Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите

80 лет - венец монашеской жизни, её вершина. За 80 лет рачительный монах сумет мудро распорядиться своим жизненных хозяйством, всё устроить, всему определить своё место - и вот настаёт время вкушать плоды. Уже и телесные немощи воспринимаются как залог скорого утешения, а житейские пустяки не отвлекают и не раздражают - взгляд скользит выше, выше... Особая умиротворённость, особое спокойствие и невозмутимость, свойственные этой ступени монашеской жизни, - вы без сомнения почувствуете их, прочитав это интервью со славной Игуменией Пюхтицкого Успенского монастыря, с нашей дорогой матушкой Варварой, которая 17 августа отмечает своё 80-летие.

- Матушка! Вас знает и любит весь православный Санкт-Петербург. Пользуясь случаем, мы с радостью поздравляем Вас с Вашим замечательным юбилеем. Дорогая матушка Игумения! Желаем Вам Божией помощи во всех делах Ваших, желаем долгоденствия. Желаем процветания и духовного преуспеяния благодатной Пюхтицкой обители, основанной святым праведным Иоанном Кронштадтским. Мы давно не писали о вашем замечательном монастыре... Расскажите вкратце, что изменилось у вас за прошедшие пять лет?

- От всей души благодарю вас и всех православных петербуржцев за память и все благопожелания. Этот год для нашей обители юбилейный - будем отмечать в августе 100-летие монастырского Успенского собора. Жизнь в иноческих обителях протекает по давно установившимся канонам и правилам, сегодня монастыри, как и сотни лет назад, служат Богу и людям, здесь гармонично сочетаются труд и молитва. Поэтому суть монастырской жизни остается неизменной, на протяжении веков меняются лишь внешние условия. Пять лет назад, например, купола и крыши нашего Успенского собора были зелеными, а сейчас, покрытые медью, они изменили свой цвет... Площадка перед собором, многочисленные аллеи и дорожки оделись в камень, обновляются постепенно и келейные корпуса, но жизнь монастырская протекает по своим, не изменяющимся правилам и законам.

- Расскажите, как принял Пюхтицкий монастырь уход ко Господу Патриарха Алексия...

- Думаю, не ошибусь, если скажу, что для всех насельниц Пюхтицкой обители известие о кончине Святейшего Патриарха Алексия стало большой потерей и воспринималось всеми именно как личная утрата близкого, дорогого человека. Старые сестры хорошо помнят, как в трудные для Церкви годы молодой епископ Алексий сумел спасти Пюхтицкую обитель от закрытия, а затем отечески окормлял и почти полвека был ее заботливым отцом и попечителем... По состоянию здоровья мне, к сожалению, не удалось быть на похоронах Святейшего, но душой и сердцем мы пребывали там, вместе со всеми провожавшими его в последний путь.

- Расскажите о новом поколении ваших монастырских насельниц. Чем они отличаются от старших поколений? В состоянии ли эти люди заменить стариков? Чего им ещё не хватает для того, чтобы называться настоящими монахинями?

- На мой взгляд, приходящие сегодня в монастырь молодые послушницы не хуже прежних - их приводит глубокая вера и желание жить в святой обители, посвятить свою жизнь Богу. Многие из них получили в миру хорошее светское образование. А здесь они проходят школу монашеской жизни, когда старые, духовно опытные монахини передают им свой опыт, накопленный и полученный ими от предыдущих поколений монашествующих, учат их примером своей жизни. Хороший коллектив, а в данном случае монашеская община, быстро воспитывает и преображает человека. Как говорят, с преподобным преподобен будеши...

- Современным монахам приходится много работать, порою труды эти так велики, что идут в ущерб молитве... Посоветуйте, как тут быть?

- По-моему, здесь проблема и ее решение в другом: стяжать, по словам преподобного Серафима Саровского, мирный дух и воспринимать выполняемую работу как радостное служение Богу, трудиться для обители, для ближних, а не «отбывать трудовую повинность». Вот от такого устроения души и самоотверженного труда человек получает благодать, радость и помощь Божию, он всегда бодр и весел, что Господь сподобил его потрудиться на благо обители и ближних. А молитву монаху заповедано творить непрестанно. И это не обязательно означает в углу на коленях стоять, а чувствовать себя всегда и везде в присутствии Божием - как говорит псалмопевец, «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть» (Пс. 15.8).

Говоря о непрестанной молитве, заповеданной Апостолом всем христианам, хочется вспомнить великого старца последних лет преподобного Серафима Вырицкого, который, будучи известным предпринимателем, владельцем торговых фирм и благочестивым мирянином, сумел «стяжать мирный дух» и непрестанную молитву в таких, казалось бы, неблагоприятных условиях. В наши дни мы сталкиваемся с большими препятствиями на пути к достижению этой цели - непрестанной молитвы, нас поджидает множество «отвлечений». Поэтому современным монахам приходится не упускать возможности и в пути, и во время краткого перерыва углубляться в слова молитвы. От этого человек становится только более собранным, четким, бдительным, как научает и Апостол: «бдите и молитесь, да не внидите в напасть». И особенно надо стараться утром посвятить некоторое время молитве Иисусовой, чтобы пребывала она с нами в течение всего дня, не забывая и кратких молитв до и после еды и «на сон грядущим». Это простые и незатруднительные вещи, однако соблюдение их, как своеобразный круг дневного правила, имеет важное значение в нашей духовной жизни. По словам преподобного Исаака Сириянина: «Господь не будет судить нас за то, что мы не совершали псалмопение, молитвы, а за то, что оставив их, мы открыли вход демонам».

Но и здесь нужно иметь рассуждение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает, что нельзя быть рабом молитвенного правила, потому что не человек для правила, а правило для человека, для помощи человеку. Главное - это стяжать мирный дух и опасаться осуждения; каждый за себя даст ответ.

Главное здесь, на мой взгляд, состоит в том, как мы относимся к нашим трудам. И Господь ведь знает: если у нас нет возможности выполнить келейное правило и мы скорбим об этом - это тоже наш «внутренний крест», который мы терпеливо несём, и отсечение своей воли. В монастыре говорят так: все послушания равны - один в храме читает, поет, другой на кухне суп варит, третий в портновской одежду шьёт, а молитва, совершаемая в это время в храме, за всех идет, независимо от того, кто на каком месте трудится. Наша блаженная пюхтицкая старица монахиня Екатерина так и говорила приходившим к ней: «Ну и что, что ты не молишься в храме, а на кухне суп варишь? Молитва в храме за всех идет!»

- Не ухудшилось ли за последние годы отношение эстонцев (как властей, так и рядовых граждан) к Православию вообще и к Вашему монастырю в частности?

- У нас всегда самые добрые отношения и с простыми людьми, и со стоящими у власти. Думаю, так и должно быть: искреннее, христианское отношение ко всем людям и к каждому человеку в отдельности как к подобию Божьему... Ведь люди всегда чувствуют, как к ним относятся - сердце сердцу говорит. У современных людей, в том числе и эстонцев, большой интерес к Церкви, вере. Ежедневно много бывает экскурсионных эстонских групп, просят провести экскурсию, и мы проводим для них на эстонском языке. Большой интерес всегда проявляют и работники эстонского телевидения, радио и прессы, православные богослужения транслируются по телевидению.

- В последнее время появилось много так называемых «бродячих монахов» - тех, кто не может ужиться ни в одном монастыре и «странствуют» от обители к обители... Вы таких принимаете у себя? Как с ними быть: извергать из монашества или пытаться найти к ним подход, укоренить в одном из монастырей?

- На этот вопрос мне затруднительно ответить, так как у нас просто нет такого опыта, чтобы к нам переходили монахини из других монастырей. Возможно, это связано с отдаленностью, с визовым режимом и с характером работ - ведь у нас, как известно, тяжелые сельскохозяйственные работы и послушания на скотном дворе.

- Каковы сейчас ваши отношения с иерусалимскими сёстрами?

- Иерусалимские сестры остаются для нас всегда нашими пюхтицкими сестрами, несущими ответственное и почетное послушание на Святой Земле Иерусалима. Матушка игумения Георгия ежегодно бывает у нас, и все желающие сестры могут также приехать и побывать в родной обители - это зависит в первую очередь от их желания и занятости.

- Можно ли в нескольких словах обобщить весь тот духовный опыт, который Вы приобрели, настоятельствуя в этой славной обители?

- Это очень нелегкое задание. Если совсем кратко выразиться, то могу сказать словами апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18).

- Не видятся ли вам - с высоты Вашего возраста, с высоты духовного и житейского опыта - будущие дни? Как Вам кажется, что ждёт русское православное сообщество в XXI веке?

- О будущих временах не будем пророчествовать. Апостол Иаков пишет так: «...послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год и будем торговать и получим прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра...» Что Господь даст, то и будет! А Господь все делает, как Ему угодно. Поэтому уповаем на Всеблагой Промысл Божий, пекущийся о всех нас.

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕТСКИЙ

http://pravpiter.ru/pspb/n224/ta006.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Варвара (Трофимова):
Больше всего обитель посещают гости из Прибалтики
Интервью игуменьи Варвары, настоятельницы Пюхтицкого православного женского монастыря (Эстония)
24.10.2005
Все статьи автора
Последние комментарии
Не паниковать, а жить так же, как и прежде
Новый комментарий от электрик
24.03.2019
Коронавирус пришёл из Ирака?
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.03.2019
Верните памятник Г.К.Жукову на Манежную площадь!
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.03.2019
Наш долг соблюдать все предписания кесаревой власти
Новый комментарий от Полтораки
24.03.2019
Каждый человек поэт…
Новый комментарий от Полтораки
24.03.2019
Чем больше возрастает в мире зло
Новый комментарий от Сергей Абачиев
24.03.2019