Восемь лет назад я приехала в этот монастырь в паломничество и по воле Божией задержалась там на восемь месяцев для того, чтобы помочь сестрам в организации монастырской школы для детей. Жила я среди сестер, в одной келье с благочинной, а сейчас настоятельницей монастыря матушкой Георгией.
Послушание мое определили - директор школы. Школы в официальном смысле, как и приюта, в монастыре не было. Там просто жили дети сестер, проживавших в монастыре. Было несколько человек сирот. Но для того, чтобы их лучше научить, мы выбрали школьную форму обучения. Разделили ребят на классы (от трех до десяти человек). А из сестер монастыря с высшим образованием батюшка благословил двадцать семь человек стать учителями в монастырской школе. Моя задача была организовать учебный процесс. Часть преподавателей монастырь приглашал из общеобразовательной школы. По сути это было репетиторство. Наши дети действительно учились очень хорошо, о чем свидетельствуют не только их оценки. Из тех девочек, которые не пожелали остаться в монастыре и захотели учиться дальше, в ВУЗы поступили все.
Были случаи, когда матери из чад отца Петра умоляли и упрашивали взять их детей на воспитание в Боголюбово. Их можно понять. Кроме прекрасного образования, монастырское воспитание имело ряд преимуществ - дети питались натуральной полноценной пищей от монастырского хозяйства и грамотного здорового приготовления. Носили одежду, сшитую только из натуральной ткани (шерсть, хлопок, овчина) и обувь 100% кожи. Дисциплина, умеренный но принятый за норму жизни труд, размеренная жизнь с молитвой - что может быть лучше для ребенка?
Но не каждый ребенок хочет жить в монастыре. И не каждый человек имеет монашеский уклад. Поэтому некоторые дети и капризничали, и поддавались на всякого рода провокации сторонних людей, выполняющих проплаченные спецзаказы. Были и такие девочки (единицы, они и проявились), которые мечтали как можно быстрее любой ценой покинуть монастырь, чтобы жить по своему желанию и усмотрению, а не по родительской или батюшкиной воле. Но гораздо больше детей осталось в монастыре. Половина насельниц Боголюбского монастыря - бывшие отроковицы монастырского воспитания. Они ни за какие блага мира не согласятся оставить родную обитель и отца Петра.
Ни одно воспитание не обходится без наказаний. Но то, что пытаются приписать отцу Петру не просто нелепо - это намеренная клевета, направленная на разрушение института Старчества в Русской Православной Церкви. Ибо институт Старчества держится на народном почитании. Разрушь клеветой это почитание, и Старцев у нас не станет. Так разрушается соборность РПЦ.
Кроме того, современные требования к детскому воспитанию далеки и от православных норм, и от нашей русской традиционной педагогики. Я сама педагог, мама моя была учительницей. Если оценивать жизнь и учебу боголюбских детей с позиций русской традиции, безусловно с закрытыми глазами можно поставить 10 по десятибалльной системе. Но современные требования западного и прозападного образца далеки от русской школы воспитания. Далеки они и от Боголюбова. Сегодня элементарная дисциплина трактуется как насилие, а требование к ребенку находиться дома, на определенной территории - как насильственное удерживание. И если у родных родителей забирают детей просто потому, что кто-то решает, что ребенку с родителями плохо, то что говорить о случае, когда дети - монастырские (хотя и при родных родителях). Я хочу напомнить формулировку французской ювенальной юстиции, по которой была отнята дочь у Натальи Захаровой - "удушающая материнская любовь".
Сегодня пребывание детей в русском православном монастыре оценивается СМИ с позиций ювенальной юстиции, поскольку это конкретный заказ. Во-первых, заказ на внедрение ювенальной юстиции в России. Во-вторых, заказ на развал Православия и уничтожение патриотических православных центров в стране. Сегодня СМИ утверждает, что в Боголюбово готовили боевиков! А мальчики просто играли в давно забытую "Зарницу", вместо того, чтобы, подобно их сверстникам, колоться и валяться в подворотнях. В-третьих, Боголюбово по сей день является оплотом антиглобализма в России. Глобализационные процессы смертельны для всякого национального государства. Глобализация - это предательство государственных интересов России. Иудин грех. Принципиальное неприятие всех идентификационных процессов наравне с любыми смертными грехами - бельмо на глазу у "перестройщиков человека в беса" (здесь можно указать ряд фамилий вослед Зыкову, Кучерене, Фролову, Сванидзе, Рыбко и Кураеву, их много, либералов, деятелей от глобализации, желающих окончательно развратить и поработить Россию). И за это тоже клевещут на святую обитель.
Есть и еще одна, видимо, самая основная причина гонений - духовная. Дело в том, что исторически Боголюбово - духовный центр Святой Руси. Чтобы уразуметь, надо взглянуть духовно.
Вечность. Она ощущается в Боголюбском монастыре как повседневность, обычный признак духовной жизни, когда все физические величины, такие как время и пространство, просто исчезают, растворяются в монастырской молитве, устремленной к Богу. И Бог, Пресвятая Богородица присутствуют здесь почти осязаемо. Чутких, молитвенно настроенных паломников охватывает благоговейный страх и трепет. И вместе с тем - сила, которую в себе никогда не подозревал. Сила Божия, когда Бог посреди нас. Здесь Богородица целую ночь беседовала с князем Андреем. О чем, это сокрыто от людей. Только вся дальнейшая жизнь и государственная деятельность благоверного князя Андрея Боголюбского проливает свет на ту чудесную ночь, когда духовно рождалась Святая Русь, великая Держава, оплот Православия и Третий Рим, а четвертому не быти. Здесь, в Боголюбово, понимаешь, что главное дело России еще впереди, что нам еще предстоит исполнить свое равноапостольное предназначение.
Боголюбово - это первое из известных явленских мест, когда Матушка Приснодева Мария явилась русскому человеку. Уже тогда "русский" - было понятие не крови и не племени, но духа. Святой благоверный князь Андрей яркий пример этому. Примеров таких множество. И преподобномученица Елизавета Феодоровна, и Царственная мученица Александра Феодоровна - русские. А сколько меж ними таких русских святых людей, причем не только в России! Вспомним хотя бы единственного святого, которого за всю свою историю дала миру Америка - Серафима Роуза. Самый что ни на есть русский монах. В слове "русский" заключены великая сила и великое таинство. И не так много мест на земле, где это понимаешь столь ясно, как в Боголюбово.
"Аз есмь Альфа и Омега, Начало и Конец...". Удивительно явным становится промысел Божий, когда замыкается круг Божественной Гармонии и начало, соединяясь с концом, образует бесконечность. Именно в Боголюбово время и привременные силы земного бытия теряют свою власть над миром, над Россией, над человеком и человечеством. Именно здесь начало земли Русской, соединяясь с грядущим, обретает вечность.
Здесь властвует Бог, здесь Хозяйкой - Богородица.
Старец Паисий Святогорец как-то сказал: "Вначале Бог берет человека, очищает его, потом отдает на служение людям". Таковы насельницы Боголюбского монастыря, все до единой - от стариц и до детей. Таков отец Петр, истинный Камень Веры Христовой, на нем и основан современный Боголюбский монастырь. Такова и матушка настоятельница Георгия, человек удивительной духовной твердости, чистоты и молитвенности. Через какие горнила, очищая, проводит Господь избранных Своих, когда жизнь человеческая становится житием, знает на собственном опыте каждая насельница Боголюбского монастыря. Наверное, так и должно быть, поскольку к этому чистейшей воды духовному источнику припадаем в особенно трагические для России годы, когда малейшая фальшь наносит вред и ранит в самое сердце, здесь таинственной силы потоки духовной влаги питают страждущих.
Боголюбово для нас и Иерусалим, и Афон. Но главное, Боголюбово - это сердце России, дающее пульс всей нашей духовной жизни. Истинный монастырь должен быть гонимым от людей мира сего, людей, отрицающих Христа и приемлющих все нерусское, не православное, атеистическое, не христианское. Это неизбежно. Вопрос в другом: как мы, православные христиане России примем эти гонения на наших духовных пастырей и на монахинь. И это вопрос нашего личного спасения. Вопрос спасения России. От этого зависит в каком государстве, в какой стране будут жить наши дети.
P.S. Посмотрела мониторинг СМИ на данную тему и сопутствующие новости. Интересная получается картина. Дети в монастыре - позор. А "дошкольники обручились после курортного романа" - пропагандируется как норма жизни. Где уж Боголюбскому монастырю до их нормативов!
Ирина Иванова, православный журналист (Сочи), специально для «Русской народной линии»