Наполеон, отправляясь в Россию, говорил так: «Ещё четыре года и я - господин всего мира». Это была война за жизнь русского народа, за жизнь Российской Империи и святое Православие. Не секрет, что Наполеон лелеял планы, будучи сам человеком нерелигиозным, создания некоей всемирной религии. Он оказывал покровительство иудеям, его генералы молились с мусульманами, а, в сущности, он не исповедовал никакой религии, кроме религии человекобожества и успеха. Допустим на минуту, что Наполеон бы победил, и тогда Православная Церковь при нем претерпела бы неминуемое и жестокое гонение.
Эта война показала величие Промысла Божия. Она разразилась не случайно, ибо слишком многие представители русского образованного общества были увлечены безбожными идеями, шедшими с Запада и, особенно, из Франции. Многие увлекались безбожными учениями Вольтера, Дидро, Гольбаха, откровенно смеялись над чистой и бесхитростной верой народа и презирали её. За это отношение, за это забвение православных святынь, Господь и послал наказание. Как говорил Феофан Затворник: «Западом наказывал и наказывает нас Господь». И во многом также как и Вторая Великая Отечественная война - это тайна Промысла и милости Божией.
Господь не до конца прогневался и не вовек враждовал. Наказав, Он не только исцелил, но и славно возвеличил русское имя. Он дал русскому солдату смелость и самопожертвование, а русским полководцам мудрость и разум для победы над первой армией мира и первым военным гением. Всё искусство, натиск и устремления Наполеона разбились о стойкость и жертвенность русского воинства и о всенародную поддержку его. Когда по деревням забирали в солдаты, то рекруты плясали от радости, хотя обычно солдатчина считалась наиболее тяжелой повинностью. Это настроение было всенародным. Вспомним Пушкинские стихи:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.
Почему это стало возможным? Благодаря пробудившейся Православной вере, обиде за поруганные святыни, пробудившемуся народному чувству и живому народному ощущению, подвигу за Веру, Царя и Отечество. И вот эта вера, мужество и подвиг всего русского народа от Царя до последнего крестьянина-ополченца переломила, казалось бы, непреодолимую силу глобалиста Наполеона. Десятки тысяч русских воинов и подвижников покрыли себя неувядаемой славой. Среди них десятки, если не сотни русских священников, которые служили в действующей армии и своим примером воодушевляли солдат, или несли свой страдальческий подвиг в захваченной врагом Москве, или подвигали народ на борьбу с иноземным захватчиком.
1812 год - это слава России. Это слава и Православной Церкви. Это год величия русского народа, который действительно низверг глобалистическую державу Наполеона. Как написал Н.М.Карамзин:
Конец победам! Богу слава!
Низверглась адская держава:
Сражен, сражен Наполеон!
(…)
Злодей торжествовал, где он?
Исчез, как безобразный сон!
Более того, Россия явилась освободительницей Европы от наполеоновской тирании. Царь Александр I, глава царей, способствовал созданию справедливого и мирного порядка Священного Союза, в котором Европа худо-бедно держалась более 30 лет. Россия в очередной раз явила себя как Держава миротворная, как устроительница мира и согласия среди народов. Русский народ показал свое удивительное милосердие и непамятозлобие.
А.С.Пушкин писал:
В Париже росс!- где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
К сожалению, Европа ответила на освобождение неблагодарностью.
«Для вас безмолвны Кремль и Прага
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..» - писал русский поэт.
Эти стихи глубоко многозначительны. Тяготеющий над царствами кумир - это, безусловно, образ того «тела злотого», который создал вавилонский царь Новохудоносор, и которому поклонились все народы мира. Но русский народ, как три отрока в печи вавилонской, отказался ему поклоняться и прошел через огненное испытание, своею кровью искупил Европы вольность, честь и мир.
В этой войне проявились лучшие свойства русского характера, его жертвенность, мужество и упорство. Эта война отмечена мудрой дальновидностью М.И.Кутузова, его умением, терпением и временем вначале измотать, обескровить врага, а затем победить. Русский человек добивался успеха и победы далеко не сразу, но терпеньем, молитвой, постом и подвигом, он с Божией помощью достигал победы. 1812 год - это урок и великий пример всем нам, на который мы должны равняться, веря в возрождение России и Русской Православной Церкви.
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ