Большая часть рабочего времени сегодня (71%) относится к человеческим трудозатратам, 29% берут на себя машины, а к 2025 году этот показатель может измениться до 48% и 52% соответственно, рассказала РИА Новости эксперт ВНИИ труда, кандидат экономических наук Ирина Перова.
Как пояснила эксперт, в значительной степени производительность труда должна обеспечиваться за счёт новых технологий, которые «прочно вошли в нашу жизнь». По ее словам, в ближайшие пять лет развитие робототехники и искусственного интеллекта позволят создать 58 миллионов новых рабочих мест.
«В настоящее время отрицательные последствия роботизации смягчаются за счет относительно невысоких темпов внедрения роботов: сегодня все еще большая часть рабочего времени (71%) относится к человеческим трудозатратам, и 29% берут на себя машины. К 2025 году этот показатель может измениться до 48% и 52% соответственно - большую часть работы начнут выполнять машины», - отметила Перова.
Поднятую проблему анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько):
События в многочисленных конфессиях на Западе, будь то те или иные общины протестантской ориентации или новые религиозные движения, слабо касаются нашей жизни. Православие таково, что роботы никогда не смогут заменить собой человека. Даже если человек пытается заменить собой Бога. Служение священника не может быть роботизировано, а если как-либо образом будет воплощаться, то тогда речь пойдет уже о другой религии.
Вместе с тем не надо бояться использовать современные технологии в церковной жизни. Конечно, прекрасно, когда в храме поет хор и звонит в колокола звонарь. Но есть приходы, где невозможно найти звонаря, поэтому в таких храмах устанавливают специальные электронные устройства. В некоторых случаях священник служит совершенно один. И если ему не помогут люди, но поможет робот - то это интересная тема.
Я не вижу ничего принципиального нового в этой дискуссии, ведущейся многие столетия. Еще в Средние века, когда появлялись мануфактуры, ремесленные цеха возмущались, что останутся без работы. Также было дело с появлением фабрик и машин. Не надо путать проблему развития искусственного интеллекта и роботизацию.
Роботизация - явление, которое объективно приходит в нашу жизнь. В этом нет ничего страшного, кроме того, что определенная часть людей не желают развиваться, получать новые профессии, а хотят, чтобы мир остановился в развитии, дабы им было комфортно существовать, не развиваясь.
Перед нами стоит выбор: либо мы будем модернизировать экономику, производство, социальную сферу и одновременно предоставлять людям возможность саморазвития, либо ради того, чтобы определенная часть людей пребывала в неразвивающемся состоянии можно принудительно архаизировать общество. Основное опасение связано с тем, что в краткосрочной перспективе могут исчезнуть некоторые профессии и значительная часть людей лишатся работу. По этой проблематике в Сколково проведено серьезное исследование, в котором говорится о сроках, когда исчезнут те или иные профессии, а какие появятся. По мнению исследователей, через определенное время исчезнет профессия водителя, ибо все автомобили будут управляться компьютером. Нам трудно представить такую ситуацию, учитывая качество нашего транспортного сообщения. Но если неразвитые страны мира перейдут на эту технологию, то мы останемся в другой эпохе. Проблема роботизации наиболее остро стоит в странах Западной Европы. Предлагаются такие пути: выплата людям некоего минимального дохода, поскольку определенная часть населения не сможет активно участвовать в экономической жизни. Это касается не только России.
В нашей стране социальная сфера всегда вызывает большие вопросы, поэтому люди справедливо сомневаются в обеспечении уровня жизни в случае ускоренной роботизации. Наши люди сталкивались с более страшными событиями - войнами, голодом, депрессиями, однако всегда находили способ выжить. Удивительно, что в нашей православной среде социальная пассивность, нежелание что-то сделать самому подчас воспринимается как некая свобода личности, что в корне неверно.
В 90-ые годы воцерковлялось множество людей. Среди них было много тех, кто искал в Церкви некоего социального прибежища на фоне потрясений в обществе.
Некоторые полагают, что Православие является фактором архаизации России. Но это не так. Именно Православие обладает колоссальным потенциалом преобразования общества на основе христианских принципов. Церковь никогда не боялась нового, вызовов, потому что мы всегда стоим перед вызовами падшего мира, всегда предстоим Богу. Предстояние пред Богом сопряжено с вызовом, который Господь обращает к нам, призывая ко спасению и преодолению нашего падшего состояния, стать новым творением. И вызов Бога более серьезный, чем социальные вызовы по модернизации общества и приобретению новых навыков. Я полагаю, что мы должны осознавать себя впереди всех перемен общества и брать на себя ответственность за это.
Модернизация экономической и социальной сферы таит в себе определенные угрозы, но они связаны не с тем, что роботы будут делать что-то новое, а с тем, что люди перестают выполнять определенные функции.
Угроза не в роботах, а в самом человечестве, в его нежелании быть тем, к чему призывает Господь.
17. Ответ на 11., р.Б.Дмитрий:
16. Re: Угроза не в роботах, а в самом человечестве
15. Ответ на 14., Мир_Вам:
14. Ответ на 9., рудовский:
13. Ответ на 7., Елена Сергеева:
12. Ответ на 5., Коротков А. В.:
11. Ответ на 9., рудовский:
10. Ответ на 7., Елена Сергеева:
9. Re: Угроза не в роботах, а в самом человечестве
8. Ответ на 4., Мир_Вам: