Опередить время, как оказывается, очень легко, по крайней мере, опередить совершенно особое локальное время жителя мегаполиса. Который, в отличие от прочих сограждан, ныне обречен на самосожжение вместе с бензином и многих лет своей жизни. Опередить время - значит эти пробки ликвидировать.
Причем давно есть и готовый ответ на вопрос как? Каким образом? Говоря строго, - это полуответ.
Полурешение, концептуальная подсказка - как избавиться от пробок? - Уже есть. Уже существует в реальном виде, уже успешно функционирует.
Вот уже несколько лет в скандинавских странах ходят поезда, которые одновременно перевозят и пассажира и его автомобиль. Минимальный, всего лишь в полнакала «мозговой штурм» естественным образом рождает концепт - идею автометро для мегаполисов. В принципе, разве метропоезд не в состоянии одновременно перевозить и пассажиров и их автомобили? Тут могут быть применены разные варианты, разные инженерно-конструкторские подходы и решения. Например, обычные пассажирские вагоны метро могут перемежаться, сочетаться в составе с платформами с закрепленными на ними авто. Можно пойти и ещё дальше. Оборудовать платформы таким образом, чтобы автовладелец оставался в своём автомобиле, как в своего рода индивидуальном купе, и т.д. и т.п.
То есть открывается необъятный простор для инженерной и конструкторской мысли. Так что осталось сделать всего лишь полшага, чтобы опередить время мегаполиса. Время, пожираемое в пробках.
Некий министр финансов далеких времен ещё королевской Франции произнес фразу: «Нужны три вещи, - деньги, деньги и деньги». Он имел в виду войну. Но это же верно и в отношении создания и автометро. Либо как отдельного, полностью нового метрополитена, либо как спецпроекта, совместимого с существующей инфраструктурой метро. «Где деньги, Зин?». Вопрос, как оказывается, философский. Америку вот-вот смоет с лица земли цунами уличной преступности. А янки с маниакальным упорством только и думают, как бы запустить баснословный по цене и сказочный по смыслу марсианский проект. Предпочтение следует отдать все-таки европейской логике футуролога Жюля Верна. Островному англо-саксонскому мышлению Г.Уэллса весьма в значительной степени свойственна утопичность. Марс подождет, тем более, что губернатор Калифорнии там уже был. Давайте попробуем построить автометро.
Думается, если сконцентрироваться на решении задачи устроения размеренной, налаженной жизни мегаполиса, - деньги обязательно найдутся. Фантастика земная - против фантастики марсианской.
Проблема выбора достойная глав государств и мегаполиса.
Как однажды заметил Бисмарк, «у американцев и у пьяных – есть свой особый ангел». Виртуальному американскому доллару вполне соответствует ирреальная марсианская эпопея. И, напротив, наш кондовый нефте-деревянный рубль прямо-таки просится быть зарытым в родную землю; быть инвестированным в беспроигрышный мегапроект «АВТОМЕТРО».
Сурин Владимир Александрович, директор аналитического Центра изучения социально значимых проблем