Софья Фоминична была племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога, убитого при взятии Константинополя турками. В 1467 г., когда Великий Князь Иоанн III овдовел, Софья жила в Риме. Папа, уверенный, что свадьба русского Великого Князя и Софьи поспособствует приобщению Московского государства к унии, решил посватать ее за Иоанна.
Однако брак этот имел совершенно иные последствия. Новая русская Великая Княгиня принесла с собой на Русь заветы и предания Византийского царства, некогда славного своей православной верой и мудрым государственным устройством - симфонией светской и церковной властью. Кроме того, после падения Второго Рима от неверных, Софья передала права византийских государей, равно как и мессианское служение своему православному супругу - московскому Великому Князю и его будущим потомкам, создавшим новую твердыню Православия - Третий Рим.
Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания русских земель, так и выработки русской национальной идеологии Третьего Рима. Видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие в качестве государственного герба Русского государства византийского двуглавого орла.
Сегодня мы также вспоминаем философа и публициста, одного из идеологов русского консерватизма Петра Евгеньевича Астафьева, скончавшегося 7 апреля 1893 г.
Он родился 7 декабря 1846 г. в старинной дворянской семье. Образование получил на юридическом факультете Московского университета. Преподавал философию права в Ярославском Демидовском лицее, затем служил мировым посредником в Подольской губернии. В 1881 г. Астафьев получил место заведующего университетским отделением Лицея Цесаревича Николая в Москве и занял в нем кафедру философии (Лицей был организован М.Н.Катковым, большое внимание в нем уделялось патриотическому воспитанию молодежи, в Лицее учились многие видные деятели монархического движения). Позже Астафьев был цензором в Москве, а в последние годы жизни - приват-доцентом Московского университета.
Астафьев принимал активное участие в русских консервативных изданиях - журналах "Русский вестник" и "Русское обозрение". Из его трудов стоит особо отметить "Смысл истории и идеалы прогресса" (М., 1886); "Национальное самосознание и общечеловеческие задачи" (М., 1890) и "Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии (М., 1893). Астафьев принимал активное участие в полемике по национальному вопросу со своими великими современниками В.С.Соловьевым и К.Н.Леонтьевым. Он защищал идеи Н.Я.Данилевского от нападок Соловьева, отстаивал идею русской национальной самобытности как основы и руководящего начала культуры. Перед самой кончиной получил разрешение на издание журнала "Итоги", однако осуществить замысел не успел. Астафьев любил повторять: "Я люблю больше всего Бога, жену и философию".
В этот день, 7 апреля 1908 г. скончался государственный и военный деятель, дипломат, генерал-адъютант граф Павел Андреевич Шувалов.
Он родился 13 ноября 1830 года. Получив образование в Пажеском корпусе граф посвятил себя военной службе. Он принимал участие в Крымской войне 1853-56 гг. и Русско-турецкой войне 1877-78, много способствуя поражению Сулеймана-паши под Филиппополем. В 1880-е гг. граф Шувалов возглавлял штаб войск гвардии и Петербургского военного округа. Унаследовав майорат Воронцовых (1888), именовался "светлейший князь Воронцов граф Шувалов". В 1885-94 гг., будучи послом в Берлине, граф Шувалов участвовал в заключении "Перестраховочного договора" 1887 г. и торгового соглашения 1894, прекратившего "таможенную войну". Являлся сторонником сближения России с Германией. В 1894-96 гг. был Варшавским генерал-губернатором и командующим войсками Варшавского военного округа. В 1897 г. граф вышел в отставку, оставшись членом Государственного Совета. Был известен своими консервативными взглядами.
Русская линия