«Сделать духовно-нравственное воспитание подлинно евангельским...»

Выступление на семинаре «Интеграция основ православной культуры в предметы гуманитарного цикла как условие формирования духовно-нравственной личности обучающегося» XV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений (Обнинск, 26 февраля 2014 года)

Основы православной культуры 
0
585
Время на чтение 12 минут

Досточтимые отцы, глубокочтимые организаторы и участники семинара!

Наша работа сегодня проходит в одном из лучших образовательных учреждений Калужской области. Более того, и в целом по России не много таких успешных учреждений по уровню ценностной координации и управления кадровой системой, по организации единства педагогического, ученического и родительского коллективов и по результатам достижения качества повышенного уровня образования.

Мы имели честь убедиться, что для коллектива Лицея «Держава» темы, связанные с формированием духовно-нравственной личности, поисками и анализом содержания, условий и методов работы по этому направлению, - это темы приоритетные. Но в связи с тем, что сегодня вновь с особой остротой зазвучали проблемы сохранения социально-политической стабильности, мы чувствуем повышенную актуальность темы сегодняшнего семинара, не только в профессионально-педагогическом аспекте, но и в социальном, и государственно-политическом.

В этом смысле, «Основы православной культуры» располагают огромным духовным, религиозно-историческим и культурологическим содержанием, воспитывающим и развивающим ресурсами. Но надо признаться, что эти ресурсы пока используются в образовании очень слабо. А качество преподавания ОПК до сих пор во многом зависит от энтузиазма отдельных личностей - руководителей, учителей и, конечно, родителей. Модуль ОПК в рамках ОРКиСЭ не даёт возможности познакомиться даже с самыми основными новозаветными и ветхозаветными событиями. То есть курс ОРКиСЭ позволяет только ознакомительный уровень - ознакомление с основными понятиями и кратко, в общих чертах, с историческими событиями Искупления и Воскресения Христа, Крещения Руси. То есть дети, придя в музей и прочитав названия картин «Явление Христа народу» или «Христос и грешница», конечно, не будут спрашивать: «Кто такой Христос?», но что изображено на этих шедеврах мирового искусства, дети не знают. И при этом будут уверены в том, что они в школе прошли «Основы православной культуры». А такие названия, как «Воскрешение дочери Иаира», «Бегство в Египет», «Танец вокруг Золотого тельца», «Лот с семьёй покидает Содом» и многие-многие другие, детям вообще ничего не скажут. Вот это пока результат культурологического школьного образования в рамках ОРКиСЭ, если он не опирается на систематическое многолетнее образование по курсу ОПК. И только там, где школьники имеют возможность изучать систематический многолетний курс «Основы православной культуры» с дошкольного возраста и до 4 класса, есть условия для перехода курса ОРКиСЭ с ознакомительного на уровень обобщающе-этический. У вас есть возможность сегодня познакомиться с учебно-методической литературой и мультимедиасопровождением к урокам. Издано уже около 50 наименований по нашей системе, и, чтобы составить представление о ней, конечно, нужно учителям и руководителям прочитать самим хотя бы книги для чтения дошкольникам и учебные пособия для учащихся.

Что касается воспитывающего ресурса, то, судя по благодарным отзывам педагогов и родителям, нам удалось создать учебник по ОРКиСЭ именно культурологический, патриотический и утверждающий высокие духовные ценности отечественной культуры. И на разных сайтах в Интернете эта патриотическая и духовно-культурологическая концепция нашего учебника подчёркивается в качестве привлекающей характеристики.

Лицей в этом году сделал серьёзные шаги для перехода к систематическому изучению основ православной культуры. Систематическое образование включает, прежде всего, организацию классно-урочной работы по внедрению авторской урочной системы многолетнего преподавания. Этот курс обеспечен всеми жанрами учебно-методической литературы и преподавание, можно надеяться, будет успешным.

Но на этом наши задачи ещё не будут решены. Главное - найти применение знаниям, полученным на уроках ОПК, и во всей системе гуманитарного школьного образования, и в жизни. То есть речь идёт о необходимости интегрировать ОПК в базовые предметы: литературу, историю, МХК, искусство. И то, что Лицей этим уже занимается и даёт возможность познакомиться с результатами своего труда в этом направлении, есть большая помощь педагогическим коллективам г. Обнинска и Калужской области. А мы знаем из публикаций, что работой в Лицее «Держава» заинтересовались и в Приморском крае, и недавно делегация в составе 56 человек из Владивостока и других городов Приморского края посещала Лицей.

В своём выступлении сегодня мне бы хотелось коснуться двух тем: «Возможности интеграции курса ОПК с другими предметами» и «Толпа и личность».

Задача формирования духовно-нравственной личности предполагает, прежде всего, формирование самостоятельности, честности и готовности следовать высоким духовным, нравственным, гражданским идеалам. Получается, что эта задача направлена не только на ученика, воспитанника, но и на самого педагога. Ведь формировать может только тот, кто сам сформирован. Общество вступило в процесс самосовершенствования. Это один из аспектов феномена ОПК. И условия, в которые поставлен учитель, действительно располагают к развитию направления, творческому поиску. Учитель сам получает результат своего труда, поэтому он вынужден работать добросовестно. Если руководство хотя бы не мешает, уже хорошо. А если руководство умело помогает, руководит, подсказывает, даёт возможность познакомиться с успехами других учителей, это вообще благодатная почва.

К сожалению, мы вновь слышим и читаем о претензиях разных структур на контроль и сертифицирование учителей, преподающих ОПК. Но кто сертифицирует тех, кто сам и года не проработал учителем, а готовит и сертифицирует педагогов? Кто бы просертифицировал тех, кто сертифицировал учебник А. В. Кураева и со стороны Министерства и со стороны церковных чиновников? Кто сертифицировал учебник и его авторов, которые утверждают: «Духовный мир - это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называется миром культуры» (Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. - М., 2010. - Стр. 4). То есть духовность не включает религию. А о душе авторы вместе с сертифицирующими органами учат детей: «Тело ходит, бегает, ест. Душа думает, мечтает, верит, любит». Вот так: тело без души и бегает, и ест! Не наркоманы ли это писали? Или оккультисты, выходящие в астрал? Иллюстрация на стр. 8 подменяет понятие «Свет миру», мы знаем из Евангелия, что свет миру - Христос, а в этом учебнике ОПК - это фонарь или солнце. Младенец - в значении «Христос» с маленькой буквы. А некоторые фразы даже взрослый не может прочитать, не только дети, например: «Такие свойства человеческой души, как свобода, понимание того, что такое добро и зло, творчество и мысль, у животных отсутствуют. Христиане считают, что человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом». Что имеется в виду, непонятно. О чём речь? Может быть, авторы хотят сказать, что есть отличия, которые были подарены не Богом? И они человека делают похожим на животных? Или на стр. 85: «У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нём лежит ответственность за мир». На ком лежит ответственность за мир? На образе Божием, на Боге или человеке?

А если засертифицировать учителей, то они даже и «не позволят себя усомниться», что так и нужно вдалбливать в головы деток, выбравших с родителями модуль «Основы православной культуры». А проповедь Христа (Урок 6) сводится к двум пунктам: о мести и о богатстве («Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую... Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас»; и «Не собирайте себе сокровищ на земле»). Вот кого нужно нам получить средствами ОПК - чтобы не противился злому и не собирал сокровищ на земле. И как вывод в конце параграфа: «Христос же не стал уклоняться от суда и добровольно пошёл на казнь». Как Христос мог уклоняться от суда, над этим нужно подумать. Но думать нельзя: поведенческая модель навязана, а духовная так и не будет открыта. В Югославии, в Чечне были войны, люди пытались защищаться, а у нас будущие граждане пробегут в течение года по ОПК и будут сразу применять рекомендации «сертифицированных авторов-бессребреников» в самом вульгарном смысле: быть готовыми к эксплуатации, получать оплеухи и не иметь никакого добра. Для накопления добра есть другие люди с другими основами. И семья православная должна превратиться в союз кочевников (надеемся двух). Хорошо, что в Украине эти учебники не применяли, там, если изучали ОПК, то по нашим учебникам, и знают, что духовное просвещение - дело сложное и без истории непонятное. И как ни парадоксально, сегодня в условиях, мягко скажем, политического напряжения, приходится восславить Господа, что «сертифицированные» авторы ждали больших бюджетных средств и не написали свои учебники раньше и народ успех хоть познакомиться с ОПК. И то что только 30% родителей выбирали ОПК, оказывается, имеет и положительную сторону.

Мы привели всего лишь несколько примеров сертифицированного на всех уровнях учебника. Но анализ этого учебника - это отдельный труд и отдельная история. За 5 лет его, наконец, прочитали многие родители и провели свою сертификацию. Но не злополучный учебник нас интересует, а наше с вами образование и формирование духовно-нравственной личности - способной анализировать, проверять, говорить правду, стоять за правду. Ведь сертифицирующие чиновники, не стесняясь, продолжают утверждать: «Учебник хороший! Автор оказался плохой, а учебник - хороший!» Значит, концепция устраивает именно такая, и на смену этому учебнику те же люди, которые помогали А. В. Кураеву в подготовке учебника, теперь будут лоббировать новый свой учебник, со своим участием, по своей концепции, серьёзно отличающейся от той, на которую собственно формировался социальный заказ. Ошибаться - это плохо, но может каждый, не видеть свои ошибки - это совсем плохо, это уже проблемы, а не хотеть видеть ошибки - это уже проблемы духовные.

И в этой связи хотела бы напомнить о важности сохранять интегративные формы обучения детей, ведь судьба ОПК по-прежнему неясна, а с 2009 года препятствия ОПК организуются даже теми структурами, которые как бы ОПК «продвигают». Но об этот должен быть отдельный разговор.

Литература, история, искусство, МХК могут преподаваться на другом, повышенном и углубленном уровне, если дети изучают ОПК. А если и не изучают, то эти предметы сами могут стать тем образовательным пространством, на котором будет осуществляться ознакомление с основами православной культуры и духовно-нравственное воспитание.

Что я могу предложить как автор для этой работы. Я держу в руках книгу, теперь уже редкую, 2004 года издания, она называется «Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. Первое её издание вышло ещё до самого первого моего учебника «Основы православной культуры». То есть это была первая моя книга, и работа над ней показала, что основные недостатки нашего преподавания отечественной литературы связаны с отсутствием религиозно-культурологического содержания в школьном образовании, подтвердила необходимость не просто ознакомления, но систематического изучения ОПК и использования их на уроках литературы как мировоззренческой основы автора, чьи произведения изучаются. Несостоятельность преподавания было обусловлено тем, что преподавалось всё - искусство художественного слова, изобразительное искусство и т. д. - с позиции абсолютной веры в совершенство марксизма-ленинизма, а наши классики не писали с этой позиции, их мировоззрение включало веру только в религиозном смысле. Вера была традиционной, даже у тех авторов, которых волновали вопросы социального, экономического и политического устроения. Эта книга сразу нашла своего читателя и издавалась в разных вариантах: в 2002 году на страницах Методического приложения к «Учительской газете» (несколько номеров подряд были посвящены содержанию этой книги), в сокращённом виде она была представлена в журнале «Вестник образования». А вы можете представить, насколько это было революционно, если даже сейчас, когда уже на государственном федеральном уровне введён курс религозного содержания, с каким непониманием подчас приходится сталкиваться со стороны коллег или руководства. Эту историческую книгу, этот единственный экземпляр я дарю Лицею в библиотеку, чтобы учителя литературы могли познакомиться и использовать в работе.

Учителям словесности (и не только) будет очень интересен комплект для 5 класса «Основы духовности языка». Его можно использовать как самостоятельный курс по 5-му разделу моей программы, но можно и в качестве интеграции ОПК в русский язык. Этот комплект включает учебное пособие, церковнославянско-русский словарик и рабочую тетрадь. Полноцветные пособия, с матовой ламинацией. Это тоже подарок в библиотеку Лицея. Эти пособия издаются тиражами 500-1000 экз, то есть это книги редкие, они не будут в магазинах, они изданы для учителей и родителей, которые заказывали и ждали эти пособия. В библиотеку Лицея прошу принять также несколько брошюр для учителей искусства, МХК и истории «Шатровый храм в русской культуре», «Великий Новгород: особенности храмового зодчества» и др.

И наконец, я хочу познакомить вас новинками по модулю ОПК в рамках ОРКиСЭ. К моему учебнику были изданы программа, рабочая программа, рабочая тетрадь. Теперь вышла методичка с основательной разработкой каждого урока и долгожданный диск с презентациями к урокам (29 тем, 34 урока). Диск можно использовать и на уроках истории, литературы и в тематических часах. Язык культуры, творчества нам может дать гораздо больше, чем мы можем выразить своим разговорным языком. Нужно давать детям читать правильные тексты, слушать музыку мелодичную с хорошими словами и смотреть.

И теперь я хочу несколько слов сказать о «Толпа и личность».

Религиозно-культурологическое образование позволяет нам теперь говорить о религиозных идеалах со всеми детьми и с каждым ребёнком. И здесь начинается разделение. Это разделение естественное - по истории и догматике религий, то есть по основам историческим и догматическим. Идеалы в каждой религии разные. В православии идеал - Христос. В других религиях - Христос не является идеалом, там другие идеалы. И ценности, мягко говоря, не всегда совпадают. В православии высшая ценность - Жертвенная Любовь. А в других религиях всё иначе. Это нельзя скрывать, скрывать - всё равно, что обманывать. Поэтому оптимальная модель религиозно-культурологического образования - изучать всем детям религиозные культуры как «Историю религиозной культуры», начиная с «Основ православной культуры» как исторической духовной традиции России, постепенно охватывать и другие религиозные традиции, включая и древние, и современные. Тогда только выпускники школ будут понимать друг друга и право выбора на религиозные убеждения будут реализованы вполне.

Так вот, повторю, что православие даёт нам идеал - Христа. Это образ Жертвенной Любви и служения Творцу. Евангелие раскрывает тему духовной личности и толпы, и эта тема будет звучать всегда со страниц Священного Писания и проживаться в жизни постоянно. И в Ветхом Завете красной нитью проходит эта тема, а в Новом Завете она поставлена особенно остро и выражена предельно ясно. Люди толпами ходили за Христом. В толпе да ещё с духовной темой - комфортно, чувствуешь себя личностью, даже избранным, если учишься у Самого Мессии! И проповедь прочитают, да ещё угнетателей и богатеев и даже фарисеев обличат, надежду дадут, что все обездоленные на земле получат Царство Божие. Ещё и накормят, ещё и чудеса исцеления, воскрешения наблюдаем! Хорошо-то как! Толпы всё больше, популярность Иисуса Христа растёт, Христа исцеляющего, совершающего разные чудеса, Христа в славе человеческой - признают все. Толпа признаёт, но это, заметьте, пока ещё толпа зрителей. Первыми заметили фарисеи и книжники (они умные и знающие!), что, может быть, Он и праведник, но им от этого только беспокойство. Они хорошо устроены без Него, они в почёте, в достатке, образованы, указывают всем, как жить, управляют самым удачным, чистым образом - духовно! И никто не смеет оспорить их решение, указание. А тут пришёл Тот, Кто всё это изменяет и заставляет думать и переживать и их, учителей, говорит, что мало знать и иметь, но нужно ещё жить иначе и делиться, отдавать, заботиться о тех, кто вообще не нашего уровня. Пошатнутся устои, не удастся почивать на лаврах и говорить о духовных вещах, учить смирению и управлять. Толпой они умеют управлять, толпой управлять легче, чем личностью. Если толпа восхищалась особой силой своего Учителя (исцелять, воскрешать), то увидев Его, поруганным и униженным, конечно, отвернётся. Они готовы были сделать его царём, служить как царю, расстилать одежды перед Ним, слушать Его, но это должен быть царь со всеми внешними признаками своей власти. А если Он арестован, если Его бичевали, если Он не может за Себя постоять, значит, Он не царь, конечно, толпе Он не нужен. Именно духовный уровень не принимается. И это будет повторяться в жизни: о духовности очень приятно говорить, но духовность, религиозную истину поставить выше душевных отношений, личных связей, коммерции, политики - это уже выше сил! То, что Христос отдаёт Себя каждому, толпа не понимает и не принимает. Она оказывает предпочтенье политическому преступнику. Это тоже личность, со своими убеждениями и способная действовать в своих интересах, по своим убеждениям, по своему плану. Вот разница: Варрава - в своих интересах, по своим убеждениям, по своим замыслам, а Христос - исполняет волю Отца Небесного. Ни власть, ни богатства не нужны Христу, только исполнение воли Отца. И как результат - у Креста Спасителя остаются лишь несколько человек. Но история после евангельских событий показала, что значит личность, одухотворённая Христом, благодатью Божией. Даже ближайшие ученики не сами возродили в себе веру в Христа как Господа, а - Спаситель, Воскреснув и найдя каждого. И апостолов гнали и убивали, и преподобные были гонимы. Всё за ту же Истину, за непосредственную связь с Богом. Прошло два тысячелетия, и христианство стало самой распространённой религией в мире. Но Господу нужна не толпа, а каждая отдельная личность, принявшая Христа и осознанно идущая за Ним. Чтобы духовно-нравственное воспитание было подлинно евангельским, нужно использовать этот феномен ОПК, но не допускать формальности, фарисейства, инквизиций, организации управления извне религиозной практикой, а предоставить Господу Самому жить в сердцах наших учителей и воспитанников, если они этого захотят. Пусть мерой и судией для личности будет Сам Христос, а интересной областью знаний - наша история и культура. Чтобы партийные методы бойких сертифицирующих чиновников и коммерсантов не смогли превратить драгоценные личности в толпу.

Спасибо за внимание.

Алла Валентиновна Бородина, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», педагог, филолог, культуролог, писатель, общественный деятель

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Валентиновна Бородина
Преемственность духовно-нравственного воспитания дошкольного и школьного уровней образования в рамках ФГОС
Выступление на секции «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А.В. Бородиной» XXVII Международных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» (28.01.2019 г., Храм Христа Спасителя)
03.02.2019
ОПК как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ
Выступление в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений
04.02.2018
Инновационный потенциал Основ православной культуры для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота
Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»
07.02.2017
«Основы православной культуры» и воспитание будущей элиты
В Калужской области прошел авторский семинар Аллы Бородиной
04.03.2013
Все статьи Алла Валентиновна Бородина
Основы православной культуры
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
«И не погибнет Мать-Россия…»
Русский народ и Великорецкий крестный ход
22.06.2024
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Агафон
21.07.2024 18:44
Наказание за героизм
Новый комментарий от Человек
21.07.2024 18:25
Орбан разоблачает миграцию
Новый комментарий от Агафон
21.07.2024 18:01
Порядок восстановления монархии по закону
Новый комментарий от Агафон
21.07.2024 17:51
Большие раздоры. У каждого свой Ильин
Новый комментарий от С. Югов
21.07.2024 15:39
Когда вернётся царская власть?
Новый комментарий от Советский недобиток
21.07.2024 06:43