«Если говорить в международном плане, то в этом году было уничтожено дружественное России государство, причем это было сделано не без помощи России. Речь идет о Ливии. И в настоящий момент Москва не прикладывает достаточно усилий для того, чтобы остановить вмешательство во внутренние дела Сирии, или, скажем так, очень мягко ведет себя, не требуя созыва Совета Безопасности ООН. И, по сути дела, поощряет подготовку удара по Ирану. Т.е. она не выполняет функции постоянного члена Совбеза ООН. Россия в этом году отчасти потеряла уважение в исламском мире и четко продемонстрировала, что находится под внешним управлением. Российская власть стала ручной. В частности, она ведет какую-то непонятную игру по противоракетной обороне. С одной стороны, Москва осуждает развертывание этой системы, но почему-то только на одном, европейском направлении. В то же время наши политики обнимаются с представителями НАТО и продолжают сотрудничество даже после совершенной этим блоком агрессии», - считает аналитик.
По мнению генерала Ивашова, «на сегодняшний день главной угрозой для России является даже не ПРО: это – скорее будущая угроза». «Причем проблему ПРО нужно рассматривать во всех измерениях, включая морской компонент, космический и наземный эшелоны этой системы. Мы же вычленили только размещение элементов ПРО в Европе и таким образом, по сути, подыгрываем нашим оппонентам. То мы выступаем против развертывания этой системы как таковой, то мы выступаем за строительство совместной ПРО, то просим предоставить нам какую-то бумажку в виде гарантий... Вместо этого следовало бы вычленить весь спектр угроз нашей безопасности, а он прежде всего лежит в американской концепции быстрого глобального удара и наращивания класса стратегических крылатых ракет. Наконец, нам следовало бы рассматривать американскую систему ПРО как нашу общую угрозу с Китаем и, соответственно, вырабатывать общие решения по противодействию ей», - отметил президент Академии геополитических проблем.
«Еще одним историческим событием уходящего года стало вступление России в ВТО, - продолжил генерал. - У меня лично вызывает неприятие сам способ принятия такого рода судьбоносных для нашей страны решений, когда дело обошлось не то что без обсуждения на референдуме (хотя, казалось бы, это должно было произойти), но даже без широких дискуссий в экономическом и научном сообществе. Хотя келейный, групповой способ принятия эпохальных решений просто неприемлем. В ВТО можно было вступать, но только на условиях, аналогичных тем, которые оговорил для себя Китай. К тому же, если идея о присоединении к глобальной торговой организации возникла у наших элит еще в 1990-е гг., то они должны были целенаправленно подготавливать страну к этому событию, чтобы войти в ВТО не как сырьевая держава и законсервировать себя в этом статусе, а развивать современное высокотехнологичное и конкурентоспособное производство. А так получается, что, открывая рынки, будучи неподготовленными к этому, мы просто добиваем свое сельское хозяйство. Естественно, что наш рынок сразу же будет захвачен более подготовленными производителями. А нам, по сути дела, запретят производить даже продовольственные товары, если такое производство окажется нерентабельным по сравнению с западным (особенно с учетом нашего климата). В итоге мы не сможем развивать даже производство бытовых товаров. У нас нет современной промышленной базы, деградировала и научная база. А значит, Россия опять будет открывать свои рынки для чужих товаров».
Еще одним ключевым событием Леонид Ивашов назвал думские выборы и реакцию общества на их итоги: «Можно сказать, что народ не воспринял эти выборы. Власть попыталась старыми методами, с помощью использования админресурса, снова обмануть народ, но тот не стал молчать, а вышел на улицу, не просто протестуя против нечестных выборов, но полностью отвергая тот курс, которым тянут Россию. И власть сегодня находится в панике. В послании Президента Федеральному Собранию я не увидел отчета (на основе глубокого анализа) о выполнении тех обещаний, которые он давал, вступая на президентский пост. Вместо этого Дмитрий Медведев переходит к мелочам и частностям, а зачастую просто выдает желаемое за действительное, потому что есть объективные данные российских институтов и международных организаций. В частности, комиссия ООН определила дальнейшее скатывание России в качестве человеческого потенциала. Это – один из главных показателей развития или упадка страны. Когда нас ставят по этому показателю чуть выше Камеруна, это значит, что у нас падают уровень медицинского обеспечения, рождаемость, продолжительность жизни и т. д. При этом Медведев приводит такие данные, что средняя продолжительность жизни у женщин составляет уже 75 лет, что больше, чем было в СССР. Непонятно, кто ему дал такие цифры».