Подробности этой истории нам неизвестны. Первым версию об убийстве Ивана отцом озвучил легат Римского папы иезуит Поссевино, который приезжал в Россию вскорости после гибели Царевича. Он собрал ходившие тогда слухи и обнародовал их. Затем наша историография, ориентированная на Запад, эту версию подхватила и со времен Н.Карамзина стала говорить об этом как об очевидном факте.
Лично я, как историк, который занимался этой темой, думаю, что «убийство Иваном Грозным своего сына» – это не более чем легенда. Царь Иоанн Грозный очень переживал за здоровье своего сына, сохранилось его письмо, в котором он сообщает, что сын его болен и из-за этого откладывает важные встречи. В ноябре, когда всё это происходило, Царевич Иван поехал на богомолье, там захворал и, вероятно, умер естественной смертью. Когда же в 1960-е годы проводили вскрытие царских гробниц, то вскрыли и могилу Царевича Иоанна, но, к сожалению, череп его не сохранился, поэтому установить что-то конкретное не представляется возможным. Так что если быть исторически точным, то этот эпизод научно ни опровергнуть, ни доказать нельзя.
Что же касается картины И.Е.Репина, то она лишь воплощает карамзинский сюжет. Поэтому картина Репина – это всего лишь художественное произведение, к истории не имеющее никакого отношения, хотя и ставшее в массовом сознании как бы «эмблемой» Царя Иоанна Грозного. А между тем, это не более чем художественная работа, а вовсе не исторический источник.
2. Радость без умиления?
1. История издалека