По словам отца Серапиона, "в голове авторов ЕГЭ присутствует подмена самого предмета гуманитарного знания неким иным предметом". "Если речь идет о знании фактов, то его еще можно проверить путем теста, но если говорить о знании оценок событий, то такая попытка приводит к совершенно непредсказуемым последствиям. Приходится вспомнить ту эпоху, когда в школьном курсе истории изучали не просто исторические события, но, прежде всего, в значительной степени их оценки классиками марксизма-ленинизма, Сталиным, решениями партсъездов и конференций тех лет. Например, мне вспоминается история из моей студенческой практики, когда преподаватель, завершая цикл лекций по теме "Этапы закабаления крестьянства на Руси" задал последний вопрос: "Так как же происходило закабаление крестьянства?" Он стал опрашивать всех студентов в группе. Каждый стал высказывать свою версию и преподаватель на каждый ответ говорил: "Неправильно", пока очередь не дошла до спящего на последней парте студента, который на поставленный вопрос ответил просто: "поэтапно". То же самое сейчас происходит с ЕГЭ. Если раньше было понятно, почему изучали оценки прежде фактов, то сейчас, в условиях отсутствия идеологии просто навязывают мнение тех или иных ученых, имена которых, чаще всего, даже неизвестны. Творческий человек не может ответить на вопрос о причинах, если ответ заранее известен. Здесь оценивается не процесс мышления, а осведомленность о знаниях некоего анонимного историка. Таким образом, подменяется сама суть экзаменационных испытаний. Проверяются не знания, а реакция на определенный внешний раздражитель", - подчеркнул пастырь.
"Что касается позиции министерства образования, то создается странное впечатление, будто это министерство является неким государством в государстве. Решение представителей высшей государственной власти для министерства образования имеет меньший авторитет, чем мнение их собственных экспертов. Возможно причина тут в кадрах, возможно в определенной инерции этой среды. Сам Фурсенко не является специалистом ни в какой науке, и возможно он искренне не понимает, что реально происходит в процессе сдачи ЕГЭ. Вопрос в другом: почему мнение анонимных экспертов для министра оказывается наиважнейшим? Хотелось бы узнать имена тех людей, которые составляют тесты по истории, чтобы общество могло спросить у них, почему они заставляют детей - граждан России, мыслить так же, как они. Почему они внедряют тоталитарные модели знания?" - заключил иеромонах Серапион (Митько).
Русская линия