1993 год - год убиения оптинских братьев действительно стал для России переломной, тогда мы окончательно "выбрали демократию", расстрелявшую из танков защитников Белого Дома в Москве. Потом мы так же добровольно выбрали "Семью", которая за считанные годы разграбила страну. И именно тогда началось последовательное разрушение души и тела народного.
Помню, на погребении иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима говорили о том, что властным структурами нужно задуматься о том, что происходит в нашем обществе, если возможны ритуальные убийства монахов в самом центре России. Говорили о том, что нужно докопаться до правды, - кто является подлинным виновником случившегося. Но, в сущности, расследование было спущено на тормозах...
Тоже самое, увы, происходит сейчас и с вопросом о канонизации убиенных мучеников Оптинских. Народ их давно уже называет мучениками. Множество свидетельств мы имеем о том, как по молитве к ним верующие получают разнообразную помощь, а в официальной комиссии по канонизации почему то даже не ставится вопрос о рассмотрении материалов к прославлению. Хотя материалов собрано более чем достаточно, издано уже более десятка книг. Можно сказать, что уже написаны настоящие житийные тексты - каждому из Оптинских мучеников посвящены отдельные книги. Их составителями проделана огромная работа, которая открыла святое устроение иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта. В книгах показано, что святость вызревала в них "издетска", - и не случайно именно они стали жертвой, именно на них был направлена сатанинская злоба.
Несколько месяцев назад мне позвонили из Оптиной и попросили написать опровержение на книгу и появившуюся одновременно видеокассету о "явлении инока Ферапонта". Теперь в день памяти братии могу признаться, что не стала этого делать, потому что не хотелось задевать чувства верующих людей. Мне пришлось беседовать с теми, кто посмотрел кассету, и все они говорили: "Это очень убедительно. Не мог же целый автобус верующих туляков одновременно впасть в прелесть?"
Однако, в Оптиной, от отцов я услышала правдоподобное объяснение того, что произошло - это было вовсе не видение, и вовсе не отец Ферапонт (ведь сам, появившееся в тульском автобусе монах так себя не назвал), а один из здравствующих насельников обители (мне даже назвали его имя, но я сейчас не буду его повторять), который решил обратиться с поучением "на злобу дня" к паломникам.
Меня еще раз попросили написать опровержение, но теперь в день памяти братии хочу сказать: не дерзаю брать на себя смелость утверждать что-то определенно, - уважаю мнение отцов Оптинских, но и боюсь оскорбить чувства верующих.
Понятно одно: вся эта история показывает, что нельзя отдавать святых на откуп стихийного почитания. Тогда с легкостью рождаются мифы и легенды. Официальная канонизация поставила бы все на свои места. Из убиенных оптинских братий не стали бы делать "борцов с ИНН", и, одновременно - "защитников президента Путина". Народное стремление к почитанию святых нашего времени проявлялось бы в здоровых традиционных формах: им читали бы акафисты, служили бы молебны. Наверное, можно было пойти по тому пути, который у же опробован в Церкви, сначала прославить их как местночтимых святых - разрешить воздавать им почитание, как святым только в Оптиной, а потом со временем произойдет и всероссийское прославление.
Надеемся, что это случится при нашей жизни.
Людмила Ильюнина, С-Петербург, специально для Русской линии