Современный этап в жизни нашей страны в чем-то сходен с самым началом 90-х. Прежде всего тем, что, по свидетельству многих весьма компетентных аналитиков, на повестке дня – «Перестройка – 2», новый и на сей раз последний этап разрушения когда-то великой страны. Разрушительные реформы, готовящиеся или уже вовсю проводимые в самых разных областях российской жизни – неотъемлемая составляющая этого процесса. Но даже на фоне таких предельно деструктивных действий властных мужей, как реформы армии или здравоохранения, подвергаемые сокрушительной критике специалистами, то, что происходит ныне с российским образованием, пожалуй, наиболее ярко демонстрирует, насколько враждебны интересам России так называемые «реформаторы», в данном случае прямо реализующие зарубежные планы. Поскольку основные содержательные критические замечания в адрес этих реформ, уже в достаточной степени высказаны специалистами, видимо, будет уместно подвести некий итог.
В свое время мы уже отмечали, что в основе всех проводимых в нашей стране образовательных «реформ» лежат идеи, изложенные в аналитической записке, которая была выполнена группой российских и зарубежных авторов по заказу Всемирного Банка – «Система управления в секторе высшего образования: сравнительный анализ и возможные варианты стратегии для Российской Федерации» от января 2004 года. Это в полной мере относится и к так называемой «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», и к обнародованному ныне на сайте Минобрнауки проекту нового федерального закона об образовании.
Время для того, что министерство называет «обсуждением», подобрано оптимальное – самая глухая пора отпусков, когда компетентные специалисты, которые могли бы внести весомый вклад в какое-то конструктивное обсуждение, находятся в отъезде и вряд ли смогут принять участие в нем, так сказать, в «официальном» формате, в результате чего большая часть прозвучавших критических замечаний и в принципе имеющихся поправок рискует остаться вообще неучтенной. Ссылка же министерства на пресловутые августовские педсоветы является очевидным лукавством как минимум в части, касающейся высшего образования, которое имеет в основном федеральное подчинение и не имеет институции, подобной «педсоветам». Каковы же основные претензии, предъявляемые к законопроекту?
Прежде всего, разработчики пошли на хитрость, понятную лишь специалистам, тем, кто профессионально работает с подобного рода документами. После шквала критических замечаний из законопроекта были убраны многие принципиальные положения, в результате чего он приобрел обтекаемо-гладкий и, как, по-видимому, представляется разработчикам, неуязвимый характер. Теперь многие принципиальные моменты, которые ранее были неотъемлемой частью самого федерального закона, будут регулироваться всевозможными подзаконными актами, издавать которые будет правительство или само министерство, не прибегая к посредству законодателя. То же касается, кстати, и образовательных стандартов, на которые обязаны опираться все, кто осуществляет образовательный процесс – их утверждает не законодательная власть, а само правительство, то есть в конечном счете – все то же министерство. Причем, если ранее образовательные стандарты должны были регулярно обновляться в установленные законом сроки, то теперь эта норма из закона исчезает, и обновление стандартов также по факту отдается на откуп министерству. Вышеупомянутая «особенность» нового законопроекта, его расплывчатость и неопределенность до известной степени может погасить вал критики, но при этом обеспечивает большой простор для произвола чиновников от образования.
Взять, например, так волнующий всех вопрос о бесплатном образовании. В конечном счете вполне может статься так, что не сами субъекты образовательного процесса (то есть школы и вузы), но ведомство Фурсенко и его нижестоящие клоны будут решать, какие предметы и до какой степени, в какой конкретной форме сделать платными, при этом формально ничуть не противореча закону и Конституции. Необходимо специально отметить, что новый законопроект направлен на дальнейшую усиленную коммерциализацию образования. Логика всей проводимой ныне образовательной реформы в конечном счете приводит к тому, что субъекты образовательного процесса начинают мыслиться не как учреждения, несущие знания учащимся, не как такие места, где, наряду с обучением, происходит воспитание будущих граждан, а как своего рода предприятия, которые должны приносить доход своим хозяевам. Поэтому сейчас происходит стремительное (и целенаправленное, сознательное!) вымывание реальных специалистов, тех, кто хорошо ориентируется и разбирается в содержательной стороне образования, которые заменяются пресловутыми менеджерами, хорошо умеющими лишь одно: считать деньги «предприятия» и оптимальным образом выбивать их из «клиента». Именно им и будет принадлежать ведущая роль в новой образовательной системе, создаваемой командой освистанных реформаторов.
В свете всего вышеизложенного совершенно понятно, что из нового законопроекта были убраны принципиальные стратегические положения, определяющие высшие цели образовательного процесса. В нем до крайности выхолощены те нормы и положения, которые устанавливают ценностные основания и конкретные механизмы гражданско-патриотического, правового и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Если этот законопроект будет принят, это окончательно закрепит «образовательную» практику, направленную не на всестороннее развитие личности учащихся, а на подготовку роботов для механической, нетворческой работы, превращение нашей молодежи в беспомощный элемент глобального миропроекта, продвигаемого Западом.
Думается, в свете вышеизложенного вполне понятно, что разработчики никак не могли обойти вниманием и столь важный для нас аспект, как религиозное образование, как в светских, государственных школах и вузах, так и в его внутреннем, конфессиональном аспекте. Законопроект фактически сводит на нет многолетние усилия представителей как Православной Церкви, так и других религиозных организаций России, направленные на то, чтобы узаконить признание государством дипломов, выдаваемых духовными учебными заведениями. Ведь сейчас получается так, что выпускник не только семинарии, но даже и духовной академии, если он при этом не имеет светского высшего образования, формально, с точки зрения государственного закона считается человеком без высшего образования, что просто унизительно для нашего духовенства. Вопреки неоднократным требованиям руководства страны, принципиально проигнорирован вопрос о введении теологии в государственную систему аттестации научных работников. Теология продолжает отсутствовать в перечне научных специализаций, представленных ВАКом, что напрямую противоречит практике, существующей в светских государствах современной Европы, на которую нынешнее политическое руководство России так стремится походить и в которую оно столь страстно желает интегрироваться. Полностью отсутствует в новом законопроекте и какое-либо правовое обоснование для продолжения преподавания в российских школах «Основ религиозной культуры» вне рамок полностью выхолащивающего этот предмет «эксперимента», проводимого министерством.
На фоне всего вышеизложенного вполне «органично» выглядят для данного законопроекта такие «мелочи», как, например, полное отсутствие в нем какого-либо упоминания о кадетском образовании и т.п.
Понимая, что такой документ в любом случае вызовет сильное противодействие, сопротивление в профессиональной среде, ведомство освистанных реформаторов продолжает и усиливает давно начатую атаку на ректорский корпус, ловко используя недавний очень странный скандал с махинациями при приеме студентов, очень «вовремя» выявленными во 2-м Медицинском Университете. Ни у кого не должно быть иллюзий: нынешний ректорский корпус, по планам ликвидаторов российского образования, засевших в зданиях на Тверской и Люсиновской, должен быть заменен. Зомбированные гомункулы, призванные заменить стоящих во главе вузов заслуженных российских ученых, в достаточном количестве выращиваются в кадровых лабораториях главной цитадели «реформ» – пресловутой Высшей Школы экономики, возглавляемой одним из основных идеологов всего безобразия Ярославом Кузьминовым.
Главной экспериментальной площадкой для «обкатки» нового законопроекта еще до его принятия должна послужить Москва. Именно для этого образовательный департамент столичного правительства возглавил главный союзник и партнер освистанного министра И.И.Калина.
Процессы, происходящие в российском образовании, не просто вызывают огромную тревогу. Они вынуждают многих говорить о том, что мы подошли к последней черте. Все силы православной общественности сейчас должны быть брошены на противодействие готовящейся ликвидации российского образования. Если невозможно заблокировать законопроект в принципе, необходимо во всяком случае решительно поддержать поправки, подготовленные известными и авторитетными юристами, докторами юридических наук И.В.Понкиным и М.Н.Кузнецовым. Для православных общественных организаций в последние годы привычно жить в режиме постоянной войны. Но если сейчас не совершить необходимых усилий, можно навсегда проиграть Россию.
Владимир Семенко, директор Центра этно-конфессиональных исследований специально для «Русской народной линии»
6. Фурсенко гениально выполнил заказ
5. "мы подошли к последней черте."
4. Re: Ликвидаторы
3. Re: Ликвидаторы
2. Re: Ликвидаторы
1. Чему удивляться?