Во-первых, хочу поблагодарить Вас, уважаемый Николай Бондаренко, за помощь в защите монастыря в прошлом году. Ваши действия принесли немало пользы народу Божию. Я и тогда видела Ваше непонимание происходящего, но надеялась (как и сейчас) что Бог Вас вразумит. Ведь когда хочешь понять Бога и духовный промысел, не нужно оглядываться, подобно лотовой жене, на политические приоритеты и свои амбиции. Компромисс никогда не был полезен в духовной жизни. И политика не метод и не способ познания истины. Политические методы - лишь инструмент, которым можно служить Богу, а можно и не служить. Или служить ему, другому.
Во-вторых, нам стоит поговорить о главном - что, собственно происходит в стране, и посмотреть на это через ракурс событий в Боголюбово. А как православные христиане, мы должны задать себе вопрос: в чем же здесь промысел Божий?
Происходящее сегодня никогда не было свойственно России. Внутрицерковные вопросы стали обсуждаться в обществе, причем в его широких кругах, в т.ч. людей не православных и даже не верующих. Безусловно, это последствия все того же либерализма в церковной среде, который резко осудил Святейший Патриарх Кирилл в своих богословских трудах. Но нас гораздо больше интересует: а зачем нам это попускает Бог?
Заметили ли Вы, что и в прошлом, и в этом году Боголюбский монастырь защищается всенародно? Это не кучка вырожденцев-маргиналов, как пытаются представить либералы от РПЦ. Нет, среди защитников Боголюбова Вы найдете представителей всех государственных структур, всех общественно-политических течений современной России. И это действие сердечное, исходящее из глубин человеческих душ. На этом поприще единой силой выступают те люди, которые в обыденной жизни не подали бы и руки друг другу. Вас никогда не огорчали разрозненность и взаимное неприятие в патриотических кругах, которые так мешают объединению народа в единое государство? Меня - очень. Поэтому я радовалась, увидев и Вас в прошлом году в числе русских патриотов, которые защищают Родину, защищая ее колыбель - Боголюбово. Намеренно не называю ни одной фамилии, чтобы не обидеть кого-то, но мы все понимаем, о чем и о ком речь. Либералы утверждают, что нападки на Боголюбский монастырь отражают представители силовых структур, ставя его как бы над законом. Вы знаете, что это полная чушь. Да, монастырь защищают великие силы - Силы Небесные. И не меньшая сила - народ Божий, объединивший в себе и простых людей, и лидеров общественных структур, и государственных и политических деятелей, и государственных служащих, должностных лиц, причем не только России - Украины, Белоруссии, Сербии. Это наша с вами сила Божия - сила в единении. Только объединившись, забыв все свои взаимные претензии, амбиции, разногласия, как при битве за Боголюбово, мы сможем сохраниться как нация, как народ. Вот в чем смысл, наука и драгоценность, Божий промысел происходящего при Боголюбово.
Сегодня в смертельной схватке решается, быть или не быть России, быть или не быть русскому народу. А «русский» - понятие не крови и не племени, но духа. И не случайно Бог нам напоминает об этом именно в Боголюбово. Позвольте процитировать Никиту Михалкова: «Святая Русь» расцвела во Владимире попечением и подвигами Великого князя Андрея Боголюбского и, окрепнув в череде столетий, стала сердцем Московского Царства. В ту пору вера органично входила в быт, а быт в веру. Государственная идеология была неотделима от православного миросозерцания, симфонии Царства и Священства. Вся жизнь в Церкви вот аксиома Москвы, исторический корень того мироощущения, которое принято называть церковно-консервативным» традиционализмом. Вот эти ценности и защищает о. Петр, являясь прямым духовным преемником всех насельников Боголюбова, начиная с благоверного князя Андрея. На них тверже, чем на камне стоят Боголюбские сестры. И их по ошибке осудили Вы. Михалков пишет, что России пора покончить с либеральной демократией. По его мнению, «люди устали внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики», а «все важнейшие реформы, направленные на модернизацию, успешно осуществлялись только в том случае, если они проводились государственными, общественными и церковными деятелями России центристской, просвещенно-консервативной ориентации». По оценке режиссера, возглавляющего Российский фонд культуры, «разруху в стране и головах», принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций» Я привожу эти слова всего лишь как общественно-политическое зеркало страны. И только потому, что они наиболее мягко отражают ситуацию. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находясь с визитом на Украине, приравнял либерализм к мировому злу, заявив, что либеральная концепция ведет прямо в ад. «В либеральной философии вообще нет идеи греха, нет различия между грехом и святостью», - отметил Предстоятель РПЦ, высказав мнение, что на самом деле это означает отсутствие «различия между правдой и ложью».
В статье, названной «Норма веры как норма жизни», имеющей подзаголовок: «Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества» будущий Святейший рассматривает основные проблемы современности. Жесткое противопоставление традиционализма и либерализма проходит через всю статью. Тогда еще митрополит Кирилл начинает ее следующими словами: «Фундаментальное противоречие нашей эпохи и одновременно главный вызов человеческому сообществу в XXI веке - это противостояние либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национальной культурно-религиозной идентичности - с другой». И в этом суть боголюбской травли монашествующих и Старца - в жестких противоречиях традиционализма и либерализма. А ведь Вы, Николай, тоже упрекаете Старца и сестер: «И вместо того, чтобы быть тише воды и ниже травы ..., они вновь впутали Церковь в неприятную историю, вновь дали повод нашим врагам ударить по Церкви». И чем же «они впутали Церковь в неприятную историю»? Всего лишь тем, что твердо стоят именно на позициях традиционализма.
И Его Святейшество по-человечески как никто другой понимает отца Петра, ибо если сегодня и достается кому-то еще больше, чем боголюбским сестрам и архимандриту Петру, так это самому Патриарху. Причем достается от одних и тех же сил, от либералов. О том, кто защищает отца Петра, мы уже говорили. Это люди, с гордостью говорящие о себе: мы - русские, мы - православные. Теперь впору посмотреть на тех, кто нападает и на Боголюбского Старца, и на Святейшего Патриарха. Не поленитесь, откройте блоги и сайты, знакомые все лица! Инородцы, люди без рода и племени, ненавидящие Россию и все русское, ненавидящие Православие и проводящие самочинные реформы в Церкви и обществе, выплывшие на волне либерализма и страх как боящиеся потерять свой очень сомнительный кусочек власти, доставшейся им по случаю. Вообще, эта их стратегия стара как мир и очень узнаваема. Особенно ярко она описана в Ветхом завете. Надо оклеветать Старца, постараться выдавить его в раскол, а по ходу нужно убедить Патриарха, что Старец чуть ли не его личный враг. Вместе с тем и Старца надо убедить, что все гонения возводятся на него чуть ли не по личному распоряжению Святейшего. Вор громче всех кричит: «Держите вора!» А либералы в этом поднаторели. Только они не учитывают, что связываются не с людьми, а с Богом. И отец Петр, и Патриарх под Богом ходят. И вполне закономерно то, что отец Петр не просто поминает Патриарха, но и с самого избрания Патриархом Святейшего Кирилла всех вразумляет, чтобы не просто поминали, но и сердечно молились за Патриарха. И не потому, что Патриаршая - единственная легитимная власть в стране, но еще и потому, что они оба добиваются одного и того же - утверждения Православия, проповеди Православия. Только каждый в своем послушании, каждый своим даром, кому какой дан от Бога.
А смущаетесь Вы сущими пустяками. Вы говорите: «За последний год широкой общественности стало известно, что в Боголюбовском монастыре не благословляется иметь российские паспорта, хотя это противоречит соборному разуму Церкви. О допустимости, с точки зрения церковного учения, наличия у верующих людей российских паспортов неоднократно говорил сам Святейший Патриарх Алексий II. Получается «боголюбовцы» мыслят себя выше соборного разума Церкви и самого Святейшего Патриарха Алексия II». Это Ваше личное заблуждение. Соборное мнение Церкви по этому вопросу явно выражено в официальном документе «Разъяснение председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан», опубликованном на официальном сайте МП. В частности, там говорится: «В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 54) говорится: «Отвечая на обеспокоенность некоторых верующих, Собор считает, что сохранение человеческой свободы должно предполагать знание человека о том, когда он подвергается идентификации, какие данные о нем собираются, хранятся и используются государством. Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею».
В принятых тем же Собором Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека сказано: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею» (п. IV.7). В п. V.2 того же документа «недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций» выделено в качестве особой области правозащитных трудов Церкви.
Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим Священноначалие Русской Православной Церкви ведет небезуспешный диалог с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ о ходе и результатах такого диалога.
Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу
Святейший Патриарх Кирилл и уполномоченные представители Церкви регулярно и небезуспешно поднимают данную тему на встречах с должностными лицами, ответственными за принятие решений в этой сфере, и доводят до них озабоченность чад нашей Церкви данными вопросами. При этом Церковь настаивает на исключительной добровольности участия людей в новых формах идентификации личности, что обычно находит понимание со стороны государства».
Знаете, за что нам Бог попускает такие гонения, тяготы и скорби? За неверие. Мы называем себя верующими, а веры не имеем. Не имеем доверия к Патриарху. Не имеем доверия к Старцу. Я ведь говорю здесь не о личностях, я говорю о большем, о Патриаршестве и Старчестве. И о Соборности Святой Православной Церкви, в которой сила Святой Руси. Основу Соборности составляет Крест. И вертикальная перекладина Креста - власть Патриаршая, архиерейская. Горизонтальная - Старчество. Упраздни Старчество - и крест превратится в архиерейский жезл. Получится католичество. И на одной горизонтали не удержишься, только Крест скрепляет силу русского соборного единства, которую и стараются развалить либералы. И Старец, и Патриарх это прекрасно понимают. Важно, чтобы это еще поняли и мы, чада Церкви Христовой, желающие исполнить волю Божию под их святым окормлением.
Ирина Иванова, православный журналист (г. Сочи), специально для «Русской народной линии»