Результаты состоявшихся переговоров можно рассматривать в двух аспектах: в рамках российско-норвежских отношений и в аспекте размежевания национальных зон между государствами в Арктике.
Что касается российско-норвежских отношений, то они насчитывают чуть более ста лет. Наши отношения знали разные этапы. Сейчас наступил этап потепления и конструктивного сотрудничества. Норвегия получила независимость от Швеции в 1905 году, и Россия была одной из первых стран, которая признала Норвегию, и с которой до этого согласовывали вопросы предоставления Норвегии независимости. Но вскоре между Россией и Норвегией возник территориальный спор по поводу архипелага Шпицберген, поскольку оба государства на него претендовали. В 1920 году, пользуясь тем, что Россия была ослаблена, в Париже был заключен договор, в котором великие державы признавали за Норвегией право на владение Шпицбергеном, но ограничивали это право разрешением для других государств вести на архипелаге экономическую деятельность. В результат этого договора и СССР, и Россия до сих пор имеют угледобывающие шахты на Шпицбергене, которые хотя и не очень рентабельны, но обозначают наше присутствие на архипелаге.
Во время Второй мировой войны наши войска освободили север и северо-восток Норвегии, но потом Норвегия вступила в НАТО, и в советский период наши отношения стали натянутыми и сложными. Последние годы наметилось сближение - норвежский премьер-министр лично приезжал в Россию, и обратился к российскому руководству с просьбой допустить Норвегию к разработке газового Штокмановского месторождения. В свое время планировалось, что в рамках этого проекта будут сотрудничать американские компании совместно с российскими, но во времена Буша этот проект не пошел. Американская сторона не давала гарантий государственного финансирования этого проекта, и в результате Россия пошла Норвегии навстречу, в итоге был создан консорциум, в котором 51% акций принадлежит Газпрому, остальные проценты поделили примерно пополам норвежская и французская компании. И надо сказать, что когда возник очень болезненный конфликт - война на Кавказе - Норвегия, в отличие от соседней Швеции, вела себя сдержанно, в результате чего наметились пути для сотрудничества России и Норвегии. Это связано с тем, что Россия имеет громадные запасы углеводородов, в том числе, и в арктической зоне, а запасы Норвегии в Северном море начинают истощаться, поэтому она стремится получить для себя дополнительные резервы для развития в грядущие десятилетия. В то же время Норвегия - одна из высокоразвитых стран Запада, которая по индексу жизни в ООН занимает едва ли не первое место и обладает высокими технологиями, особенно в энергетике, в добыче энергоносителей. При этом Норвегия готова делиться этими технологиями с Россией. Вот на этой почве и происходит сближение между нашими странами. Совершившееся размежевание показывает тенденцию к усилению сотрудничества России и Норвегии в газонефтяной отрасли, оно происходит потому, что в этом районе находятся большие запасы энергоресурсов.
Второй момент: зачем надо было размежевывать эти территории, как получилось так, что в мире еще много неразмежеванных территорий, и почему Канада занимает такую позицию ? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить 1982 год. 15 лет шли переговоры о заключении новой конвенции по Международному морскому праву, потому что предыдущая конвенция, принятая в 1958 году, явно устарела. Раньше море интересовало только в плане мореплавания, но позже выяснилось, что море - это и предмет мощной хозяйственной деятельности. Не только рыболовства, но и строительства искусственных сооружений, добычи со дна энергоносителей, металлов и прочего. Как только стали появляться соответствующие технологии, так и возникла потребность в размежевании. И вот в 1982 году была подписана Конвенция по Международному морскому праву, согласно которой государства дополнительно к прибрежной зоне до 12 морских миль стали получать еще экономическую зону - 200 морских миль, чего раньше не было. Свободной остается лишь зона для прохода судов, а экономическая деятельность находится под суверенитетом прибрежного государства. Но когда принимали эту Конвенцию, то выяснилось, что некоторые государства владеют районами и считают их своими, которые больше 200-мильной или 12-мильной территориальной зоны. Поэтому были введены такие понятия как исторические моря, проливы и континентальные шельфы. То есть, если государство исторически владело на протяжении многих веков какой-то морской территорией и считало ее своей, но она не укладывается в рамки конвенции, в эти 12-ти морских миль и 200 миль экономической зоны, то оно провозглашается историческим морем и принадлежит этому государству. Но это надо согласовывать в специальном комитете, который следит за исполнением этой конвенции.
Кроме того, считается, что все государства находятся на сухопутных платформах, и если часть этой платформы когда-то была сушей, а потом была затоплена в силу географических изменений, то получается, что территория государства состоит как бы из двух частей: сухопутной и затопленной морем. Так вот, это продолжение территории государства в моря и мировой океан объявляется континентальным шельфом, и на нее тоже может претендовать государство и объявлять ее своей экономической зоной.
В связи с этим возникла проблема: что делать, если эти 200-мильные экономические зоны, объявленные в 1982 году, перекрываются на стыке государственных границ. Такая проблема возникла у России и Норвегии, поэтому они вынуждены были провести размежевание. А что касается континентального шельфа, то Россия в 2007 году, когда была проведена экспедиция Чилингарова, доказала, что хребет Ломоносова является продолжением Западносибирской платформы, которая уходит в Северный Ледовитый океан. Значит, этот континентальный шельф должен принадлежать России. Канада между тем проводит аналогичные исследования и доказывает, что это не российская территория, а канадская, и значит, эта часть хребта Ломоносова принадлежит Канаде и должна быть ее экономической зоной. Для выяснения этого вопроса нужны дополнительные исследования и оценки экспертов. Тут может быть два варианта - либо Россия и Канада подадут заявку в комитет ООН, который контролирует эту конвенцию, и тогда проблему будут решать международные эксперты, либо Россия и Канада договорятся о размежевании и подадут заявку об уже готовом разрешении спора.
Серьезного противостояния в Арктике в ближайшее время ожидать не следует, потому что пока нет серьезных технологий добычи ресурсов в этом регионе. Нынешние споры ведутся за будущее. Но в середине XXI века вполне может быть война за Арктику. Если все заинтересованные страны к этому времени не договорятся, не подпишут конвенцию об Арктике, тогда возможны конфликты и столкновения.
Юрий Косов, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор, специально для «Русской народной линии»