Древнерусские летописи содержат много упоминаний о плаваниях русичей по морям-океанам, но особенно активным покорение морских широт стало после образования Киевской Руси и, например, в 907 году в походе князя Олега на Византию участвовал немалый по тем временам флот - 2000 ладей с 80 тысячами воинов. Пройдя из Днепра по Черному морю в Босфор и осадив Константинополь, Олег принудил его к сдаче и заключил мир, по которому греки выплатили победителям богатую дань. Спустя два века на вооружении русской дружины появляются уже специальные набойные боевые ладьи, закрытые палубой.
Развитие мореплавания как составной части экономики, понимание важности морских торговых путей и необходимости их вооруженной защиты подтолкнуло российских самодержцев к решению не только вооружать купеческие суда, но и строить специальные военные корабли. Так, при царе Алексее Михайловиче на Оке в селе Дединове под Коломной строится первый русский боевой корабль "Орел", имевший на вооружении 22 пушки.
Однако с одним кораблем много не навоюешь. Для России было исторической необходимостью пробиться и закрепиться на берегах Черного и Балтийского морей. Можно сказать, что этот тезис стал лозунгом, определившим на долгие годы внешнюю и внутреннюю политику государства. В конце XVII века по инициативе Петра I было принято решение о массовом строительстве военных кораблей. Для этих целей под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске были созданы специальные верфи. Стараниями царя и усилиями 26 тысяч человек, мобилизованных на заготовку корабельного леса и строительство судов, всего за несколько месяцев к весне 1696 года был создан Азовский флот. Его основу составляли галеры, оснащенные от 16 до 25 пар весел, двумя мачтами с парусом. На каждой галере было установлено по несколько пушек.
Молодой флот получил боевое крещение 12 (22 июля) 1696 года в боях за Азов и, взяв эту крепость, обеспечил России право свободного плавания по Азовскому морю. 20 (30) октября 1696 года царь Петр I "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть".
У этого праздника своя непростая история. Через 275 лет после "думского приговора" - 20 октября 1991 года в Москве на Сухаревской площади прошел митинг, где впервые вспомнили о столь славной дате в истории Отечества. Тогда и начался сбор подписей под обращением к гражданам страны достойно отметить 300-летие флота. После митинга в восстанавливающейся церкви на Сухаревской площади был отслужен молебен по всем погибшим морякам. Идеи и пожелания, которые высказывались на митинге, вошли в текст обращения к властям с просьбой принять на государственном уровне решение о праздновании 300-летия, создать при правительстве государственную комиссию по подготовке и празднованию юбилея, учредить государственную памятную медаль "300 лет Российскому Флоту", провести морской парад и многое другое.
Прошло почти девять месяцев, и 26 июня 1992 года на свет появился указ президента России Бориса Ельцина N 710 "О подготовке и проведении 300-летия Российского Флота". Указ гласил: "История Российского флота, 300 лет которому отмечается в октябре 1996 года, - одна из самых ярких страниц истории нашего Отечества. Подготовка к юбилею флота имеет большое общенациональное и международное значение. Она должна способствовать укреплению патриотизма, духовности и чувства сопричастности нынешнего поколения к героической истории Государства Российского".
На самом же флоте дело обстояло вовсе не так "парадно", как это было прописано в указе. "Флот на грани выживания" - в те годы эта фраза чаще всего звучала на военных кораблях, со страниц газет. Нет денег, нет топлива, нет запасных частей, ничего нет. За те 5 лет, на протяжении которых шла подготовка к юбилею, Военно-Морской флот России уменьшился в два раза.
Заседание Государственной думы, посвященное 300-летию Российского флота, состоялось 18 октября 1996 года. Время было выбрано практически с астрономической точностью, но, к сожалению, без поправки на "постаревший" за три века на 10 дней календарь. 20 октября 1996 года при участии главного командования ВМФ, руководителей других морских структур, правительства Москвы был установлен памятный знак в честь великого юбилея России.
17 июля 1998 года при подписании Морского соглашения руководители ВМФ, морской пограничной охраны, Морского (торгового), Рыбопромыслового, Речного флотов, Судостроительной (судоремонтной) промышленности, Морской науки договорились считать 20 октября единым Днем Российского флота.
День Военно-Морского флота отмечается в последнее воскресенье июля. Напомним, что этот профессиональный праздник был введен в 1939 году. В Постановлении Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП (б) от 22 июня было установлено, что целью праздника являлась "мобилизация широких масс трудящихся вокруг строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота и стоящих перед ним задач".
День создания подводного флота отмечается 19 марта. В этот день в 1906 году приказом по Морскому ведомству Российской империи подводные лодки были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Официально этот праздник отмечается в стране с 1996 года. День работников морского и речного флота отмечается в первое воскресенье июля на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года.
Страна.Ru