Святость и художество

О выставке "Мученичество и святость"

0
621
Время на чтение 4 минуты
13 января, в канун Старого Нового года, в библиотеке Союза художников, что на Большой Морской, 38, прошел круглый стол, посвященный открытию выставки "Мученичество и святость". Обширная и чрезвычайно сложная, животрепещущая, буквально - сочащаяся кровью тема новомучеников российских, православной святости, явленной в катастрофическом ХХ столетии, предстала не только в образах живописи, графики, скульптуры выставочного зала, но и в выступлениях священников, философов, художников, искусствоведов. Открывшие круглый стол доктор философских наук М.С.Уваров и глава российско-итальянского фонда "Диалог культур" Ю.А.Ромашев (а в числе организаторов этого события были не только Союз художников, но и СПбГУ, РХГА и др. организации) отметили трудоемкость и сложность темы мученичества в ХХ веке - для историков, архивистов, трудность интерпретации этих сюжетов - для художников. По верному наблюдению, эта выставка - не только дань памяти исповедникам и мученикам, но отчасти и скромная попытка наших современников, не столь сильных духом, продолжить дело тех, кто отдала саму жизнь за дело Христово.

Председатель секции скульптуры Б.М.Сергеев и живописец К.К.Иванов рассказали о том, что первая выставка на православную тему была в Ленинграде в 1988 году, когда празднование тысячелетия Крещения Руси дало повод в тогда еще атеистическом государстве собрать полные залы произведений на религиозные сюжеты - и полные залы зрителей, для которых эта тематика была terra incognita.

Большой интерес вызвало сообщение диакона Владимира Василика о мученичестве не только в коммунистической России, но и о жертвах нацизма среди священников и верующих мирян в Европе, в частности в Сербии. Судьбы этих новомучеников в нашу пору скрытой реабилитации нацизма в странах Прибалтики, на Украине могут стать актуальными свидетельствами преступлений фашистов и коллаборационистов. Да и в нашей стране, где стали постоянно говорить о том, что фашисты-де храмы открывали на оккупированных территориях, было бы весьма полезно рассказать о том, сколько священнослужителей было убито нацистами, а сколько жителей сел и деревень сожжено в храмах. В то же время, как отметил о.Владимир, известно, что многие священники были расстреляны немцами как "пособники" партизан, о чем предпочитали умалчивать в советский период.

Историк новомученичества М.В.Шкаровский дополнил это сообщение, сказав, что по его данным на территории северо-запада десять священников были расстреляны именно немцами, а вовсе не партизанами, как сейчас некоторые утверждают. Глава комиссии по канонизации протоиерей Владимир (Сорокин) рассказал, что только репрессированных по признаку веры православных людей было в нашей епархии пять тысяч (без учета инославных конфессий, католиков, лютеран и др.). Священник сказал, что предстоит продолжить труды по розыску таких фактов и сформулировать критерии мученичества и святости. Вероятно, мучениками можно было бы считать не только убиенных за прямое исповедание своей веры людей, но и тех, кто делами демонстрировал христианские добродетели. А в ХХ столетии, по мнению священника, в России наиболее пострадали такие "базовые" добродетели, как Вера, Надежда и Любовь. Отец Владимир (Василик) предложил формулировку - "за Христа пострадавшие", т.е. не только исповедники Символа веры, но и те, кто делами своими показывали, что они христиане. Историк М.В.Шкаровский подтвердил, насколько еще большая работа предстоит по изучению документальных материалов и как труден по-прежнему доступ в архивы ФСБ. Каждый приход имел своих мучеников, но далеко не каждый из этих приходов знает своих страстотерпцев. Поэтому так важен не только сбор материалов, но и пропаганда подвига мучеников.

И прежде всего необходимо сделать эти свидетельства (а греческое значение слова "мученик" переводится именно как "свидетель") достоянием светского общества, рассказывать о них в школах, как раньше рассказывали о героях-пионерах. Здесь художники могут сделать многое, ибо зримый образ - наиболее доходчивый и убедительный. Неслучайно, что эта выставка открылась в нашем городе: в Левашово похоронено 47 тысяч человек, десятки тысяч людей, в том числе несколько сот священнослужителей, были высланы.

Известные художники Петербурга, участвовавшие в круглом столе, попросили богословов, историков, священников помочь им, так сказать, методически - в выработке сюжетов картин и скульптур.

Интереснейшая дискуссия развернулась после выступления вице-президента фонда "Диалог культур" А.А.Клестова, который упрекнул нашу художественную школу в отсутствии традиции портретного изображения святых и мучеников. Ему возражали о.Владимир (Василик), скульптор Борис Сергеев и искусствовед Мария Фомина. Они говорили о существовании великой традиции светской религиозной живописи и новой церковной живописи - от Александра Иванова к Васнецову, Нестерову, Рябушкину, Василию Беляеву и Павлу Корину. О том, что русский "религиозно-художественный ренессанс" конца Х1Х - начала ХХ веков был искусственно прерван революционными катаклизмами, но уже за последние двадцать лет возникла замечательная по профессиональным качествам икона, церковная мозаика и фреска, а также православная по тематике скульптура. В то же время, нельзя забывать тот факт, что светская портретопись в Западной Европе пришла на смену иконе, а в России долго сохранялась восточно-христианская иконописная традиция. Но когда Запад стал уходить уже и от реализма, созданные в петербургский и советский периоды академическая и реалистическая школы нашли свою вторую "родину" именно у нас. Таким образом, мы выступаем ныне "держателями" двух многовековых традиций - иконического и "натуроподобного" художественного изображения.

После круглого стола состоялось открытие выставки, которая продлится до 24 января включительно. На выставке представлены картины, иконы, скульптура, графика, фотография, гобелены известных петербургских мастеров. Но художественный анализ представленных произведений - это предмет отдельного разговора.
Мария Фомина, кандидат искусствоведения, член Собора православной интеллигенции, член Союза художников, специально для "Русской линии"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Сергеевна Фомина
К цивилизации через катаклизмы
О русской духовной традиции ХХ столетия
07.11.2019
«Семенов - пример соединения православной веры и научной мысли»
Редакция «Русской народной линии» поздравляет профессора Валентина Евгеньевича Семенова с 70-летием
03.04.2012
Егор Холмогоров о нынешнем состоянии русского вопроса
В Петербурге прошла встреча с известным публицистом
31.03.2012
«Он выглядит значительно моложе своих далеко не юношеских лет»
Мария Фомина поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием
20.12.2011
Все статьи Мария Сергеевна Фомина
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Наблюдатель
04.11.2024 12:30
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.11.2024 10:42
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.11.2024 09:34
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44