Заказчики и исполнители теракта на газопроводе в Северной Осетии и на ЛЭП "Кавкасиони" преследовали целый ряд далеко идущих целей. Как заявил "Росбалту" полпред президента Южной Осетии в Москве Дмитрий Медоев, в первую очередь террористы были заинтересованы в обострении российско-грузинских отношений.
По мнению Медоева, наиболее вероятно, что диверсия была совершена сотрудниками грузинских спецслужб, подготовленных американскими военными специалистами, "при поддержке их заокеанских друзей". Возможными заказчиками являются также "силы международного терроризма", группировки сторонников которых действуют в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и других республиках Северного Кавказа.
Попасть на российскую территорию не составило для террористов труда, полагает Дмитрий Медоев. В 2001 году спецслужбы Грузии на автомашинах доставили банду Гелаева в Кодорское ущелье Абхазии, напомнил он. Аналогичным путем они могли попасть в Россию и сейчас.
После введения РФ визового режима с Грузией грузинским лоббистам в Москве с подачи руководства Северной Осетии удалось протащить решение, сохраняющее безвизовый режим для жителей Казбекского района Грузии, добавил Медоев. По данным югоосетинской стороны, за последние годы население этого немноголюдного района "на бумаге" выросло в пять раз. Администрация Казбекского района и грузинские спецслужбы имеют возможность выдавать документы с казбекской пропиской кому угодно.
"Теоретически любой житель, например Панкисского ущелья, за деньги или по указанию спецслужб может получить такой документ, - указал он. - Мы хорошо знаем, что такое грузинские правоохранительные органы - там все продается и покупается". Медоев не исключил, что теракт на газопроводе был совершен именно такими лицами. "Казбекский район является центром контрабанды оружия и наркотиков", - подчеркнул Медоев. Кроме того, его жители обладают правом ввоза в РФ сельскохозяйственной продукции, в том числе продуктов животноводства и птицеводства, что может привести к распространению в России вируса птичьего гриппа, полагает полпред.
Говоря о целях теракта, Дмитрий Медоев напомнил, что 15 февраля грузинский парламент будет рассматривать вопрос о целесообразности продолжения миротворческой миссии в Южной Осетии. В связи с этим Тбилиси необходимо усилить свои позиции, лишний раз подняв вопрос, о якобы недоброжелательном отношении России к Грузии. К весне ожидается новый виток обострения в зоне грузино-осетинского конфликта, а в марте-апреле начнется массовая кампания по выдавливанию из зоны конфликта российских миротворцев.
Одновременно с нарастанием напряженности вокруг миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта украинские власти организуют провокации на объектах Черноморского флота в Крыму, а молдавские - требуют вывода российских миротворцев и остатков 14-й армии из Приднестровья, указал Медоев. Грузия, Украина и Молдавия являются членами двух межгосударственных антироссийских объединений - ГУАМ и Содружества демократического выбора. Медоев предположил также, что, возлагая ответственность за теракт на газопроводе на руководство России, Грузия желает получить моральное право начать переговоры о переходе на иранский газ и энергоресурсы.
Наконец, возможно, что путем взрыва газопровода пытались нанести удар по Армении, полностью зависящей от поставок по нему российского газа. Таким образом, считает Медоев, Тбилиси мог "продемонстрировать Армении, кто в Закавказье главный", имея в виду повышенную активность армянских национальных движений в приграничном Армении грузинском крае Самцхе-Джавахетия.
Русская линия