.Сегодня при посредничестве ООН в ливанском приграничном порту Эн-Накура состоялся обмен пленными между Израилем и палестинской военно-политической группировкой арабов-шиитов "Хизбалла".
Согласно договору Израиль должен передать ливанской стороне пятерых заключенных в обмен на двух израильских солдат - Эхуда Голдвассера и Элдада Регева, как сказано в договоре - «живых или мёртвых».
Израиль освобождает пятерых террористов, наиболее известный из которых - Самир Кунтар, с 1979 года отбывающий пожизненный срок в израильской тюрьме за убийство 2-х взрослых и 3-х летнего ребёнка. Указ об их помиловании подписал вчера президент Израиля Шимон Перес. В обмене примет участие Международный Красный Крест - на его машинах планируется перевезти эксгумированные тела около 200 боевиков, которые Израиль также обязался передать "Хизбалле". После обмена пленными в израильских тюрьмах больше не останется ни одного боевика из движения "Хизбалла".
Напомним: захват боевиками два года назад 2-х израильских резервистов послужил поводом к масштабной операции Израиля против движения "Хизбалла" в Южном Ливане.
Вторая ливанская война - лишь один из эпизодов глобального противостояния, в котором Израиль выступает против 100-миллионного арабского окружения. Второй ливанской войне предшествовала Первая, которая началась с израильского вторжения в Ливан 6 июня 1982 в ответ на покушение палестинских террористов на израильского посла в Лондоне. Тогда в течение недели израильские войска установили контроль над всей южной частью Ливана. Через два месяца боевые действия прекратились после того, как лидер палестинцев Ясир Арафат согласился вывести силы Организации Освобождения Палестины из Западного Бейрута. Однако в сентябре обстановка изменилась не в пользу Израиля, так как его союзники в Ливане христиане-фалангисты устроили настоящую резню в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила, в которых тогда погибло несколько тысяч человек. Этот инцидент вызвал всплеск антиизраильских настроений в мире и антивоенных настроений в Израиле. Министр обороны Ариэль Шарон вынужден был уйти в отставку. В стране прошли массовые антивоенные и антиправительственные демонстрации.
Вторая ливанская война также развивалась не по сценарию, написанному в Генеральном штабе израильской армии.
Достаточно будет напомнить, чем эта война окончилась для воюющих сторон. Во-первых, это боевые потери: убито более 600 арабов и более ста евреев. Во-вторых, это потери среди мирного населения: погибло более тысячи ливанцев и более сотни израильтян. В-третьих, это экономические потери: разрушено множество зданий, как с той, так и с другой стороны; долговременный ущерб нанесён и туристическому бизнесу обеих стран. Оценивая итоги войны, обе противоборствующие стороны говорят о своей победе. И сам обмен пленными стороны трактуют как факт своего доминирования: власти Израиля считают, что раз солдаты возвращены (пусть даже только их тела), цель прошедшей второй ливанской войны достигнута. Арабы считают, что раз им возвращают пленных, то, значит, это они путем давления на Израиль добились справедливости.
Победную риторику двух противоборствующих сторон можно трактовать и так, что ни одна из них в действительности не достигла желаемого.
Чего добивался Израиль? Демонстрацией своей силы внушить палестинцам неотвратимость наказания за любые их силовые действия и, в конечном счёте, склонить их смириться не только с потерей своих территорий, но и со своим положением граждан второго сорта. Израиль имеет самую сильную в регионе армию, превосходящую армии всех арабских стран вместе взятых, и, по слухам, обладающую ядерным арсеналом. Армии Израиля, вероятнее всего, по силам занять Бейрут или Дамаск. Однако она не в состоянии контролировать арабов и, в конечном счете, обеспечить безопасность евреев. Это подтверждает 40-летний опыт оккупации Палестины и многократных военных столкновений с арабами. Напрашивается банальный вывод: без равноправного диалога с арабами евреям на Ближнем Востоке ни мира, ни покоя не обрести. Даже если американцы займут Дамаск и Тегеран, Израиль всё равно останется с двумя миллионами палестинцев внутри и сотней миллионов арабов вокруг своих границ.
А чего добивались арабы? Эффективной обороны против израильтян; настолько эффективной, чтобы показать всему арабскому миру, что палестинские военные формирования могут противостоять современной регулярной армии. Вместе с тем у палестинцев нет сил для настоящих наступательных операций против Израиля. И здесь применение силы - путь тупиковый.
В контексте вышесказанного обмен пленными, безусловно, важный шаг на пути к примирению сторон. И пусть каждая из них считает себя победителем в прошедшей войне. Боевой эпизод, заканчивающийся миром, всегда лучше боевого эпизода, оканчивающегося очередной войной.
В.Улыбин