Председатель секции скульптуры Б.М.Сергеев и живописец К.К.Иванов рассказали о том, что первая выставка на православную тему была в Ленинграде в 1988 году, когда празднование тысячелетия Крещения Руси дало повод в тогда еще атеистическом государстве собрать полные залы произведений на религиозные сюжеты - и полные залы зрителей, для которых эта тематика была terra incognita.
Большой интерес вызвало сообщение диакона Владимира Василика о мученичестве не только в коммунистической России, но и о жертвах нацизма среди священников и верующих мирян в Европе, в частности в Сербии. Судьбы этих новомучеников в нашу пору скрытой реабилитации нацизма в странах Прибалтики, на Украине могут стать актуальными свидетельствами преступлений фашистов и коллаборационистов. Да и в нашей стране, где стали постоянно говорить о том, что фашисты-де храмы открывали на оккупированных территориях, было бы весьма полезно рассказать о том, сколько священнослужителей было убито нацистами, а сколько жителей сел и деревень сожжено в храмах. В то же время, как отметил о.Владимир, известно, что многие священники были расстреляны немцами как "пособники" партизан, о чем предпочитали умалчивать в советский период.
Историк новомученичества М.В.Шкаровский дополнил это сообщение, сказав, что по его данным на территории северо-запада десять священников были расстреляны именно немцами, а вовсе не партизанами, как сейчас некоторые утверждают. Глава комиссии по канонизации протоиерей Владимир (Сорокин) рассказал, что только репрессированных по признаку веры православных людей было в нашей епархии пять тысяч (без учета инославных конфессий, католиков, лютеран и др.). Священник сказал, что предстоит продолжить труды по розыску таких фактов и сформулировать критерии мученичества и святости. Вероятно, мучениками можно было бы считать не только убиенных за прямое исповедание своей веры людей, но и тех, кто делами демонстрировал христианские добродетели. А в ХХ столетии, по мнению священника, в России наиболее пострадали такие "базовые" добродетели, как Вера, Надежда и Любовь. Отец Владимир (Василик) предложил формулировку - "за Христа пострадавшие", т.е. не только исповедники Символа веры, но и те, кто делами своими показывали, что они христиане. Историк М.В.Шкаровский подтвердил, насколько еще большая работа предстоит по изучению документальных материалов и как труден по-прежнему доступ в архивы ФСБ. Каждый приход имел своих мучеников, но далеко не каждый из этих приходов знает своих страстотерпцев. Поэтому так важен не только сбор материалов, но и пропаганда подвига мучеников.
И прежде всего необходимо сделать эти свидетельства (а греческое значение слова "мученик" переводится именно как "свидетель") достоянием светского общества, рассказывать о них в школах, как раньше рассказывали о героях-пионерах. Здесь художники могут сделать многое, ибо зримый образ - наиболее доходчивый и убедительный. Неслучайно, что эта выставка открылась в нашем городе: в Левашово похоронено 47 тысяч человек, десятки тысяч людей, в том числе несколько сот священнослужителей, были высланы.
Известные художники Петербурга, участвовавшие в круглом столе, попросили богословов, историков, священников помочь им, так сказать, методически - в выработке сюжетов картин и скульптур.
Интереснейшая дискуссия развернулась после выступления вице-президента фонда "Диалог культур" А.А.Клестова, который упрекнул нашу художественную школу в отсутствии традиции портретного изображения святых и мучеников. Ему возражали о.Владимир (Василик), скульптор Борис Сергеев и искусствовед Мария Фомина. Они говорили о существовании великой традиции светской религиозной живописи и новой церковной живописи - от Александра Иванова к Васнецову, Нестерову, Рябушкину, Василию Беляеву и Павлу Корину. О том, что русский "религиозно-художественный ренессанс" конца Х1Х - начала ХХ веков был искусственно прерван революционными катаклизмами, но уже за последние двадцать лет возникла замечательная по профессиональным качествам икона, церковная мозаика и фреска, а также православная по тематике скульптура. В то же время, нельзя забывать тот факт, что светская портретопись в Западной Европе пришла на смену иконе, а в России долго сохранялась восточно-христианская иконописная традиция. Но когда Запад стал уходить уже и от реализма, созданные в петербургский и советский периоды академическая и реалистическая школы нашли свою вторую "родину" именно у нас. Таким образом, мы выступаем ныне "держателями" двух многовековых традиций - иконического и "натуроподобного" художественного изображения.
После круглого стола состоялось открытие выставки, которая продлится до 24 января включительно. На выставке представлены картины, иконы, скульптура, графика, фотография, гобелены известных петербургских мастеров. Но художественный анализ представленных произведений - это предмет отдельного разговора.
Мария Фомина, кандидат искусствоведения, член Собора православной интеллигенции, член Союза художников, специально для "Русской линии"