А другой автор С.Плачинда в "Словаре древнеукраинской мифологии" сообщает школьникам, что украинский язык является "санскритом" и "праматерью всех индоевропейских языков". "Древних украинцев" авторы скромно называют "первыми пахарями мира, приручившими коня, придумавшими колесо и плуг". Иногда, информирует издание, дело доходит до того, что вождь гуннов Атилла, провозглашается "обыкновенным украинским парубком".
Все беды Украины, как следует из текстов учебников, были связаны преимущественно с происками "москалей", которым они в свое время помогли "выбиться в люди": "Украинцы искренне отдавали Московии все свои силы, все свои знания, и на протяжении XVII в. они подготовили плодотворную почву для реформ Петра I и были его ближайшими помощниками, когда пришлось эти реформы проводить в жизнь. Преодолев тот мостик, которым для московского общества являлась украинская культура, Россия в XVIII в. стала способной непосредственно воспринимать все европейские новшества".
И на все эти благодеяния Москва отвечала черной неблагодарностью. Даже когда она "подло отдала" Украине Крым: "Включение Крымского полуострова в состав Украинской ССР... было попыткой переложить на плечи Украины часть моральной ответственности за выселение с полуострова крымско-татарского населения и вынудить ее взять на себя восстановление хозяйственной и культурной жизни на полуострове", - пишут авторы "Введения в историю Украины".
Не меньше мифов и в латвийских учебниках: "Латышские легионеры (части СС) отличались в боях особой выносливостью, умением и отвагой", - учит школьников пособие "История Латвии: ХХ век", выпущенное при поддержке посольства США. А что касается до создаваемых нацистами концлагерей, которые в Латвии ныне именуются "исправительно-трудовыми", то ведь в них, согласно учебнику, содержались "преступники, дезертиры, бродяги, евреи и прочие". При этом авторы учебника благосклонно относятся и к красным латышским стрелкам, поскольку "борясь против белых, боролись против восстановления единой и неделимой России, за независимую Латвию". Видимо, предполагает издание, все это обобщает философская цитата из учебника для русских школ: "За 300 лет развития древнего латыша у него появился единственный настоящий друг - собака".
Эстонские пропагандисты тем временем сообщают детям, что "сто эстонцев были приданы к армии киевского князя Олега и сыграли ведущую роль при штурме в 907 году Константинополя" (учебник по истории Марта Лаара). Это никому ранее неизвестное обстоятельство особенно примечательно тем, что появление эстонского этноса ученые относится к X - XI векам. Эстонцы также гордятся байкой, будто бы два местных крестьянина "намяли полководцу Суворову бока", когда тот потребовал освободить его карете дорогу. "Это яркий пример несгибаемого духа эстонского народа", - гордо поясняет учебник.
Казахи также в воспитании юных патриотов без "российской угрозы" не обходятся. В учебниках (например, "История Республики Казахстан") царская Россия называется хитрой и вероломной страной, которая "специально провоцировала джунгарское нашествие, чтобы потом спасать казахов". А вот киргизские "ученые", стремясь показать особливую древность своего народа, сообщают в учебниках, что "кыргызы произошли от собаки и сорока девушек". Этот "факт", впрочем, вызвал негодование президента фонда "Манас Ордо" Усупбаева, который предложил свою гипотезу: "Ясно же, что кыргызы произошли от арийцев. Недаром, когда по заданию Гитлера искали потомков арийцев, исследовательская группа завершила поиски именно на территории Кыргызстана. Поэтому Гитлер и хотел захватить Среднюю Азию".