Этот святой жил не в монастырской тиши: работа хирурга, карьера учёного, брак, вдовство, монашество, тюрьмы, ссылки, Сталинская премия, архиерейство. Любое дело для него было служением - Богу и людям. «В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера... Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять...» - писал святитель сыну Михаилу.
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения молитвенника и покровителя земли Таврической святителя Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), который родился 27 апреля 1877 года в Керчи и происходил из древнего, но обедневшего дворянского рода. Отец его был католиком, мать - православная, и вера её выражалась главным образом в делах: она регулярно посылала заключённым домашнюю выпечку, а когда началась Первая мировая война, в доме постоянно кипятилось молоко для раненых.
В конце 80-х годов Войно-Ясенецкие переехали в Киев. Здесь Валентин окончил гимназию и Киевское художественное училище. Он много читал Евангелие. Особенно поразили его слова Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф.9,37). «У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!» - писал святитель впоследствии, уверенный, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему. Валентин поступает на медицинский факультет Киевского университета. Окончив университет в 1903 году, он, желая стать земским доктором, приводил больных домой, и, по воспоминаниям сестры, их квартира превратилась в лазарет. Валентин Феликсович лечил их, а его мама их кормила.
В январе 1904 г., с началом Русско-японской войны, молодой врач в составе медицинского отряда Красного Креста выехал на Дальний Восток. Заведуя одним из хирургических отделений, он делал много сложных операций, собирал материалы по гнойной хирургии. В читинском храме Михаила Архангела Валентин Феликсович обвенчался с сестрой милосердия Анной Ланской.
С 1905 по 1917 г. Валентин Войно-Ясенецкий работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губерний и проходил практику в московских клиниках. Сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, мозге, суставах и внёс много нового в технику операций. Слава о докторе была такой, что на приём к нему шли больные из соседней губернии. Один нищий, к которому после операции вернулось зрение, собрал слепцов со всей округи, и они длинной вереницей выстроились в ожидании медицинской помощи.
Однако будущий святитель был уволен со службы, поскольку отказался прекратить приём и немедленно явиться к заболевшему исправнику: все пациенты были для него равны.
В 1909 году он поселился в Москве, работал над диссертацией о местной анестезии, сделал ряд открытий в сфере регионарной анестезии. Занимался и другим разделом медицины: «Я поставил своей задачей глубокое самостоятельное изучение диагностики и терапии гнойных заболеваний... И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». У учёного тогда и в мыслях не было становиться священнослужителем.
В начале 1917 года жена заболела туберкулёзом, и семья переехала в Ташкент, где Валентину Феликсовичу предложили должность главного врача горбольницы. Окончательно подорвал её здоровье арест мужа по клеветническому доносу. «Чрезвычайная тройка» на разбор каждого дела тратила не больше трёх минут, почти всех приговаривая к расстрелу. Приговор исполнялся прямо за дверью. Валентин Феликсович просидел в ожидании «суда» сутки. Вечером хирурга узнал видный партиец, и того отпустили. Вернувшись в отделение, Валентин Феликсович спокойно встал к операционному столу. После смерти жены Валентин Феликсович стал посещать заседания ташкентского церковного братства и богословские собрания, выступал с беседами на темы Священного Писания. На одном из собраний владыка Ташкентский Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником!» Тот ответил: «Хорошо, владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» Вопрос о рукоположении был решён так быстро, что будущему пастырю даже не успели сшить подрясник. Доктор был посвящён в сан диакона в 1921 году, а через неделю, в праздник Сретения Господня, рукоположен во иерея. Он служил в Ташкентском кафедральном соборе, оставаясь и профессором университета, оперировал и читал лекции. Оперировал в облачении, лекции читал в рясе и с крестом на груди, так же ходил по улицам.
Летом 1921 года ташкентская ЧК устроила показательный суд над врачами, «занимавшимися вредительством». В качестве эксперта был вызван профессор Войно-Ясенецкий. Его ответы привели чекистов в бешенство. Ему стали задавать вопросы, не связанные с «делом врачей»: «Скажите, поп и профессор, как это вы ночью молитесь, а днём людей режете?» - «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?» - «Как это вы верите в Бога? Разве вы Его видели?» - «Бога я действительно не видел, но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».
31 мая 1923 года епископ Уфимский Андрей тайно постриг его в монашество с именем апостола-евангелиста, врача и иконописца Луки. Вскоре владыку Луку вновь арестовали. В тюрьме святитель закончил первый выпуск своих «Очерков гнойной хирургии». На заглавном листе рукописи было написано: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии» - так сбылось его давнее предчувствие об этой книге.
В июле 1923 года епископа Луку отправили в ссылку в Енисейск, где он много оперировал. После операции катаракты трём слепым братьям, которые стали зрячими, больные шли к нему толпами. Фельдшеры, терявшие заработок, пожаловались властям на «попа», который проводит «безответственные» операции.
В разгар зимы его выслали в Плахино, далеко за полярным кругом, где в морозы птицы мёрзли на лету и камнем падали на землю. В избе вместо вторых рам в окнах были приморожены плоские льдины. Святитель пишет: «Я впал в уныние и однажды в алтаре зимней церкви... со слезами молился пред запрестольным образом Господа Иисуса Христа. В этой молитве, очевидно, был и ропот против Господа Иисуса за долгое «невыполнение обещания» об освобождении. И вдруг я увидел, что изображённый на иконе Иисус Христос резко отвернул Свой пречистый лик от меня. Я пришёл в ужас и отчаяние и не смел больше смотреть на икону. Как побитый пёс, пошёл я из алтаря в летнюю церковь, где на клиросе увидел книгу Апостол. Я машинально открыл её и стал читать первое, что попалось на глаза. ...текст произвёл на меня прямо-таки чудесное действие. Я вернулся в алтарь и с радостью увидел, глядя на запрестольный образ, что Господь Иисус опять смотрит на меня благодатным и светлым взором».
Далее до 1941 года следуют арест за арестом, ссылка за ссылкой. Но святитель не унывал: «Куда меня ни пошлют - везде Бог». В начале Великой Отечественной войны епископ Лука послал телеграмму Калинину с просьбой прервать ссылку и направить его для работы в госпиталь. Его назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Жил владыка в сырой комнате и постоянно голодал. Санитарки тайком оставляли ему кашу. Именно тогда он в одном из писем написал: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу».
В мае 1946 года владыку перевели на Крымскую и Симферопольскую кафедру. Жил он в бедности, у него развивалась слепота, но на дверях его квартиры висело объявление, что профессор медицины ведёт безплатный приём больных.
В 1955 году святитель полностью ослеп, но продолжал служить без посторонней помощи, на память читая молитвы и Евангелие. 11 июня 1961 года, в день Всех Святых, в земле Российской просиявших владыка скончался. Его провожал весь Симферополь, и путь до кладбища был усыпан розами. В 1996 году были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ он был причислен к лику святых.
Николай ЖАРКОВ, член Общества православных врачей СПб им. свт.Луки (Войно-Ясенецкого)
http://www.pravpiter.ru/pspb/n306/ta008.htm