О фарисействующих мытарях

Диакон Владимир Василик об информационном цинизме и порожденном им странном синтезе

Кощунство в Храме Христа Спасителя 
0
1837
Время на чтение 8 минут

«Не помолимся фарисейски, братия» — призывает нас сегодня Церковь. Сегодняшний день учит нас высоте раскаяния мытаря, но при этом не забывается и закон праведности. «Фарисея поревнуем добродетели и мытаря поучимся смирению» - научают нас церковные песнопения.

Разве плохо поститься два раза в неделю и десятину жертвовать на бедных и храм? Главное — не гордиться этим и не превозноситься над ближним.

Но, к сожалению, в наше время распространен совершенно иной синтез: фарисей неразрывно соединяется с мытарем. Только присутствуют в этом сплаве самые худшие качества: самодовольство фарисея и греховность мытаря. И все это оказывается возможным при царящем ныне информационном цинизме.

Возьмем сравнительно недавно прогремевшее дело одного поганенького ансамбля с непотребным именем, чьи участницы плясали на амвоне храма Христа Спасителя.

Последнее слово Алехиной, Санцевич, Толоконниковой было самым настоящим фарисейско-мытарским синтезом.

От него осталось впечатление постмодернистской игры в смыслы, по принципу соединения несоединимых символов и их взаимного уничтожения, или полного переформатирования.

Возьмем, к примеру, слова: «Кто бы мог предположить, что история сталинского террора не учит, как приемы инквизиции воцаряются в правоохранительных органах и суде. Мы разучились плакать».

Перед нами типичное демократическое фарисейство. Свой кощунственнный антирелигиозный карнавал в духе двадцатых-тридцатых годов двадцатого века плясуньи силятся представить как некую политическую антитоталитарную манифестацию, а себя приравнивают к жертвам сталинских репрессий. Мало что может быть лицемерней кощунственней такого сопоставления, особенно в 75 годовщину террора 1937 г., когда расстреливали православных священников, закрывали храмы, глумились в них над святынями во время закрытия и устраивали в школах кощунственные пародии на богослужение и суды над Богом. И на что потом было жаловаться воинствующим безбожникам, кощунникам и пародистам, когда в 1937-1938 г. зачастую и за ними приходили люди в форме?

Это сравнение лицемерно и кощунственно еще и потому, что блудницы и пропагандистки сексуальных извращений не имеют никакого права сравнивать себя со «стопятницами и пленницами» 1937 г. и других годов: те были в значительной степени людьми верующими и целомудренными и свою женскую честь зачастую сохраняли даже в нечеловеческих условиях лагерей. Солженицын, на которого напрасно ссылаются плясуньи, приводит в «Архипелаге» потрясающий факт: унизительный медицинский осмотр женщин в одном из лагерей показал, что большинство их либо были девственницами, либо долгие годы жили в целомудрии. Сравним это с гнусными сценами разврата, явленными участницами группы в Зоологическом музее в 2008 г., их мерзости, показанные в других местах, растление их собственных детей.

Тем более, они не имеют никакого права сравнивать себя ни с Сократом, который, по природе будучи человеком страстным и невоздержанным, удивлял афинян своим аскетизмом и воздержанием, ни тем более с сосудом Святого Духа святым перводиаконом Стефаном, который всю свою жизнь предал Богу. Подсудимые, точнее их речеписцы воспользовались природной жалостью русского человека, чтобы подпустить в общественное сознания такую подленькую псевдо-богословскую мысль: любой заключенный и осужденный является невинным страдальцем. Тогда мучеником надо признать и расстрелянного серийного маньяка Чикотило, и повешенных гитлеровских генералов и гауляйтеров, и казненных власовцев, и осужденных чеченских террористов, и криминальных «авторитетов», и посаженных воров и жуликов. Все они попадают не просто в разряд «несчастненьких», как говорили на Руси, но в ранг страстотерпцев.

Плясуньи любят рядиться в одежды евангельских блудниц, но мило забывают про одну важную вещь: эти блудницы раскаялись и стали целомудренными. Христос заповедовал им: «Иди. И впредь не греши». А в деятельности современных панк-блудниц не видно и следа раскаяния: «На последнем слове от подсудимого обычно ждут либо раскаяния, либо сожаления о содеянном, либо перечисления смягчающих обстоятельств. В моём случае, как в случае моих коллег по группе, мне совершенно не нужно». Как сказано, «И не раскаялись они в делах рук своих» (Откр. 9, 20).

Только горькую улыбку способны вызвать следующие слова кощунниц: «Страстность, откровенность, наивность выше лицемерия, лукавства, напускной благопристойности, маскирующей преступления. Первые лица государства стоят в храме с правильными лицами, но, лукавя, грешат куда больше нашего. Мы делаем наши политические панк-концерты, потому что в российской госсистеме царит такая закостенелость, закрытость и кастовость, а проводимая политика подчинена лишь узким корпоративным интересам настолько, что нам от одного российского воздуха больно». Плясуньи пытаются разыграть чисто евангельское противопоставление: грешный, но искренний мытарь и внешне праведный, но лукавый и лицемерный фарисей. На самом деле в деле Pussy Riot, как и в концертах «Мадонны» мы имеем дело с чудовищным постмодернистским сплавом: фарисей неразрывно соединяется с мытарем. Только обмениваются они самыми худшими качествами: фарисей делится своей гордостью и самодовольством: мытарь своей коррумпированностью и греховностью. Изблудившиеся девчонки, не сделавшие в жизни ничего путного, имеют наглость самодовольно и цинично учить общество своей извращенной морали и устраивают «медианабеги» на символы того государства, которое их вырастило, выучило, дало возможность зарабатывать на жизнь, охраняло и терпело. Но только совершенно напрасно они против него бунтуют. Они его законные, хотя и мятежные чада и несут в себе все его пороки, многократно приумноженные, в том числе аморализм, цинизм, лицемерие и лукавство. Сам характер их акции, явная запланированность, неразрывная связь с предвыборной кампанией, делом весьма денежным, мощная и системная поддержка отечественных и зарубежных СМИ, а также ряда политиков заставляет усомниться в их независимости, искренности и наивности. Они – лишь маленький элемент большой игры, направленной в конечном счете против Русской Православной Церкви и государства Российского и, судя по их выступлениям, ведают, что творят.

Другой пример фарисействующего мытаря — Ксения Собчак. Блудница, еще худшая, чем девчонки из непотребного ансамбля, потерявшая счет любовникам и непотребствам, она имеет наглость критиковать Церковь и священнослужителей, и учить священников жизни. Странно наблюдать наших церковных глашатаев и великих миссионеров в такой недостойной кампании, когда они к тому же невольно оказываются в положении маленьких мальчиков, оправдывающихся перед строгой учительницей за свое неправильное поведение и обещающих: «Я больше не буду». И никто не задается вопросом: «А судьи кто?» Точнее — кто судьица? Имеет ли она право задавать вопросы о коррупции и нравственных нарушениях в Церкви, когда сама живет с наворованного и по уши погрязла в свинствах и беззакониях? Но впору задаться и иным вопросом: а почему люди Церкви вообще считают возможным приходить на такие медиа-судилища и оправдываться перед судьями-самозванцами? Кого они надеются там убедить и кого обратить? Почему они забывают завет Господа: «не мечите бисера перед свиньями» и временами занимаются самым настоящим предсвинобисерометанием? Ссылаются на пример Господа Иисуса Христа, шедшего к мытарям и блудницам, но забывают о том, что Господь наш говорил тем, кто способен услышать, и не давал ответа циникам и духовным потребителям.

Другой экспонат в коллекции фарисействующих мытарей — Александр Невзоров. Человек, который вовсю поносит Церковь, бичует коррумпированных и грешных попов, некогда... пел в хоре Никольского собора. Более того, в начале 90 годов в программе Шестьсот секунд показывал сюжеты вполне лояльные по отношению к Церкви. Что с ним произошло? Прозрел? Каким образом? Поведай-ка нам, Александр Глебович, как спала с очей твоих пелена. И он действительно возвестил граду и миру. Оказывается, он никогда не верил и на грош, а в церковных кругах вращался в качестве...связного от КГБ. Проще говоря — засланного казачка. Тогда возникает законный вопрос: а как тебе верить? В девяностые годы ты нам дурил голову, работая от КГБ, может и сейчас нас морочишь, отрабатывая заказы от ЦРУ и Ми-6? Духовный облик сего обличителя весьма непригляден. В свое время он предательски бросил свою жену — прекрасного интеллигентного человека. Происхождение средств, на которое он создал свой конный завод, мягко говоря, темно. Шлейфом за Александром Глебовичем идут склоки и скандалы. И такой-то человек берется обличать священство и священноначалие!

Но есть уровень и повыше — интеллигентного фарисейства. В Эрмитаже недавно прошла кощунственная выставка зарубежных псевдохудожников, в которой фигурировали антихристианские символы, в частности — распятый медвежонок. Так вот, директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский не нашел ничего лучшего, как оправдать ее через… музеефицирование. Оказывается, если кощунственный предмет выставлен в музее, то это уже не вещественное доказательство антирелигиозного хулиганства, а ...произведение искусства. Иными словами, если навоз в поле, то он навоз, а если под витриной — экспонат и шедевр авангарда. Естественно, никто и не обсуждает художественную ценность объекта: выставлен и точка. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит. Соответственно, достаточно любую гельмановскую, или иную мерзость, лишенную всяких следов красоты и эстетической ценности, поместить в музей, как она сразу становится священной коровой. «Не трогать! Вы что, против высокого искусства? И Венера не всем нравилась» - последуют окрики со стороны «наших строгих ценителей и судий». При этом они стыдливо умолчат о том, что, по свидетельству подлинных специалистов, настоящих художников, этим экспонатам в эстетическом смысле далеко не только до Милосской Венеры, но и до «палеолитических Венер», что в моральном смысле они безнравственны, а в социальном — опасны, поскольку являются самой настоящей пропагандой вражды и ненависти на религиозной почве и провоцируют напряженность и конфликты. Как такое оказывается возможным? Не будем испытывать сей глубины. Впрочем, есть некие предположения. Как говорил отец Александра Македонского Филипп ΙΙ, осел, нагруженный золотом, возьмет любой город. А Зимний Дворец — и подавно.

И, в завершение встает вопрос о природе сего мытарствующего фарисейства. Оно напрямую связано с таким феноменом, как информационный цинизм, то есть сознательное, целенаправленное, технологизированное надругательство над истиной. Создание целой информационной индустрии переработки истины в нужном виде. Вроде Оруэлловского «Министерства правды». Базисом подобной практики является идеология постмодерна, когда нет ни Бога, ни истины, а есть только волящий субъект, не просто стоящий «по ту сторону добра и зла», но снимающий саму эту проблему. Он сам определяет, что есть добро, а что есть зло. Точнее, добра и зла для него нет, а есть лишь приятные и неприятные ощущения. Почти как у животных. Действительно: «И человек, будучи в чести, не уразумел. Присоединился к скотам неосмысленным и уподобился им» (Пс. 48, 21).Но для достижения цели (и приятного ощущения в конце), в частности - победы над противником и завоевания умов, необходимы некоторые технологии, одна из них — использование элементов архаики, в частности — нравственного закона. Который и используется на всю катушку, только с обратными целями и с его конечным разрушением в конце. Все происходит по св. апостолу Павлу: «грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Рим.7, 11).

Вопрос: как с этим бороться и что этому противопоставить? Ответ прост: стояние в вере. Твердое исповедание веры, словом и делом, искреннее христианское делание — лучшая защита от всех этих мерзостей, от всей этой дряни и ерунды. Принципиальная незаинтересованность во всех этих темных делах и технологиях и понимание того, что это лишь «немощные дерзости» мелкой бесовни. Как сказал св. апостол Павел: «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Ефес. 5, 11-12). А главное наше обличение — наша христианская жизнь.

И основа ее – твердая надежда на Бога, Который да избавит нас «от сети ловчи и от словесе мятежна». Аминь.

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета СПбГУ
 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Вот это доверовались

Что же это в православии творится. Такого толкования притчи о мытаре и фариссеи я никогда не слышал http://www.proza.ru/2013/02/01/637
Вова / 09.03.2013, 08:59

3. Великопостная просьба

Дорогой, уважаемый батюшка! Простите, что не по теме статьи. На ресурсе уже который день не утихают споры по поводу богословия Осипова (сначала под статьей о.С.Карамышева, а теперь и о.А.Шумского). Так не хватает вашего голоса, так не хватает слова истины и мудрости. Уверен, ваше мнение остудило бы горячие головы, по крайней мере, ограничило бы тот всплеск богохульства, который изливается на Божественные Святые Пречистые Безсмертные Небесные и Животворящие Страшные Таины Христовы. С уважением и любовью!
ОРТОДОКС / 25.02.2013, 14:50

2. Отличный материал

Бог в помощь, отец диакон! Хорошо все разложили по полочкам. Хотя удивительного в действиях сих "девчушечек" и лицедеев и нет. Мы провалились в капитализм, духовной основой коего является отнюдь не христианство, а самое, что ни на есть, обыкновенное язычество. Язычники привыкли играть самих себя. Скоморохи. Мир перевернутый. Мир "бахтинского карнавала". Поэтому и нераскаившиеся блудницы (и раскаиваться они не собираются!) крикливо "учат" Церковь. Только горш их словам цена. Фальшивый грош.
Прохожий *Красс* / 25.02.2013, 10:17

1. Re: О фарисействующих мытарях

О Невзорове: "в начале 90 годов в программе Шестьсот секунд показывал сюжеты вполне лояльные по отношению к Церкви". Я бы сказал даже не просто лояльные. Вспоминается его острая фраза: "пройдут годы, сгинут демократы, а церковь будет все так-же петь песнь Богу". Резко было сказано, но не про себя ли теперешнего? Он тогда декларировал себя старообрядцем. Но это же пустозвонство!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Почему пресс-секретарь Главы государства позволяет себе подобное?
О странном заявлении Дмитрия Пескова по мигрантскому вопросу
23.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
В разгар демографического кризиса пора формировать великий проект сбережения русского народа – «Большая семья»
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Россия – великая суверенная держава, которая не должна ни от кого зависеть, кроме Бога!
06.11.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Кощунство в Храме Христа Спасителя
Победа православной общественности!
Шоу «Гарри Поттер и философский камень» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя не состоится
20.11.2024
Какая мобилизация нам нужна?
В призывах к мобилизации нет внятной и живой идеи
13.01.2023
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06