В таких вопросах, когда дело касается того, воевать за свою страну или против неё, мне кажется, никаких сложностей в определении поведения человека быть не должно. Генерал Карбышев пронес свою офицерскую честь и совесть, служение Отечеству от первого до последнего дня и часа. Генерал Власов же ради того, чтобы сохранить себе жизнь, чтобы более комфортно жить в условиях войны, пошел на предательство. Здесь двух мнений быть не должно.
В бизнесе, в личных, амурных делах и так далее, еще можно рассуждать о том, что человек запутался, можно его понять, рассуждать о сложной ситуации. А в вопросе служения и защиты Отечества двух мнений быть не может. Власов предатель, потому что он осознанно воевал против своей страны. Он не мог не знать о гитлеровских планах в отношении СССР, в отношении России, славянского мира, русского народа. Всё это было открыто обнародовано в плане «Ост» ещё в июне 1941 года. Пособничество гитлеровцам в уничтожении своего народа оправданию не подлежит. Как бы там часть нашего общества, включая отдельных священнослужителей, ни пытались оправдать генерала-предателя, я этого понять не могу. Предатель есть предатель. А разговоры про борьбу с режимом - это, кстати, удел всех наших бывших разведчиков и дипломатов, переметнувшихся на Запад, совершивших акт предательства, часто по меркантильным соображениям и потом начинающих оправдываться, что якобы они таким способом боролись с режимом. Но всё это глупости. Мелкие люди не могут иметь крупных геополитических целей.
Генерал Карбышев – это настоящий русский офицер. Когда он преподавал в академии им. Фрунзе о нем ходили легенды. Рассказывали, что он был удивительно скромным и, в то же время, обладающим богатейшими знаниями. Я сам окончил эту академию, и эти рассказы доходили и до наших ушей. Говорили, что этот человек был «офицерская русская косточка от начала и до конца».
О Власове подобного никто никогда не говорил, более того, то, что удалось о нем узнать, показывает, что он всё время в чем-то сомневался, стремился делать карьеру. Хотя в целом военные знания у него были неплохие, но использовал он их не только для блага Отечества, но и для карьерного роста. Отсутствие русского офицерского стержня привело к тому, что он подстроился под обстоятельства.
Однозначно нужно в школьных программах разделять подвиг и предательство, добро и зло. Надо формировать правильное отношение к предательству, воспитывать патриотизм на примере истинных героев. Нельзя на плечи молодого, только начинающего свой путь поколения, возлагать такие проблемы, предлагать оценивать самим, кто предатель, а кто герой. В любом государстве есть государственная идеология, будет она и в России, несмотря на все эти запреты и изъятия. В рамках этой государственной идеологии школьникам должны даваться четкие и однозначные толкования тем или иным процессам. Какой архетип человека мы должны сегодня формировать на Российской земле: «конкурентоспособного потребителя», как говорит Фурсенко, или патриота своего Отечества, творческую личность, понимающую, что такое Россия и что нужно для её блага? Поэтому у нас должны быть четкие неразмытые ориентиры. На мой взгляд, Власова и факт его предательства лучше вообще не упоминать в школьных учебниках, а вот Карбышева, как и других наших героев, которые действительно положили свои жизни за Отечество, нужно поднимать на щит.
1. 3. Александр Турик