В форуме принимают участие свыше пяти тысяч человек из 87 стран мира. Гостями форума стали, в частности, президент Финляндии Саули Ниинистё, член политбюро компартии Китая Хэ Гоцян, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Более 30 стран представлены на уровне министров.
В своем выступлении В.Путин, в частности, отметил, что «особым приоритетом для нас было и остаётся поддержание макроэкономической стабильности». «Такая политика уже позволила нам достичь определённых результатов, - считает он. - Так, инфляция за четыре года существенно сократилась (она у нас ещё достаточно большая по сравнению с развитыми экономиками), в России в прошлом году она составила 6,1 процента - это ещё много, но хочу обратить ваше внимание на то, что за четыре года она снизилась более чем в два раза. У нас четыре года назад инфляция была больше 13 процентов. В прошлом году, как я уже сказал, 6,1 процента. И это минимальный показатель в России за последние 20 лет. На начало июня текущего года инфляция составила менее 4 процентов в годовом выражении».
«Государственный долг России - минимальный среди стран "восьмёрки", "двадцатки", да и БРИКС тоже, и на 1 мая 2012 года составлял 9,2 процента. При этом внешний долг России всего 2,5 процента. Также отмечу, что Россия - одна из трёх стран "двадцатки", которые имеют бездефицитный бюджет», - подчеркнул Путин.
«Вместе с тем текущие макроэкономические показатели вполне приемлемые и хорошие. Это не повод для нас впадать в эйфорию. Мы хорошо видим серьёзные долгосрочные и среднесрочные вызовы для нашей экономики. Экономика всё ещё не диверсифицирована. Значительная часть добавленной стоимости создаётся в сырьевых секторах экономики. Велика доля неконкурентных старых производств, сохраняется высокий уровень зависимости России от цен на нефть. Нам нужно понизить опасно высокую планку ненефтегазового дефицита. Это, как я сказал на форуме «двадцатки», в известной степени ахиллесова пята нашей экономики. В эпоху высокой глобальной волатильности такая экономика очень уязвима и подвержена значительным рискам. Вот почему России необходим не просто бездефицитный бюджет, а бюджет, что называется, с запасом прочности, рассчитанный не на нефтегазовый доход. Он должен быть рассчитан на несырьевые доходы и уже во вторую очередь - на поступления от продажи углеводородов», - заключил В.Путин.
Прокомментировать слова Президента мы попросили доктора экономических наук, профессора МГИМО (У) МИД России Валентина Катасонова.

Ещё Путин упоминал внешний долг, но тут несколько иная материя. По внешнему долгу ситуация не такая благополучная. Наши внешние долги примерно равняются валютным резервам, т.е. превышают 500 миллиардов. Это по отношению к ВВП гораздо более высокий показатель, чем госдолг. Читатель не совсем поймет, какие цифры приводит Президент в своей речи. 2,5% - это внешняя часть государственного долга. Есть государственный долг внутренний и внешний, так вот внешний складывается не только из государственного внешнего долга, это и корпоративные долги, и ещё некоторые виды долгов. Внешний корпоративный долг у нас рос ударными темпами. В совокупном внешнем долге компонента госдолга действительно небольшая. Но говорить о государственном внешнем долге и при этом не говорить о корпоративном долге - это известные вербальные манипуляции. Так что наши банки и наши нефинансовые компании набирали внешние долги, кстати, во время кризиса 2008-2009 годов многие из них оказались на грани дефолта, поэтому пришлось делать мощные вливания из Стабилизационного фонда, который в тот момент уже назывался Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.
Порядка 100 млрд долларов влили для того, чтобы спасти эти банки и корпорации. Если наступит новая волна кризиса, то наши валютные кубышки, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, очень быстро опустеют, потому что необходимо будет опять спасать банки и компании, типа «Русала», иначе они просто перейдут под контроль нерезидентов, потому что кредиты выдаются под залог их акций. Вот такая ситуация с внешним долгом, она более неприятная. В качестве утешения можно сказать, что внешний долг других стран в относительных показателях выше, чем долг России. Например, в США он около 100%, в других странах около 200%. Благополучная Германия имеет долг около 200% ВВП.
Эта интересная статистика не очень афишируется, поэтому я хочу обратить внимание читателей РНЛ на то, что у нас в основном всюду приводятся показатели госдолга, а не менее интересно давать показатели внешнего долга. Западная экономика практически вся живет за счет внешних заимствований, и повторюсь, внешний долг благополучных стран гораздо выше, чем у России. Это показал последний финансовый кризис. Фактически меняется модель отношений между странами «золотого миллиарда» и странами периферии мирового капитализма, когда последние в добровольно-принудительном порядке кредитуют страны «золотого миллиарда». Это очень важный момент, к сожалению, этот тезис очень редко звучит в СМИ. Действительно происходит перераспределение богатств и труда через механизм внешней торговли, неэквивалентные ценовые пропорции, заниженные валютные курсы. Этот момент тоже надо иметь в виду. Собственно Запад особенно и не заботится о том, чтобы снижать показатель внешней задолжности.
Но если относительно западных стран показатель внешнего долга у России может и благополучный, то наша экономика более слабая, и в случае очередного финансового кризиса удар по России будет более сильным, чем по экономике стран Запада. У Запада есть инструмент купирования кризиса, которого нет у стран периферии капитализма, включая Россию, - это печатный станок. Поэтому в любой момент они начнут затыкать дыры массовой эмиссией наличных и безналичных денежных знаков. Прежде всего, этим займется Федеральная резервная система. У России этого механизма нет. Банк Россия - это всего лишь валютный обменник, и он не может увеличить предложение денег в критические моменты. На РНЛ я уже давал сравнительный анализ и показывал, что Россия не конкурентоспособна в смысле инструментов борьбы с финансовыми кризисами.
По следующим озвученным Путиным моментам можно сказать, что бездефицитный бюджет - это вещь временная. Любые колебания на рынке нефти могут сделать бюджет сильно дефицитным. Даже Резервного фонда, который предназначен для того, чтобы компенсировать определенные потери, хватит ненадолго. Повторюсь, что в кризис 2008 года пришлось израсходовать большую часть валютных средств их этих фондов, это произошло за несколько месяцев. Россия не в состоянии выдерживать длительные падения цен на нефть. Россия не в состоянии выдерживать длительные финансовые кризисы. Если бы кризис затянулся, то мы бы никогда из него не выкарабкались. Я не знаю, какова будет продолжительность следующего кризиса, не знаю какие планы у хозяев рынка «черного золота» относительно того, как манипулировать и устанавливать цены на нефть. В принципе, если будет необходимо экономически уничтожить Россию, то они могли бы какое-то время подержать цену на нефть на уровне 50 долларов за баррель и, думаю, тогда мы просто провалились бы в бездну. Поэтому сегодняшний бездефицитный бюджет России - очень хрупкое и искусственное состояние. Любой ветерок может разрушить всю эту конструкцию.
Что касается инфляции, то это вообще лукавая цифра. У нас она считается по очень узкой корзине товаров. Достаточно сказать, что туда не включаются, например, расходы населения на жилье. Поэтому реальная инфляция, кстати, её иногда даже официальные ведомства считают, в разы, а может даже и на порядок выше, чем это следует из данных Росстата и Минэкономразвития. Приведенным в докладе цифрам я не доверяю и даже их не запоминаю, потому что они искусственные. Это считают часто для того, чтобы корректировать реальную процентную ставку. Есть номинальная инфляция и её корректируют на индекс инфляции, хотя даже участники этих сделок понимают, что это допущение достаточно мягкое и на самом деле используют другие коэффициенты.
Ситуация с нефтью такова, что её доля в нашей экономике не падает, а растет. Доля нефти в экспорте товаров и услуг тоже растет. Достаточно сказать, что согласно цифрам Росстата за первый квартал 2012 года на нефть, нефтепродукты и природный газ приходится 70% экспорта РФ. Есть тенденция на повышение этой доли экспорта. Я смотрел эту статистику для подготовки публикации по возможным последствиям вступления России в ВТО. На самом деле вступление России в ВТО поставит окончательный крест на всех декларациях и заявлениях относительно модернизации российской экономики и совершенствования её структуры. Экономика России просто превратится в «экономику трубы». Окончательно мы лишимся возможности выходить на мировые рынки не только с хай-теком, но и вообще с продукцией обрабатывающей промышленности. Это настолько очевидно и понятно, что и доказывать ничего не нужно. В лучшем случае нас допустят на внешние рынки с какими-то полуфабрикатами, со слегка закамуфлированным вывозом сырья. Может быть, какие-то нефтепродукты или продукция черной металлургии, не более того. Мы не сможем быть даже сборочным цехом, потому что издержки на зарплату в России гораздо выше, чем в целом ряде других стран. Так что, пользуясь возможностью, я хочу ещё раз подчеркнуть, что ратификация протокола присоединения России к ВТО - это глобальное потрясение для России, которое сопоставимо по своим последствием с распадом СССР.
Я совершенно не утрирую, потому что возникает очень широкий спектр последствий. Например, ВПК. Недавно наш Президент был в Ставрополье, говорил о необходимости повышения затрат на оборонный заказ для военной авиации, назывались очень серьезные цифры, но дело в том, что вступление в ВТО нанесет несколько мощных ударов по оборонно-промышленному комплексу. Во-первых, у нас резко снизятся бюджетные доходы, просто посыпятся предприятия - крупные налогоплательщики. Дело в том, что крупнейшие компании у нас налогов вообще не платят, т.к. зарегистрированы в оффшорах и являются налогоплательщиками других юрисдикций. Об этом как-то мало говорится, фактически за границу вывозится ещё один бюджет. А те немногие добросовестные предприятия, которые находятся здесь, просто посыпятся, и будет нечем оплачивать самые необходимые расходы, в том числе военные. Это первое.
Второе, как бы то ни было, государство поддерживало и спасало предприятия ВПК, хотя, безусловно, это было двойственное состояние. С одной стороны, предприятия ВПК находились в рыночных условиях, а, с другой стороны, это стратегически значимые предприятия. Тот же вице-премьер Рогозин отмечал, что государство выделяло субсидии для того, чтобы спасать предприятия-банкроты, входящие в ВПК. Если мы вступим в ВТО, такой инструмент поддержки будет запрещен. И все предприятия не выживут. Третий момент связан с тем, что крепкий ВПК всегда имеет корневую систему, т.е. предприятия по выпуску самолетов, кораблей, танков - это конечные звенья технологической цепочки. Для производства сложного продукта необходимы тысячи комплектующих деталей и материалов. А вся эта корневая система при вступлении в ВТО у нас окончательно развалится.
Вот такая ситуация. Вступление в ВТО будет жирным крестом на всех планах и выступлениях по поводу модернизации российской экономики.
6. Re: «Присоединение России к ВТО - это глобальное потрясение, сопоставимое с распадом СССР»
5. О решении правительства о приватизации государственной собственности.
4. Re: «Присоединение России к ВТО - это глобальное потрясение, сопоставимое с распадом СССР»
3. Re: «Присоединение России к ВТО - это глобальное потрясение, сопоставимое с распадом СССР»
2. «Присоединение России к ВТО - это глобальное потрясение..."
1. Лживые страхи...