Игумения всея Руси

Протоиерей Геннадий Беловолов рассказал о торжестве в честь 80-летия настоятельницы Пюхтицкого монастыря игумении Варвары (Трофимовой)

17 августа исполнилось 80 лет со дня рождения игумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Я сподобился участвовать в этом празднике и принести поздравления от нашего храма и наших прихожан, от многих почитателей матушки Варвары из Петербурга. Это торжество стало не только личным праздником игумении Варвары, но, я бы сказал, праздником всего русского женского монашества современной России.

На этот праздник приехало около 15 игумений из разных монастырей России, которые начинали свой путь в Пюхтицкой обители, являются духовными чадами игумении Варвары и стали как бы веточками Пюхтиц. Игумения Варвара в слове на празднике сказала своим духовным чадам: «Вы все мои птички, а Пюхтицы - ваше гнездо». И действительно, в наше время, в последние десятилетия, Пюхтицкий монастырь стал, по сути дела, рассадником возрождения современного женского монашества в России. Глядя на то, как рядом с матушкой Варварой строем стояли игумении - некоторые уже в летах, некоторые помоложе, с наперсными крестами на груди, я невольно вспомнил одну статью, посвященную игумении Таисии, написанную еще в начале ХХ века. Там было отмечено, что в начале ХХ века не было ни одного женского монастыря в России, в создании которого не принимала участия игумения Таисия Леушинская. И поэтому возникло особое определение матушки Таисии как игумении всея Руси. Я подумал, что игумения Варвара также может быть названа игуменией всея Руси, ибо она, по сути, окормляет, направляет своих духовных дочерей, этих игумений, возродительниц многих обителей, руководит их деятельностью. И я бы назвал игумению Варвару продолжательницей духовного делания игумении Таисии. 

Не случайно, наверное, то, что матушка Варвара один из толчков к монашеской жизни получила через родную племянницу игумении Таисии. Она сама рассказывала, что, когда, еще, будучи молодой девушкой и живя в городе Луге, пела в местном храме на клиросе, однажды к ней подошла клирошанка церковного хора Надежда Ивановна Окунева и спросила молодую девушку: «А вы не слышали никогда имени игумении Таисии?». Молодая девушка Валентина ответила, что не слышала. Тогда Надежда Ивановна дала ей книгу «Записки игумении Таисии» и сказала, чтобы она прочитала эту книгу, отметив, что она - племянница матушки Таисии. Когда Валентина прочитала «Записки», то они как раз и заронили в ее душе мысли об иноческом пути. И матушка Варвара рассказывала, что записки стали для нее настольной книгой навсегда. Она читает их каждый день и часто вспоминает матушку Таисию. Отчасти поэтому матушка Варвара уделяет такое внимание Леушинскому подворью и всегда с радостью встречает паломников с подворья. И мы почли своим долгом принести поздравления от подворья, от храма, созданного матушкой Таисией, игумении Варваре. 

На торжество приехало пять архиереев. Службу возглавлял митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, ему сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Зарайский Меркурий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Нарвский Лазарь. Около тридцати священников сослужило на праздничном богослужении. Невольно думалось, что Пюхтицы – это школа современного русского женского монашества. Можно говорить об особом явлении в наше время – о пюхтицкой Фиваиде, о распространении опыта этой обители на многие другие новооткрываемые монастыри. Это и Иоанновский монастырь в Петербурге, и Пюхтицкое подворье в Москве. Келейницы Патриарха Алексия были все пюхтицкими монахинями. География русских женских монастырей была представлена в конкретных лицах. 

Мы от Леушинского подворья преподнесли матушке Варваре образ преподобного Серафима Вырицкого, выполненный из янтаря. Матушка знала и лично благословлялась у преподобного Серафима. И тот благословил ее великой просфорой в знамение великого служения ее. Впоследствии в Пюхтицкий монастырь была передана личная скуфейка святого Серафима Вырицкого, которая является одной из святынь монастыря.

Матушка Варвара с радостью приняла этот дар, была растрогана да слез, что в день ее рождения в обитель пришел образ одного из ее духовных отцов. Она ходит уже с трудом, с помощью сестер. Несмотря на возраст и немощь, она была очень живой, радостной, праздничной. Когда ей желали дожить до ста лет, она шутила: «Почему желаете так мало? Может, я хочу жить до трехсот, до пятисот лет». Я думаю, что в этих словах изображено пророчество, что матушка Варвара не будет забыта ни через триста, ни через пятьсот лет, благодаря ее подвигам в Церкви Христовой в возрождении современного женского монашества в России.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (С.-Петербург), специально для «Русской народной линии» 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Геннадий Беловолов:
Репетиция Апокалипсиса
Нам следует воспринимать коронавирус как грозное посещение Божие, призывающее к покаянию и отрезвлению
25.03.2020
Каков наш «символ веры патриотизма»?
Протоиерей Геннадий Беловолов анализирует опрос ВЦИОМ об отношении граждан к патриотизму и формулирует свое определение любви к Родине
25.02.2020
Пересвет нашего времени
Владыка Иоанн (Снычёв) – удивительное явление в истории нашей Церкви
10.02.2020
Незаменимый отец Всеволод
Несколько слов памяти протоиерея Всеволода Чаплина
29.01.2020
«Раскол» — главное слово 2019 года
Уходящий год стал черным годом Православия и временем сосредоточения церковно-государственных сил в России
31.12.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Храмы не могут стать источниками распространения инфекции
Новый комментарий от Сергей Абачиев
01.04.2019
Кураев: Самое ценное не Бог, а человек
Новый комментарий от Оракул Дианы
01.04.2019
Военный парад без зрителей?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
01.04.2019
Анализ коронавируса показал, что «мир обманули»
Новый комментарий от Наблюдатель
01.04.2019
Господь проявляет к России особую милость
Новый комментарий от Сергей Абачиев
01.04.2019
Шумное падение
Новый комментарий от Александр Волков
01.04.2019