"Своим ответом на грузинскую агрессию Россия установила стандарт реагирования, который находится в полном соответствии с действующим международным правом, включая право на самооборону по статье 51 Устава ООН и наши конкретные обязательства применительно к урегулированию данного конфликта. Более того, Россия и ее миротворцы следовали нашей глубоко христианской по духу традиции умирать "за други своя", - заявил министр иностранных дел России.
Сергей Лавров выразил сожаление о том, что не сработала многосторонняя дипломатия, "равно как и российско-американское взаимодействие, направленное на удержание Тбилиси от губительной авантюры". "Военная помощь не оказалась достаточным рычагом воздействия США на правительство Саакашвили. Скорее, она поощряла безответственный и непредсказуемый режим в его движении по пути авантюр. Призрак "Большой игры" вновь бродит по Кавказу. Если США и их союзники в конечном счете выберут не свои национальные интересы, не интересы грузинского народа, а режим Саакашвили, который "так ничему и не научился", это будет ошибкой подлинно исторического масштаба", - полагает глава российского внешнеполитического ведомства.
События последних недель, по его мнению, дают богатый иллюстративный материал на тему о том, "возможно ли переиграть реальную войну, проигранную на поле боя, в виртуальной реальности информационного пространства". "Это еще и вопрос о нравственном основании международных отношений, о том, что нормы морали не являются абстрактными категориями в мировой политике. Что важнее - правда или умение красиво солгать с экранов телевизоров и ежечасно транслировать ложь на весь мир?", - задается вопросом российский дипломат.
С.Лавров сделал предположение, что "кто-то захотел "разморозить" замороженные конфликты". "Теперь мы можем судить о результатах. Нет худа без добра. Нынешняя ясность лучше любой неопределенности и двусмысленности. Должно быть понятно, что Южная Осетия и Абхазия стремились не к независимости вообще, а именно к независимости от той Грузии, в руководстве которой почему-то постоянно верх одерживала шовинистическая тенденция по отношению к этническим меньшинствам. Нельзя забывать, что благодаря российскому миротворчеству в Южной Осетии и Абхазии Грузия на протяжении 15 лет пользовалась плодами мира. И наиболее крупным провалом всех грузинских правительств является их неспособность извлечь из этого выгоду в интересах собственной страны, собственного народа. Внешним покровителям Саакашвили было бы неплохо также задаться теми вопросами, которые ставят оппозиционные силы в самой Грузии", - полагает глава МИД России.
Глава российского МИД заметил, что для России признание независимости Южной Осетии и Абхазии продиктовано в равной мере правовыми, нравственными, а также прагматическими соображениями - прежде всего в плане обеспечения эффективной безопасности их народов. "Мы не можем себе более позволить, как это делали последние годы, просто ждать, когда вновь начнется блицкриг Тбилиси против Южной Осетии или Абхазии. Как бы быстро ни реагировали наши военные после нападения на Цхинвал 8 августа, все равно не удалось предотвратить многих сотен жертв среди мирного населения и миротворцев, уже не говоря о наших потерях в ходе кровопролитных боев по вытеснению грузинских войск с территории Южной Осетии. То, как развивались события - в упреждающем ключе - в Абхазии, только подтверждает справедливость такого вывода", - считает Лавров.
Министр предположил, что "Саакашвили и те, кто за ним стоит (а без внешней поддержки он не устоял бы и дня), решились проверить на прочность российскую власть". "При этом нынешний грузинский режим вскрыл свою суть, вознамерившись вбомбить население Южной Осетии в подчинение своему диктату. Сразу после этого та же участь была уготована Абхазии. Этого не получилось и не получится. Чтобы гарантировать регион от рецидивов насилия, Россия будет продолжать принимать меры к наказанию виновных, к тому, чтобы этот режим никогда больше не смог творить зло. Для начала необходимо ввести эмбарго на поставки оружия этому режиму - пока другая власть не превратит Грузию в нормальное государство", - предложил глава российского внешнеполитического ведомства.
Анализируя реакцию западных стран на агрессию Грузии в отношении Южной Осетии, Лавров заметил, что "реагирование некоторых стран Запада на южноосетинский кризис - на грани саморазоблачения - в подчеркнуто геополитическом, идеологическом ключе, то есть вне связи с реальными фактами, наглядно иллюстрирует дефицит нравственности". Те, кто не способен занять сторону правды и справедливости, не могут, как бы они ни старались, представлять всю европейскую цивилизацию, не говоря уже о несовместимости такого подхода с другими цивилизациями и культурными традициями. Сегодня, чтобы претендовать на привилегированное положение в международной системе, нужно доказывать способность к подлинному лидерству в решении глобальных проблем, будь то глобальная бедность, энергетическая и продовольственная безопасность или изменение климата. Чего стоит одна неурегулированность арабо-израильского конфликта. Представляя другую цивилизацию, профессор Государственного университета Сингапура Кишор Махбубани пишет (в Foreign Affairs за май/июнь 2008 г.), что "Запад из главной инстанции по решению глобальных проблем превратился для всего мира в крупнейшую помеху". Именно по такому счету придется отвечать перед остальным миром тем, кто претендует на то, чтобы формулировать позицию "всего Запада", - заключил Сергей Лавров.