В апреле 2007 года на встрече со студентами первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшие годы имеющаяся пропорция между бюджетными и платными местами в российских вузах будет сохранена. Таким образом, число платных мест пока расти не будет, и все талантливые, но бедные абитуриенты получат возможность учиться, заверил Д.Медведев.
Однако, несмотря на оптимистические заверения властей, проблемы в системе вузовского образования остаются крайне серьезными. Как отмечает "Российская газета", в перспективе нам грозит "сокращение объемов образования, расслоение общества из-за невозможности платить за учебу, ликвидация небольших школ". О недостаточности финансирования сферы образования заявил на конференции первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель общественного движения "Образование для всех" Олег Смолин. Он сказал, что для сферы образования ликвидированы налоговые льготы, существующие во всем мире.
Вице-президент Российского союза ректоров Геннадий Рогов, выступая на конференции, добавил, что зарплата работников образовательных учреждений России "просто стыдно низкая по сравнению с другими государствами". При этом расходы на образование в 2009 году увеличатся только на 1%, что не поспевает за ходом инфляции. Участники конференции, подготовившие проект "Образование для всех", потребовали приравнять педагогов к государственным служащим по оплате труда и социальным гарантиям.
Секция "Национальные и региональные проблемы образования" обратила внимание на положение детей-сирот, которые, как констатировал академик Евгений Ткаченко, лишаясь льгот, оказываются на улице, и далее о них вынуждена заботиться в лучшем случае система социальной защиты, а в худшем - система МВД.
Не устроило участников форума и качество образования. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков подверг резкой критике единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики выпускных классов школ, отметил он, не столько изучают историю, физику, биологию и другие предметы, сколько обучаются приемам распознавания уловок в ЕГЭ и аккуратному заполнению бланков. Такой подход, считает С.Комков, не только отсеивает людей с творческим мышлением, но и ведет к оглуплению нации.
Не меньше опасений у участников конференции вызвало и стремление некоторых чиновников уменьшить количество и объемы преподаваемых школьникам дисциплин. Без образования у России нет будущего, резюмировали собравшиеся.