Этот день в Русской истории

Сегодня, в день памяти Святителя Иоанна, митрополита Тобольского, мы вспоминаем военачальников М.В.Шереметева и графа П.А.Строганова, писателя Д.Л.Мордовцева, поэта Н.И.Рыленкова и математика А.А.Ляпунова; завтра мы вспоминаем славянофила И.В.Киреевского, изобретателя Ф.А.Блинова, мецената А.А.Половцова, военного историка А.А.Керсновского и писателя И.С.Шмелева

Новости Москвы 
0
227
Время на чтение 22 минут

Святитель Иоанн ТобольскийСвятитель Иоанн Тобольский является одним из особо почитаемых сибирских святых, несмотря на то, что Тобольскую кафедру он занимал всего четыре года, с 1711 по 1715. О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей дворянского малороссийского рода, который оставил заметный след в истории ревностным служением на благо Отчизне и Государю.

Домашнее воспитание, учеба в Киевской коллегии, постоянное общение с монахами напитало его душу стремлением служить Богу в чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро.

В 70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к Царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн. Помимо просьб о помощи военной лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.

Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1635 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину. После смерти святителя 10 января 1697 года Иоанн был избран и хиротонисан во епископа Черниговского.

11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами.

Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву.

Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял свои доходы. Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.

Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», - об обязанностях властей, Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».

Заранее чувствуя близость смерти, владыка стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и там в молитве, стоя на коленях, мирно почил.

В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени. Богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.

Сегодня мы также вспоминаем Матвея Васильевича Шереметева (1629-1657), военачальника, государственного деятеля, стольника, воеводу.

Родившись в семье боярина Василия Петровича Шереметева и его жены Евдокии Богдановны, урожденной Полевой, Матвей Васильевич с юных лет был при дворе. В 1644 году он находится числе чашников Царя Михаила Фёдоровича, с 1648 — рында. В 1648 году уехал со своим отцом, назначенным казанским воеводой, в Казань.

В 1650—1652 сопровождал царя Алексея Михайловича в загородных богомольных «походах» и присутствовал в Саввино-Сторожевском монастыре при открытии мощей Преподобного Саввы.

Весной 1653 вместе со своим отцом отправился в Новгород. Там он и встретил начало русско-польской войны. Летом 1654 он взял Дисну и Друю, а в конце ноября был послан Москву с донесением о взятии Витебска войсками его отца, Василия Петровича. В том же году назначен витебским воеводой, сменив в этой должности своего отца, отправленного в Великие Луки для сборов новых войск. В это время оршанский подсудок князь Самуил Лукомский и полковник Кароль Лисовский попытались перекрыть дороги и лишить Витебск подвоза хлебных запасов. Но в январе 1655 года Матвей Васильевич решительными действиями разбил войска князя Лукомского и захватил у него весь обоз.

6 апреля 1655 года Матвею Васильевичу велено быть в Великих Луках «с отцом, с боярином и воеводой с Василием Петровичем Шереметевым». 15 мая 1655, по приказу отца, выдвинулся к городу Велижу. 27 мая, после отказа гарнизона от сдачи, он взял город в осаду, которая продлилась до 17 июня.

С конца 1655 до мая 1656 находился в Москве, где исполняя придворные обязанности, в марте 1656 встречал антиохийского патриарха Макария, а в начале мая того же года участвовал во встрече послов императора Фердинанда III.

15 мая 1656 при выступлении Царя Алексея Михайловича в поход на Ригу, Матвей Васильевич был назначен головой в четвертую сотню стольников государева полка и получил сотенное знамя, «а на нем написан мученик Дмитрий Солунский по зеленной тафте, опушка тафта алая, крест и трубка серебрен золочен». В течение всего похода состоял при особе государя, в начале июля сопровождал царя в Спасский монастырь, находящийся в урочище Сельце, в окрестностях Полоцка, а в начале августа был рындой при отпуске венгерского и молдавского посланников и гонца курфюрста Бранденбургского.

В декабре 1656 г. Матвей Васильевич был назначен псковским воеводой, с царским приказом преследовать шведов, вторгшихся в псковские земли, «до стен Риги или Ревеля и потом сжечь и выпустошить всю страну». В начале марта 1657 г. в Псков прибыли назначенные к нему в товарищи окольничий князь Тимофей Иванович Щербатов и стольник князь Михаил Иванович Щетинин. В марте под Псково-Печерским монастырем у деревни Мигузице, в двух верстах от Нейгаузена, войска «стольника и воеводы Матвея Васильевича Шереметева… графа Магнуса и его полку неметцких людей многих побили и языки поймали».

В начале июня 1657 г. Матвей Васильевич с тремя тысячами ратных людей направился к замку Адзель на выручку Афанасию Ордину-Нащокину, которого осаждал генерал Левен. 9 июня в битве под Валком, когда отряд Шереметева завяз в болоте и начал отступать, Матвей Васильевич с небольшим отрядом продолжал отбиваться до тех пор, пока не упал вместе с лошадью, раненый двумя пулями в живот. Шведские драгуны подняли его и унесли в свой лагерь, где 10 июня 1657 года в 10 часов утра Матвей Васильевич Шереметев скончался.

Царь Алексей Михайлович до последнего надеялся, что Матвей Васильевич выживет. Когда Шереметев еще был жив, он писал своему двоюродному брату Афанасию Ивановичу Матюшкину: «А о Матвее не тужи, будет жив, вперед ему к чести; радуйся, что люди целы, а Матвей будет по-прежнему».

П.А.СтрогановТакже сегодня день памяти графа, генерал-адъютанта Павла Александровича Строганова (1772-1817).

П.А.Строганов - сын от второго брака барона (впоследствии графа) Александра Сергеевича Строганова с Екатериной Петровной Трубецкой (дочь князя Петра Никитича Трубецкого).

Родился в Париже, крестник Императора Павла I, друг детства императора Александра I. Получил прекрасное домашнее образование и первые годы молодости провёл в Париже во время революции, имея воспитателем Ромма, члена Конвента. Под псевдонимом Поль Очер (по названию поместья Строгановых в Пермской губернии, ныне город Очер) был якобинцем, членом клуба «Друзей Закона». В Париже его также сопровождал крепостной художник А.Н.Воронихин, впоследствии знаменитый архитектор. В 1790 году Строганов вызван отцом в Россию.

На военной службе числился корнетом в лейб-гвардии Конном полку с 1779 года, в 1791 стал поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В 1792-м переименован в камер-юнкеры, в 1798-м пожалован в действительные камергеры. В 1802 году получил чин тайного советника, звание сенатора и должность товарища министра внутренних дел. В 1805 году находился при Императоре Александре I во время Аустерлицкой битвы.

В 1807 году вступил волонтёром в действующую армию и командовал казачьим полком. После окончания кампании перешёл на военную службу. 22 августа 1807 года награждён орденом Св. Георгия 3-го класса

Д.П.МордовцевСегодня мы также вспоминаем писателя, историка Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905).

Д.Л.Мордовцев родился в семье малоруского происхождения, его отец был управляющим слободы Даниловка, где и родился будущий писатель, доверенным лицом помещиков Ефремовых. Мать была дочерью даниловского священника Дионисиева. Даниил был самым младшим ребенком в семье. У него было три брата и сестра. Отец умер рано, когда Даниилу не исполнилось и года.

Первым учителем пятилетнего Даниила, стал слободской дьячок Федор Листов. Он обучал ребенка по старославянским книгам, которые в изобилии водились в доме Мордовцевых. По воспоминаниям старожилов, отец писателя, «был хохол старого закала, начетчик, любитель древней письменности и обладатель обширной старинной библиотеки».

Учение легко давалось Даниилу, в семь лет он сочинил первые стихи. Сильное впечатление оказала на будущего писателя случайно найденная книга, «Потерянный рай» Мильтона, которую Даниил выучил наизусть почти полностью. В девять лет Мордовцева отправили в станицу Усть-Медведцкую, в местное окружное училище, которое он закончил в 14 лет с похвальным листом.

В августе 1844 года поступил во второй класс саратовской гимназии. Здесь он знакомится с Александром Николаевичем Пыпиным, а через него с двоюродным братом Пыпина Н.Г.Чернышевским. Гимназию Мордовцев закончил в 1850 году.

По окончании гимназии он поступает в казанский университет на физико-математический факультет. Но пораженные познаниями Мордовцева в гуманитарных науках преподаватели советуют ему поступить на историко-филологический. Даниил Лукич следует этому совету. Он обучается под руководством профессора Григоровича Виктора Ивановича, известного в то время слависта. Пыпин уговаривает своего друга перевестись в Санкт-Петербургский университет. Мордовцев переводит на украинский язык «Краледворскую рукопись» и отсылает перевод преподавателю петербургского университета Измаилу Ивановичу Срезневскому, которому понравился перевод и он подержал прошение о переводе. В 1851 г. Мордовцев переводится на второй курс петербургского университета, который он закончил в 1854 году со степенью кандидата и уезжает в Саратов.

В том же году Мордовцев женится на Анне Никаноровне Пасхаловой. Она была старше писателя на семь лет и у нее уже было двое детей. В Саратове, Даниил Лукич тесно сблизился с сосланным туда Н.Костомаровым. 16 августа 1856 года Мордовцев назначен на пост начальника губернского стола с обязанностями переводчика, а так же стал редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». Пользуясь возможностями предоставленными ему новой должностью Мордовцев собирает богатый материал по истории Саратовского края, который он публикует в «Губернских ведомостях». В 1859 году вместе с Костамаровом публикует «Малороссийский литературный сборник», куда попадают его произведения на украинском языке. В этом же году выходит его первый исторический рассказ «Медведицкий бурлак». Мордовцев заявляет о себе как историческом писателе. В 1864 году Мордовцев покидает Саратов из-за трений с новым губернатором князем В.А.Щербацким и уезжает с Петербург, где занимает должность младшего столоначальника в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Но через три года вновь возвращается в Саратов и служит правителем дел в комиссии народного продовольствия, секретарем попечительного о тюрьмах комитета, младшим помощником правителя губернской канцелярии. В 1869 г. Мордовцева назначают правителем дел губернской канцелярии и секретарем статистического комитета. Издает в журнале «Дело» обличительные очерки под рубрикой «Накануне воли» о жизни крестьян и помещиков, чем вызывает неудовольствие начальства. Весной 1872 года губернатор М.Н.Галкин-Враской отправляет Мордовцева в отставку.

В 1872 году писатель перебирается в Петербург. Здесь в 1893 году он устраивается на службу в министерство путей сообщения.

В 1885 году кончает жизнь самоубийством приемный сын писателя Виктор Никандрович Пасхалов, брат известного черносотенного деятеля Клавдия Никандровича Пасхалова; вскоре умирает жена Мордовцева. Мордовцев оставляет службу и переезжает в Ростов-на-Дону. Он совершает ряд путешествий в Египет, Палестину, Францию, Италию и Испанию.

24 апреля 1905 года в Петербурге широко отмечалось пятидесятилетие литературного творчества писателя. Но петербургский климат плохо сказался на здоровье писателя в мае обострилась старая болезнь Мордовцева — воспаление легких. Он возвращается в Ростов, а оттуда на дачу брата в Кисловодске. Мордовцев полагал, что климат Кисловодска укрепит его здоровье. Но климат не помог писатель оставался прикованным к постели. 10 июля Даниил Лукич Мордовцев умер.

Его похоронили в Ростове-на-Дону, в фамильном склепе Мордовцевых, на Навоселовском кладбище.

Н.И.РыленковСегодня мы также вспоминаем поэта, автора стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» Николая Ивановича Рыленкова (1909-1969).

Н.И.Рыленков родился в крестьянской семье. В 1926 г. окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945. Член КПСС с 1945 г. Член правления СП РСФСР с 1958 г., секретариата СП РСФСР с 1965 г.

Печатался с 1926 г. Первая книга стихов — «Мои герои» (1933). Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.

Лирика тяготеет к классическим и фольклорным традициям. У Рыленкова преобладают лирические описания и размышления, а драматических конфликтов, развития действия и политических выводов он избегает. Его лирика, особенно короткие стихи, отличаются естественностью, простотой и чувством меры; ей не свойственны особенная глубина мысли или многоплановость высказываний.

Автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» (завершён в 1962 г., опубликован в 1963 г. в газете «Литературная Россия», в 1966 г. вышел отдельной книжкой и затем неоднократно переиздавался).

Автор песен, рассказов, очерков, автобиографических и исторических повестей. Издал сборник статей «Традиции и новаторство» (1962).

А.А.ЛяпуновТакже сегодня день памяти математика, одного из основоположников кибернетики, члена-корреспондента АН СССР Алексея Андреевича Ляпунова (1911-1973).

Академики математик А.М.Ляпунов, филолог-славист Б.М.Ляпунов и физиолог И.М.Сеченов приходились Алексею Андреевичу дедами.

В 1928 году А.А.Ляпунов поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако через полтора года ему пришлось покинуть университет «как лицу дворянского происхождения». С 1932 года Алексей Андреевич становится учеником академика Н.Н.Лузина. Под его руководством и по составленным им программам Алексей Андреевич получил математическое образование, а вскоре и первые результаты в дескриптивной теории множеств. В этой области математики А.А.Ляпунов работал до конца жизни. Теории множеств и теории функций посвящены 62 работы Алексея Андреевича, включая монографию. Будучи учеником Лузина, Алексей Андреевич сблизился со старшими его учениками, известными математиками Н.К.Бари, М.А.Лаврентьевым, Д.Е.Меньшовым, Л.А.Люстерником, А.Н.Колмогоровым, Л.В.Келдышем, П.С.Новиковым.

С 1934 года до начала 1950-х годов А.А.Ляпунов работал в Математическом институте им. В.А.Стеклова, где под руководством П.С.Новикова прошла его докторантура.

Когда академик М.В.Келдыш организовал в 1953 году в составе Математического института АН СССР Отделение прикладной математики (ныне Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН, он предложил А.А.Ляпунову возглавить в нём работы по программированию. В 1955 году подписал «Письмо трёхсот».

С 1961 года Алексей Андреевич работал в Институте математики Сибирского отделения АН СССР, где фактически создал отделение кибернетики. В Новосибирске он также основал кафедру теоретической кибернетики Новосибирского университета и лабораторию кибернетики Института гидродинамики СО АН СССР, которыми руководил до конца своей жизни. В 1964 году А.А.Ляпунов был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению математики. Награждён орденом Ленина и медалями.

Сегодня мы также вспоминаем генерал-майора Русской армии Врангеля, последнего белого генерала Владимира Николаевича Выграна (1889-1983).

В.Н.Выгран окончил Полоцкий кадетский корпус (1907) и Елисаветградское кавалерийское училище (1910). Из училища был распределён в 9-й Уланский Бугский полк.

Во время Первой мировой войны участвовал почти во всех боях этого полка. Дважды ранен. Награжден Георгиевским оружием. В конце войны — ротмистр (подполковник). В конце 1917 года собрал большинство наличных офицеров 9-й кавалерийской дивизии и прибыл с ними в Добровольческую армию.

В 1918 году сформировал сводный полк 9-й кавалерийской дивизии, которым командовал с июня 1919 года по февраль 1920 года. Приказом от 2 июля 1919 года утверждён командиром Сводного полка 9-й кавалерийской дивизии. Полковник.

В начале 1920 года в Крыму полк был развёрнут в 9-ю кавалерийскую дивизию, участвовавшую в отражении наступления 13-й Красной армии на Перекопе в феврале-апреле 1920 года. За боевые отличия произведён в генерал-майоры генералом Врангелем, а понёсшая большие потери 9-я кавалерийская дивизия была сведена в 6-й кавалерийский полк.

После излечения от ранения летом 1920 года назначен командиром бригады, а осенью — командующим 1-й конной дивизии. После эвакуации из Крыма оказался в Галлиполи, где был вновь назначен командиром 1-й бригады сводной кавалерийской дивизии.

С переездом в Королевство СХС находился на должности инспектора русского состава Пограничной стражи Королевства. Участвовал в деятельности РОВСа.

С 1938 года начальник 4-го отдела РОВСа назначил его на почетную должность начальника кадров кавалерийской дивизии. Активно участвовал в деятельности Союза русских военных инвалидов. Состоял последовательно председателем отдела этого союза в Скопье, в Югославии, в Австрии, а после Второй мировой войны — во Франции и в Сан-Франциско (Комитет помощи русским военный инвалидам), куда он переехал в 1950 году. До самой смерти оставался членом РОВС.

Иван Васильевич КиреевскийЗавтра день памяти выдающегося русского православного мыслителя, основоположника славянофильства Ивана Васильевича Киреевского, скончавшегося 11 июня 1856 г. Он родился 22 марта 1806 г. в Москве в дворянской семье. На шестом году лишился отца, умершего от тифозной горячки во время ухода за ранеными русскими и французскими солдатами. Большое влияние на Киреевского оказал близкий родственник его матери известный поэт В.А.Жуковский, который в 1813-14 гг. жил в родовом имении Киреевских селе Долбино. Рано начал изучать философскую литературу, под влиянием отчима А.А.Елагина увлекся немецкой метафизикой. С 1822 г. вместе с братом Петром брал домашние уроки у лучших профессоров Московского университета, для чего семья переехала в Первопрестольную. В 1824 г. поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, был одним из основателей «Общества любомудрия». В 1830 г. поехал в Германию для завершения образования, в Берлине слушал лекции Гегеля и Шлейермахера, в Мюнхене Шеллинга, на которого произвел большое впечатление. После восьмимесячного пребывая за границей Киреевский вернулся домой, обеспокоенный известием о появлении холеры в Москве и тревогой о своих близких. Через год после возвращения он пытается начать издание журнала под очень характерным названием «Европеец», для которого пишет программную статью «XIX-ый век». Журнал был запрещен именно за статью Киреевского, только заступничество Жуковского помешало его высылке из Москвы. После неудачи он замолчал на 12 лет.

В 1834 г. Киреевский женился на своей троюродной сестре Наталье Петровне Арбеневой, руки которой давно просил. Жена его была воспитана в традициях русского христианского благочестия, вела строгую церковную жизнь и находилась под старческим руководством схимника московского Новоспасского монастыря Филарета (в схиме Феодора). Знакомство с этим старцем, которое затем переросло в тесное духовное общение, изменило жизнь Киреевского. Его жене причиняло скорбь равнодушие к Православной Церкви, которое она наблюдала у своего мужа в первые годы супружества. Увлеченный тогда Шеллингом, Киреевский читал вслух жене его труды и удивлялся, что она не выражает восхищения. Она же отвечала, что эти мысли ей известны из творений Святых Отцов Церкви, и давала читать мужу книги, полученные от старца Филарета, который собственноручно переписывал святоотеческие творения, не изданные в то время (преп. Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова и др.).

Сохранилось ее свидетельство о воцерковлении Киреевского, записанное другом Киреевского А.И.Кошелевым со слов Н.П. Киреевской: «И.В.Киреевский никогда прежде не носил на себе креста. Жена его не раз его о том просила, но Иван Васильевич отмалчивался. Наконец, однажды он сказал ей, что наденет крест, если он будет ему прислан от отца Филарета, которого ум и благочестие он уже давно уважал. Наталья Петровна поехала к отцу Филарету и сообщила ему это. Старец, перекрестившись, снял с себя крест и, давая, сказал Наталье Петровне: "Да будет он Ивану Васильевичу во спасение". Когда Наталья Петровна приехала домой, то Иван Васильевич, встречая ее, спросил: "Ну что сказал старец Филарет?" Она вынимает крест и отдает его Ивану Васильевичу. Он спрашивает ее: "Какой это крест?" Наталья Петровна говорит ему, что отец Филарет снял его с себя и сказал, что да будет он ему во спасение. Иван Васильевич пал на колени и говорит: "Теперь чаю спасения для души моей, ибо я в уме своем положил: если отец Филарет снимет с себя крест и мне его пришлет, то явно будет, что Бог призывает меня ко спасению". С этой минуты заметен был решительный поворот в мыслях и чувствах Ивана Васильевича». В дальнейшем Киреевский сблизился с отцом Макарием Оптинским (имение Киреевского находилось в семи верстах от Оптиной Пустыни), который стал его духовником. У него возникает глубокий интерес к творениям Св. Отцов и он принимает деятельное участие в подготовке их к изданию.

Киреевский оставил после себя небольшое наследие (по русской привычке он не любил писать, предпочитая письму беседу), но и написанного им достаточно, чтобы считать его одним из основоположников самостоятельной русской философии. В 1839 г. он написал свой «Ответ А.С.Хомякову» - размышление по поводу доклада «О старом и новом». Эти два труда и положили начало славянофильству как самобытному течению русской мысли. В 1845 г. он некоторое время редактировал погодинский журнал «Москвитянин». В 1852 г. для подготовленного славянофилами первого «Московского сборника» написал программную статью «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», в которой изложил основы славянофильского учения. С воцарением Александра II славянофилы задумали издавать журнал «Русская беседа», для которого Киреевский подготовил статью «О необходимости и возможности новых начал для философии», которая была как бы вступлением к изложению собственной философской системы (в бумагах Киреевского были найдены некоторые подготовительные материалы к работе). Но Господь судил иначе, 11 июня 1856 г. Киреевский скончался от холеры в Петербурге, куда приехал для свидания с сыном.

В одном из писем Киреевский прозорливо писал: «Если, сохрани Бог, в России когда-нибудь сделается что-нибудь противно Православию, то будет враждебно России столько же, сколько и вере ее. Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, все то препятствует развитию и благоденствию народа Русского; все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое».

Ф.А.БлиновВ этот день 1902 года скончался изобретатель-самоучка Федор Абрамович Блинов. Он родился в 1827 году в селе Никольское, Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостных крестьян. Получив «вольную», Фёдор работал бурлаком, а затем кочегаром, помощником машиниста и машинистом на пароходе. В 1879 Фёдор Блинов получил «привилегию» (патент) на «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам» — конструкцию, являющуюся прототипом современных гусеничных тракторов. В 1877 г., вернувшись в Никольское, изобретатель изготовил «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом. «Бесконечные рельсы» вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел 4 опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. Приводился в движение конной тягой и, по существу, представлял собой гусеничный прицеп. В 1883 году Ф.Блинов организовал собственное машиностроительное предприятие, производящее, в основном, пожарные насосы. С 1881 Блинов начинает строительство «самохода» на гусеничном ходу, который был построен через 7 лет, в 1888.«Самоход» Блинова выставлялся на русских промышленных выставках, в 1889 он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 г. — на Нижегородской ярмарке.

Александр Александрович ПоловцовВ этот день 1909 года скончался государственный и общественный деятель, меценат, промышленник Александр Александрович Половцов. Он родился 31 мая 1832 года и принадлежал к известному русскому дворянскому роду. Окончив Императорское училище правоведения в Петербурге, в 1851 году был определён на службу в 1-й департамент Сената, дослужившись к 1867 году до должности обер-прокурора 1-го департамента. С 1873 года — тайный советник. В 1873 году Половцов был назначен сенатором. В январе 1883 года был пожалован в статс-секретари к Императору Александру III, назначен государственным секретарём и членом Комитета финансов. В 1885 году произведён в действительные тайные советники. Привлекался к работе в различных совещаниях и комиссиях. В июне 1892 года Половцов оставил должность Государственного секретаря, назначен членом Государственного совета. С 1901 по 1905 годы заседал в Департаменте законов; с 1905 года входил в число присутствующих членов Госсовета; участвовал в совещаниях по разработке учреждения Государственной думы и реорганизации Государственного совета в Верхнюю палату (1905—1906).

Помимо государственной деятельности, Половцов также являлся членом-учредителем Императорского Русского исторического общества (в 1866—1879 годы — его секретарь, а с 1879-го и до конца жизни — председатель), почётным членом Императорской Академии художеств, почетным членом Петербургской Академии наук, членом-корреспондентом Французской академии.

Александр Александрович также широко занимался и промышленно-финансовой деятельностью, построив в 1894 году крупнейший на Урале металлургический завод, названный Надеждинским в честь его жены. Этот завод послужил основанию города Надеждинска (в настоящее время город Серов Свердловской области). В 1895 году создал Богословское акционерное общество. Кроме того, Половцовы были наиболее крупными акционерами Невской бумагопрядильной мануфактуры, Невской ниточной мануфактуры в Петербурге и Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве. Им принадлежал ряд винокуренных и мукомольных производств в Тамбовской и Воронежской губерниях.

Большие средства тратились Половцовым на благотворительные и образовательные цели. Думая о будущем России, Половцев как-то записал в своем дневнике: «Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать деньги на ученье и учебные цели без надежды получить медаль на шею». За счет личных средств с 1896 года А.А.Половцова издавался «Русский биографический словарь».

А.А.КерсновскийЗавтра также день памяти публициста и военного историка Антона Антоновича Керсновского, скончавшегося в 1944 году. Он родился 23 июня 1907 года в родовом имении деревне Цепилово, близ города Сороки в Бессарабии. С гимназических лет увлекался военным делом, в годы Гражданской войны оказался в Добровольческой армии и храбро воевал в её рядах малолетним гимназистом-воином. В 1920 году, вместе с остатками Белой армии, эмигрировал в Сербию, а уже затем вернулся в родное Цепилово, вошедшее в состав Румынии, откуда и выехал в Австрию с целью продолжить своё обучение. В Вене Керсновский окончил Консульскую Академию. Переехал во Францию. В Дижоне учился в университете. В Сен-Сире прослушал курс в знаменитой военной школе. Во второй половине 1920-х годов окончательно обосновался в Париже. Зарабатывал разными занятиями: давал уроки, разносил почту, выполнял мелкие заказы и прочее.

С 1927 года А.Керсновский стал публиковаться со статьями по военной истории и военному делу, опубликовав в белградском еженедельнике «Русский Военный Вестник» («Царский Вестник) около 500 различных материалов. В цикле статей он не просто предсказал возврат войны и приход Гитлера к власти, но и сделал предостережение: «Для нас, Русских, важно не забывать, что с воскресением германской армии восстанет из небытия наш недавний заклятый враг». С конца 1932 года в «Царском вестнике» стала публиковаться в сокращённом варианте «Философия войны» Керсновского (книга с дополнениями вышла в 1939 году). А с 1933 года по 1938 год выходил в Белграде его основной труд «История Русской Армии» в 4-х томах. Двухтомное «Военное дело» так и осталось в рукописи, а от «Русской стратегии в образцах», «Крушении германской военной доктрины в 1914 году», «Синтетическом очерке современных компаний» и ряда других трудов остались только косвенные и отрывочные упоминания. Скончался историк от обострения туберкулёза

Иван Сергеевич ШмелевЗавтра также день памяти выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева, скончавшегося в изгнании в окрестностях Парижа в 1950 г. Он родился 21 сентября 1873 г в Замоскворечье в купеческой семье. Окончив в 1898 г. юридический факультет Московского университета, Шмелев некоторое время работал помощником присяжного поверенного в Москве, а в 1901-07 гг. - чиновником для особых поручений во Владимире. После Февральской революции 1917 г. писатель работал корреспондентом московской газеты «Русские ведомости» в Сибири. После октября 1917 проявил себя как горячий противник большевистского насилия. В 1918 г. Шмелев переехал с семьей в белый Крым, в котором, по взятии города красными, в 1920 г. был расстрелян его единственный сын, сражавшийся в рядах Русской армии барона Врангеля. В 1922 писатель вернулся в Москву, откуда эмигрировал во Францию.

Публиковаться Шмелев начал еще в студенческие годы. Появление в 1911 г. повести «Человек из ресторана» принесло писателю всероссийскую известность. Еще перед революцией начало выходить собрание сочинений Шмелёва (к 1916 вышел восьмой том). Через все творчество этого выдающегося русского писателя проходит тема русской религиозности, благочестия, неприятия нравственного распада и кровопролития - спутников революции. С особой теплотой и выразительностью Шмелев живописал старое Замоскворечье, быт и нравы патриархальной Москвы, историю своей семьи. Его произведения «Солнце мертвых» (1923), «Лето Господне» (1933), «Богомолье» (1935) и другие стали классикой русской литературы.

В этот день также скончались: художник Карл Брюллов (1799-1852); юрист, историк искусства, коллекционер Дмитрий Александрович Ровинский (1824-1895); полковой священник Перновского гренадерского полка, герой Первой мировой войны иеромонах Амвросий (Матвеев) (1880-1915); летчик-штурмовик, старший лейтенант, Герой Советского Союза Сергей Леонидович Красноперов (1923-1944); архитектор и реставратор Александр Афанасьевич Латков (1863-1949); один из организаторов советской автомобильной промышленности, директор Московского автомобильного завода Иван Алексеевич Лихачев (1896-1956); поэт-имажинист, драматург, автор мемуаров Анатолий Борисович Мариенгоф (1897-1962); ученый в области математики, механики, космонавтики, академик, президент АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда Мстислав Всеволодович Келдыш (1911-1978); Князь Императорской крови, младший сын Великого Князя Александра Михайловича и Великой Княгини Ксении Александровны Василий Александрович Романов (1907-1989); генерал-майор, Герой Советского Союза, член Союза писателей СССР, командир партизанской бригады «Неуловимые» на территории Белоруссии Михаил Сидорович Прудников (1913-1995).

В этот день 24 июня 1945 г., когда православные отмечали двунадесятый праздник Святой Троицы, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 04:30
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 03:53
«Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.12.2024 20:29
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 19:33
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от ipopov
12.12.2024 19:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.12.2024 19:22
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 19:07