелодичную с хорошими словами и смотреть.

И теперь я хочу несколько слов сказать о «Толпа и личность».

Религиозно-культурологическое образование позволяет нам теперь говорить о религиозных идеалах со всеми детьми и с каждым ребёнком. И здесь начинается разделение. Это разделение естественное - по истории и догматике религий, то есть по основам историческим и догматическим. Идеалы в каждой религии разные. В православии идеал - Христос. В других религиях - Христос не является идеалом, там другие идеалы. И ценности, мягко говоря, не всегда совпадают. В православии высшая ценность - Жертвенная Любовь. А в других религиях всё иначе. Это нельзя скрывать, скрывать - всё равно, что обманывать. Поэтому оптимальная модель религиозно-культурологического образования - изучать всем детям религиозные культуры как «Историю религиозной культуры», начиная с «Основ православной культуры» как исторической духовной традиции России, постепенно охватывать и другие религиозные традиции, включая и древние, и современные. Тогда только выпускники школ будут понимать друг друга и право выбора на религиозные убеждения будут реализованы вполне.

Так вот, повторю, что православие даёт нам идеал - Христа. Это образ Жертвенной Любви и служения Творцу. Евангелие раскрывает тему духовной личности и толпы, и эта тема будет звучать всегда со страниц Священного Писания и проживаться в жизни постоянно. И в Ветхом Завете красной нитью проходит эта тема, а в Новом Завете она поставлена особенно остро и выражена предельно ясно. Люди толпами ходили за Христом. В толпе да ещё с духовной темой - комфортно, чувствуешь себя личностью, даже избранным, если учишься у Самого Мессии! И проповедь прочитают, да ещё угнетателей и богатеев и даже фарисеев обличат, надежду дадут, что все обездоленные на земле получат Царство Божие. Ещё и накормят, ещё и чудеса исцеления, воскрешения наблюдаем! Хорошо-то как! Толпы всё больше, популярность Иисуса Христа растёт, Христа исцеляющего, совершающего разные чудеса, Христа в славе человеческой - признают все. Толпа признаёт, но это, заметьте, пока ещё толпа зрителей. Первыми заметили фарисеи и книжники (они умные и знающие!), что, может быть, Он и праведник, но им от этого только беспокойство. Они хорошо устроены без Него, они в почёте, в достатке, образованы, указывают всем, как жить, управляют самым удачным, чистым образом - духовно! И никто не смеет оспорить их решение, указание. А тут пришёл Тот, Кто всё это изменяет и заставляет думать и переживать и их, учителей, говорит, что мало знать и иметь, но нужно ещё жить иначе и делиться, отдавать, заботиться о тех, кто вообще не нашего уровня. Пошатнутся устои, не удастся почивать на лаврах и говорить о духовных вещах, учить смирению и управлять. Толпой они умеют управлять, толпой управлять легче, чем личностью. Если толпа восхищалась особой силой своего Учителя (исцелять, воскрешать), то увидев Его, поруганным и униженным, конечно, отвернётся. Они готовы были сделать его царём, служить как царю, расстилать одежды перед Ним, слушать Его, но это должен быть царь со всеми внешними признаками своей власти. А если Он арестован, если Его бичевали, если Он не может за Себя постоять, значит, Он не царь, конечно, толпе Он не нужен. Именно духовный уровень не принимается. И это будет повторяться в жизни: о духовности очень приятно говорить, но духовность, религиозную истину поставить выше душевных отношений, личных связей, коммерции, политики - это уже выше сил! То, что Христос отдаёт Себя каждому, толпа не понимает и не принимает. Она оказывает предпочтенье политическому преступнику. Это тоже личность, со своими убеждениями и способная действовать в своих интересах, по своим убеждениям, по своему плану. Вот разница: Варрава - в своих интересах, по своим убеждениям, по своим замыслам, а Христос - исполняет волю Отца Небесного. Ни власть, ни богатства не нужны Христу, только исполнение воли Отца. И как результат - у Креста Спасителя остаются лишь несколько человек. Но история после евангельских событий показала, что значит личность, одухотворённая Христом, благодатью Божией. Даже ближайшие ученики не сами возродили в себе веру в Христа как Господа, а - Спаситель, Воскреснув и найдя каждого. И апостолов гнали и убивали, и преподобные были гонимы. Всё за ту же Истину, за непосредственную связь с Богом. Прошло два тысячелетия, и христианство стало самой распространённой религией в мире. Но Господу нужна не толпа, а каждая отдельная личность, принявшая Христа и осознанно идущая за Ним. Чтобы духовно-нравственное воспитание было подлинно евангельским, нужно использовать этот феномен ОПК, но не допускать формальности, фарисейства, инквизиций, организации управления извне религиозной практикой, а предоставить Господу Самому жить в сердцах наших учителей и воспитанников, если они этого захотят. Пусть мерой и судией для личности будет Сам Христос, а интересной областью знаний - наша история и культура. Чтобы партийные методы бойких сертифицирующих чиновников и коммерсантов не смогли превратить драгоценные личности в толпу.

Спасибо за внимание.

Алла Валентиновна Бородина, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», педагог, филолог, культуролог, писатель, общественный деятель

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Бородина
Преемственность духовно-нравственного воспитания дошкольного и школьного уровней образования в рамках ФГОС
Выступление на секции «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А.В. Бородиной» XXVII Международных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» (28.01.2019 г., Храм Христа Спасителя)
03.02.2019
ОПК как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ
Выступление в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений
04.02.2018
Инновационный потенциал Основ православной культуры для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота
Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»
07.02.2017
«Основы православной культуры» и воспитание будущей элиты
В Калужской области прошел авторский семинар Аллы Бородиной
04.03.2013
Все статьи Алла Бородина
Основы православной культуры
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
«Настало время духовной мобилизации»
По словам Патриарха Кирилла, все мы вошли в тревожную полосу
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30