Отец Димитрий отметил, что катехизация находится сегодня в запущенном состоянии. Тому, по его мнению, есть несколько причин: "во-первых, у Церкви пока еще мало сил, а, во-вторых, государство не идет навстречу священноначалию». «Если бы у нас была, по крайней мере, еженедельная программа, то дело обстояло бы совершенно иначе. У Церкви нет телевизионного канала, который мог бы стать таким стержнем. Нет своей церковной радиостанции в FM-диапазоне, который позволяет вещать с хорошим качеством. Это должна быть серьезная работа, чтобы охватить как можно больше народа. Но для того, чтобы начать эту работу должна быть воля власти, которой, увы, я не вижу. Во всяком случае, вся необходимая "сумма богословия" должна быть общедоступна, она должна быть в школе, в Интернете, в армии, милиции, учебных заведениях разного уровня, академиях госслужбы. Должна быть доступная книжка, должна быть активная работа», - считает один из авторитетных клириков нашей Церкви.
Протоиерей Димитрий Смирнов принимал участие в круглом столе и в своем выступлении высказал убеждение, что в катехизации, как в наставлении в вере, сегодня нуждаются далеко не только миряне, но и "огромное количество священнослужителей". "К сожалению, у нас большое количество духовенства не имеет систематического духовного образования. Часто у этих священников бывают совершенно странные мнения, расходящиеся с церковной традицией. У меня сейчас нет статистики о том, сколько священников не имеют духовного образования, однако очевидно, что эта проблема тоже существует", - пояснил свою позицию в интервью "Русской линии" отец Димитрий. "В связи с этим нам надо добиваться того, чтобы все священники прошли необходимый пастырский минимум по догматике, церковной практике и т.д. Им надо углублять свои знания. В ХХI веке священник не может ограничиваться только богослужебной деятельностью, пастырь обязательно должен быть учителем. А для того, чтобы учить, он должен сам иметь некое духовное образование", - подчеркнул известный пастырь.
Круглый стол "Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития" был организован Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ. Открывая круглый стол, наместник Свято-Данилова монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов) зачитал приветствие Святейшего Патриарха Алексия II, в котором катехизация названа "важнейшей стороной церковной жизни", передает Благовест-инфо.
Ведущий круглого стола, руководитель Школы молодежного служения ЦДРМ, игумен Петр (Мещеринов) в своем вступительном слове отметил, что, по прошествии почти двадцати лет восстановления церковной жизни, задачи катехизации становятся первоочередными. Однако в РПЦ пока не создано общецерковной системы подготовки людей к крещению, а вся работа по катехизации держится на отдельных энтузиастах. По его мнению, неосознанная вера большинства православных, плохо разбирающихся в основах своего исповедания, приводит к драмам, подобным пензенской. "Если бы была обязательность катехизации и эти люди были под неусыпной заботой пастырей, такого случая бы не было, или они не могли бы ассоциировать себя с православием", - заключил о. Петр.
Тему катехизации молодежи и молодых семей поднял протоиерей Алексий Уминский. По его словам, те же задачи, которые пытается решить Русская Церковь через введение "Основ православной культуры", "гораздо проще и эффективнее" решаются через подготовку к крещению. Необходимость катехизации взрослых "даже не обсуждается, это должно быть нормой". А вот при крещении детей важно подготовить взрослых - родителей и восприемников, которыми сплошь и рядом стремятся стать вообще некрещеные люди. Не надо бояться возможного оттока людей из Церкви, зато те, кто придут и подготовятся, станут "живыми членами" Церкви, считает о. Алексий. Он предложил сделать огласительные беседы со взрослыми, желающими крестить детей, обязательными. Не менее необходимой считает священник катехизацию для готовящихся к венчанию, главная задача которой - "научить людей единству во Христе, чтобы их семья стала "малой Церковью".
К сожалению, столь важное событие омрачилось провокационным, скандальным заявлением, с которым выступил сотрудник газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Судя по информации Благовест-инфо, началась провокация с выступления пресс-секретаря Союза православных граждан Кирилла Фролова, который, не называя имен, раскритиковал церковных публицистов, которые, "работая в жанре "желтой прессы", развернули информационную кампанию против активных миссионеров-катехизаторов". При этом он выразил возмущение тем, что представителям этой "антимиссионерской идеологии" "никто не даст по рукам". Оставалось только догадываться, кому просит «дать по рукам» г-н Фролов. Впрочем, недолго. Выступивший вскоре Чапнин решительно поддержал Фролова: "Мы молчим, когда надо реагировать". Кто эти «мы», кроме самого Чапнина, которые должны реагировать, выступавший не пояснил, зато рассказал о том, на что надо реагировать. По словам Чапнина, существуют десятки «деструктивных внутрицерковных издательских проектов», которые «инициируют поиски врага» в Церкви, «публикуя доносы», что делает информационное пространство русского православия «искореженным». Эти «вредители» мешают «концентрации усилий, направленных на решение первоочередных задач, и, в частности, катехизации через СМИ». Главными «вредителями» сей «церковный чекист» назвал газету «Дух христианина» и агентство "Русская линия".
Подлые приемчики г-на Чапнина нам давно известны. Именно подлостью является попытка поставить в один ряд "Русскую линию" с диомидовской газетой "Дух христианина". Подлостью и ничем иным является и попытка выставить РЛ в виде антицерковного издания, публикующего клевету и доносы. Впрочем, «жгучая любовь» к РЛ ответственного редактора "Церковного вестника" для нас - не новость. При любой возможности он старается отомстить РЛ за принципиальную позицию. Напомним, что в 1999-2000 годах РЛ решительно боролась с либеральной внутрицерковной группкой, которая пыталась не допустить церковного прославления Царя-Мученика. Одним из лидеров этой группки был Чапнин. Затем тогдашний главный редактор РЛ Сергей Григорьев помешал провокации этой группки против архиепископа Тихвинского Константина. РЛ поддержала протест ряда церковных изданий против назначения Чапнина ответственным секретарем «Церковного вестника». Впоследствии «Русская линия» не раз выступала против попыток ответсекретаря официального церковного издания «искорежить пространство Русского Православия». В частности, мы решительно поддержали выступление протоиерея Димитрия Смирнова против провокации, организованной Чапниным в отношении памяти воина Евгения Родионова. И совсем недавно РЛ выступила против провокационного заявления Чапнина, заделавшегося теперь почитателем Святой Царской Семьи, по поводу «екатеринбургских останков». Таким образом, очередная попытка Чапнина, используя круглый стол, полить грязью "Русскую линию", неудивительна. Остается только вопрос, Кирилл Фролов сознательно подыгрывал Чапнину, или тот просто использовал обиду Фролова на РЛ за некоторые последние публикации по поводу его друзей в своих интересах?