В России один из самых высоких в мире уровней смертности от самоубийств - 36 человек на 100 тыс. населения. Это примерно в 2 раза больше, чем в США, в 70 раз больше, чем на Филиппинах и в Гватемале. По абсолютному числу самоубийств мы занимаем 2 место в мире после Китая, сообщает Regions.Ru. При этом даже в таком городе, как Москва нет ни одного реально и круглосуточно работающего телефона доверия для отчаявшихся.
Статистика говорит о зависимости количества самоубийств не столько от материального уровня жизни населения, сколько от степени воцерковленности этого населения. Так в Москве (11 самоубийц на 100 тыс.) уровень самоубийств в 10 раз ниже, чем на Алтае (102) и в Коми (110), где традиционно сильны языческие верования и традиции.
На днях в Рунете открылся сайт "Победишь.ру" , цель которого - отвратить отчаявшихся людей от самоубийства и оказать им моральную поддержку. Проект "Победишь.ру" является детищем команды сайта "Пережить.ру", посвященного людям, оказавшимся в ситуации кризиса отношений и развода. Когда количество приходящих на сайт потенциальных самоубийц достигло 100 человек в день, было принято решение создать для них специализированный сайт.
Работу на этих сайтах ведут психологи Православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва) и добровольцы, многие из которых в прошлом пережили попытку самоубийства, позднее стали членами Церкви. Вся работа, как и работа Кризисного центра, ведется на добровольной основе, без какого-либо финансирования. В числе авторов нового сайта - православный кризисный психолог Михаил Хасьминский, другие психологи, священники, писательница Юлия Вознесенская.
По словам отца Геннадия, такое страшное количество самоубийств в России по сравнению с другими государствами говорит только об одном - о духовном кризисе нашего общества. "Эту статистику нужно еще сравнить с дореволюционной. Насколько я помню, там количество самоубийств - человека три на сто тысяч, то есть при Царе было число самоубийств было примерно в десять раз меньше. И если человек верующий, то он понимает, что самоубийство - это конец не только его земной жизни, но и отсутствие какой-либо надежды на будущую жизнь. Если человек кончает свою жизнь самоубийством, это говорит о его неверии в бессмертие души, о его неверии в Бога. Это страшный плод атеизма, безбожия, которое в итоге приводит к лишению человека смысла жизни, существования. И как только этот смысл исчезает, рано или поздно прекращается и сама жизнь. Мы уже в течение пятнадцати лет пожинаем плоды безбожия, страшные плоды. Плоды пятнадцати лет безнравственности, поскольку, когда человек грешит, то неминуемым результатом становится его отвержение Бога, неверие в Бога. Это нас должно заставить задуматься о том, как нам вернуться к основам нашей веры. Это должно заставить задуматься тех, кто выступает против введения Основ православной культуры в школе, тех, кто хочет Церковь загнать в географическую резервацию, тех, кто боится появления духовенства на телеэкранах. Это должно заставить нас провести экзамен тем нравственным устоям, которые сейчас зиждятся в обществе. Вернее, отсутствие этих нравственных устоев", - отметил отец Геннадий.
"Это страшный удар колокола, который должен нас отрезвить. Жаль, что статистика самоубийств малоизвестна, что она не является достоянием всего народа. Жаль, что программа "Время" начинается не со сводки самоубийств; иначе бы мы, конечно, решение этой проблемы сделали бы еще одной нашей национальной программой. Мы сейчас много говорим о демографии, о том, чтобы женщины больше рожали. Но есть и другой способ поправить демографию - создать в обществе такие условия, чтобы меньше людей с собой кончали. И тогда мы сохраним тысячи и тысячи жизней, причем уже рожденных, здоровых людей, способных к труду, к служению. Но им только нужно вернуть смысл жизни как служения Богу, а для этого нужно вернуть России смысл ее исторического существования как исповедования Православия и служения Церкви", - добавил священник.
"Что касается Алтая и Коми, то причины самоубийств в этих регионах все те же: эти народы недостаточно воцерковленные. Все-таки Русский народ, хотя и прошедший бездну адского безбожия, все-таки в глубине хранит еще основы православного мировоззрения. У народов Коми и Алтая нет такой почвы под своими ногами, и они легче поддаются соблазну в критической ситуации, в отчаянии, унынии решить все проблемы самоубийством. В данном случае, я объясняю это только одним - недостаточной воцерковленностью, слабой степени христианизации этих народов. Как известно, достаточно высокий процент самоубийств у лютеранских народов, например, в Финляндии, и, вообще, у северных народов. Что же касается высоких показателей самоубийств в США и Китае, то они говорят о том, что эти страны далеки от понятия бессмертия души, вечной жизни и веры в личного Бога", - подчеркнул отец Геннадий.
"Создание сайта, направленного на предотвращение самоубийств, - это само по себе благое намерение, но, как известно, благими намерениями вымощен путь в ад. Поэтому важно знать, кто стоит за этим сайтом, какая мотивация их деятельности, какие они будут давать установки потенциальным самоубийцам. Если будет оказываться чисто психологическая помощь, то она может только отодвинуть дату исполнения этого страшного акта. Конечно, подобный сайт должен носить духовно-религиозный характер, безусловно, он должен курироваться Церковью. И в такую минуту, когда человек решил покончить с собой, по-настоящему ему может помочь только религиозная вера. И в данном случае он нуждается в беседе со священником, в исповеди, в покаянии, в церковной помощи. Бог им в помощь в этом действительно нужном, благородном, важном деле! И даже если они спасут одного человека, и хотя бы один человек скажет, что он остался жив благодаря этому сайту, то уже будет смысл существования этого сайта", - отметил отец Геннадий.
Тем временем, как уже сообщала "Русская линия", несколько дней назад в Петербурге произошел очередной страшный случай самоубийства. В минувшую пятницу в два часа дня молодая женщина пришла в Исаакиевский собор, купила билет и поднялась на колоннаду. Так получилось, что рядом с ней больше не оказалось ни одного экскурсанта. По пути она перелезла через заграждения, оказалась на крыше собора и прыгнула вниз с высоты 30 метров. Сотрудники милиции и прокуратуры, прибывшие на место происшествия, провели расследование и установили, что администрация собора к смерти девушки никакого отношения не имеет. С точки зрения безопасности, здесь соблюдены все правила. У 32-летней Татьяны с собой была сумочка, в которой милиционеры нашли ее документы. Татьяна прописана в Краснодарском крае, но уже некоторое время живет в Петербурге и работает в одной из фирм менеджером. Также в ее сумочке оперативники обнаружили записку с телефонами ее знакомых и билет на колоннаду Исаакиевского собора.
Сотрудники Исаакиевского собора, милиции и прокуратуры предполагают, что это самоубийство было тщательно спланировано. Наверняка, это не первое посещение собора. Скорее всего, поначалу женщина хотела броситься с колоннады, но осуществить это практически невозможно. Тогда она придумала, как ей попасть на крышу, и оставила в сумочке телефоны своих знакомых. В прокуратуре побывал мужчина, с которым Татьяна жила в последнее время. Как стало известно, незадолго до ее последнего похода в Исаакиевский собор, молодые люди сильно поссорились и решили расстаться. "Сейчас тело погибшей находится на экспертизе, результаты будут известны в начале апреля, - сообщил помощник начальника следственного управления прокуратуры Санкт-Петербурга Сергей Капитонов. - Одна из основных версий, которые мы сейчас рассматриваем - это спланированное самоубийство из-за несчастной любви".
Комментируя сообщение СМИ о самоубийстве девушки, выбросившейся с крыши Исаакиевского собора, священник обратил внимание на то, что она "совершила этот акт в храме, что как раз раскрывает богоборческий смысл всякого самоубийства". "Какова бы не была ее мотивация на субъективном уровне, объективно любое самоубийство - это всегда вызов Тому, Кто тебе дал тебе твою жизнь и Тому, Кто единственный является ее Владыкой. Поэтому независимо от того, кончает ли человек свою жизнь от неразделенной любви или по финансовым причинам, либо по каким-то другим причинам, тем не менее, все равно это богоборчество, все равно это проявление безбожия. Я думаю, что эта женщина в ситуации неразделенной любви имела бы веру в Бога, она поняла бы, что это промысел Божий, и, может быть, это не тот человек, которого она должна любить, и что на это нет воли Божией. И она бы осознала это, и, конечно, пришла бы в некое умиротворение своей души, набралась бы терпения, и, возложив свои упования на Господа, конечно, преодолела бы этот стресс. И тогда Господь послал бы ей спутника жизни. Но при отсутствии веры в Бога человек приходит в отчаяние и совершает тот акт, который уже непоправим", - заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия