Есть три состояния в человеке:
он или действует по страсти,
или сопротивляется ей,
или искореняет ее.
св. Варсонофий Великий
Человек на 80% состоит из воды. Если без еды можно прожить около 30 суток, то без воды вряд ли вытерпишь свыше 10 дней. И мы нуждаемся в восполнении внутренних запасов жидкости в организме. Человеку нужна чистая питьевая вода, поэтому он берет воду из колодцев и источников, покупает бутилированную воду, приобретает, в конце концов, фильтр на водопроводный кран. Но стать зависимым от воды нельзя.
Что касается напитков, то они делятся на алкогольные и безалкогольные; и приобрести зависимость от тех и других можно легко...
Откуда энергия у кота Бориса?
Кока-Кола - безалкогольный напиток, изобретенный американским аптекарем Пембертоном еще в Х1Х веке. Впервые появившись на аптечных прилавках, он предназначался для снятия усталости и повышения выносливости, но никак не был освежающим и прохладительным питьем. Хотя состав до сих пор хранится в секрете, установлено, что основу составлял сахарный сироп, стимуляторы в виде листа коки, экстракта ореха кола и стабилизатор в виде ортофосфорной кислоты. Нынче натуральных компонентов в составе кока-колы нет; а аптечный препарат вышел за двери аптек и триумфально шествует по всему миру.
Почти одновременно возникла компания Pepsiko, которая сразу же начала борьбу за потребительский рынок. Продукция этих корпораций практически дублирует друг друга: напитки Pepsi-cola, 7-up и Mirinda противостоят аналогичным брэндам конкурента - Coca-Cola, Sprite и Fanta. Популярные у молодежи, эти напитки отнюдь не утоляют жажду, а, наоборот, вызывают желание пить еще и еще...
Появление очередного напитка было подобно взрыву - такого еще на безалкогольном рынке не встречалось. В промышленных масштабах в конце 80-х годов стал производиться напиток Red Bull Energy Drink. Сегодня лидеру так называемых энергетических напитков - «красному быку» принадлежит около 70% всего рынка. Ареал распространения этого «зелья» за рубежом довольно ограничен. «Энергетики» - очень специфичные напитки. В основном они продаются в ночных клубах, барах, на дискотеках, в крупных маркетах. Сейчас постепенно к этим каналам сбыта прибавляются фитнес-центры и автозаправочные станции. Главными потребителями были и остаются водители-дальнобойщики. Но сегодня американские маркетологи расширяют рынок потребления за счет спортсменов, студентов и людей, которые испытывают перегрузки, и тех, у кого ненормированный рабочий день.
У нас в стране уровень продаж пока мал и составляет 0,2% от всего российского рынка безалкогольных напитков, причем реализуются они только в Москве и Петербурге. Но, несмотря на это, наряду с Red Bull и Red Devil, Coca-Cola Company и PepsiCo выпустили на российский рынок новые энерджайзеры - Burn и Adrenalin Rush. Одновременно с этим на экранах телевизоров пошла агрессивная реклама, и такая реклама, в которой упор делается на молодежь: «Выпей Rush, - и делай все, что хочешь!».
Основные ингредиенты энергетических напитков - кофеин, гуарана и таурин.
Кофеин - стимулятор для физической и психической нагрузки.
Гуарана - растет в Южной Америке, эффект подобен кофеину, но мягче и более длительный.
Аминокислота таурин. Установлено, что в мозге таурин растормаживает прохождение нервных импульсов, и оказывает кардиостимулирующее действие. Таурин широко добавляется в еду, особенно содержащую сою, в напитки и кошачий корм (отсюда, кстати, «энергия у кота Бориса» из назойливой рекламы).
Во многих безалкогольных энергетических напитках содержание кофеина составляет от 150 до 320 мг/л при предельном уровне его потребления не более 150 мг в сутки. Кроме того, в эти напитки добавлены экстракты лекарственных растений, оказывающие тонизирующее действие, а также витамины С, РР, В2, В5, В6, В12, избыток которых попросту вреден и опасен (могут быть судороги, развиться гипертонический криз). Несмотря на это, напитки продаются в немаленьких банках объемом 250 и 330 мл. При выпивании двух-трех таких баночек у подростка могут начаться проблемы со здоровьем.
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко еще в начале 2005 года рекомендовал производителям использовать при изготовлении энергетиков только натуральные компоненты и не более одного в рецептуре, и запретил продажу слабоалкогольных и безалкогольных энергетических напитков на дискотеках, в ночных клубах и школах. Но ответственность за распространение таких напитков накладывается не на владельцев клубов, а на администрации регионов.
Несмотря на растущую популярность в мире, энергетические напитки в России приживаются пока медленно. Наш народ предпочитает повышать свой тонус по-старому: утром - с помощью кофе, по вечерам - с помощью алкоголя. Маркетологи говорят, что производителям энергетиков надо вести среди потребителей разъяснительную работу. Как следствие этой работы - сокрушительная реклама: яркая, броская, картинка, зажигательная музыка, недвусмысленные наименования новых энергетиков, к примеру, «Doza».
«К счастью», если так можно выразиться, пока энергетики - напитки дорогие (около 40 рублей за банку 0.25 л), так что большинству молодых людей для «рывка» легче и дешевле выпить пивка, чем баночку энергетика. Но «отвязная» молодежь на дискотеках «заправляется по полной».
«Губит людей не пиво?..»
Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а "пивной алкоголизм" среди юного поколения.
Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко
В 70-80 годы пиво пользовалось большим спросом в связи с тем, что в переводе на 1 г алкоголя это было самое дешевое спиртное: за 1 копейку можно было приобрести 1,2 - 1,4 г пивного алкоголя и только около 0,5 г водочного. Чрезвычайно характерной болезнью того времени был алкогольный цирроз печени. Как правило, он и развивался у потребителей пива и «бормотухи».
В 2006 году россияне выпили в среднем по 50 литра пива на душу населения, тогда как в 1996 эта цифра составляла «всего»15 литров. Аналитики ожидают, что к концу 2010 года потребление пива в нашей стране вырастет до 70 литров в год. В качестве образца для подражания приводят Германию, где выпивают по 120 литров пива на человека. Но на первом месте Чехия - 160 л на душу населения. Меньше всего пьют пива в Китае - 23 л на человека, но по производству он в числе первых.
Обычная дневная норма среднестатистического российского потребителя - четыре полулитровые бутылки, или пластиковая бутыль емкостью те же два литра. Надо знать, что по содержанию этилового спирта четыре литра пива равносильно бутылке водки. Считается, что пиво и слабоалкогольные напитки должны вытеснить крепкие напитки и суррогаты, тем самым приучить народ к «культурной» выпивке. Но не учитывается то, что на Западе невысоко употребление крепких алкогольных напитков, а в России наоборот: увеличение потребления пива не уменьшает количества выпиваемой водки. Всем знакомы слова: «Водка без пива - деньги на ветер». Наши показатели по крепким спиртным напиткам почти вдвое выше предельно допустимых, определенных Всемирной организацией здравоохранения - мы пьем не 8, а 14 литров в год, а за этой цифрой неизбежно последует вымирание нации.
Хмель (в истории) - бог соответствующих напитков. Изображался он, восседающим на бочке одутловатым мужиком, с рогом для питья в руках.
В старинном знахарском лечебнике есть следующие строки:
Аз бо есмь Хмель, силён боле всех плодов земных а имею у себя ноги слабы утробу прожорливу главу высоку язык многоглаголив ум разной очи мрачнии завидлив спесив и величав и велми богат а руце мои держат землю век
Вот так: ни больше и ни меньше. Хмель всё рассказал о себе.
Кстати, пиво по-древнеславянски всего-навсего - «питьё». Многие считают, что пиво связано обязательно с земледелием, так как изготовляется изо ржи, ячменя и пшеницы - на это и напирают умельцы в рекламных роликах. Однако, исконно русское - это медовое пиво, иначе - ставленый мед.
В древности крепость ставленого мёда доходила до 18*. Поэтому медовое пиво считалось великокняжеским напитком, недоступным простолюдинам, напитком которых было презренное пиво.
По классической немецкой pецептуpе обязательные компоненты пива:
·
солод (специально подготовленный ячмень). Оборудование для производства солода стоит дорого, поэтому получить пиво высокого качества можно только из импортного сырья, которое тоже стоит дорого;·
хмель - шишечки этого растения;·
вода;·
дрожжи. Большинство пивзаводов, производящих пиво в России, не имеют качественных пивоваренных дрожжей или используют их в производстве до 50 pаз (идеально не более 8 pаз).
Никаких других составляющих не применяют.
Нет настоящего пива, содержащего более 5,4 % алкоголя, потому что пивные дрожжи в процессе добpаживания перестают работать пpи достижении этого уровня. Более крепкие сорта пива приготавливаются либо с применением других (не пивных) штаммов дрожжей, либо простым добавлением спирта (то есть в результате получается «ёрш»).
Самое полезное пиво можно попробовать только на пивзаводе. Оно мутное, потому что содержит остатки дрожжей, но именно поэтому оно полезное. В нем содержится натуральные витамины, особенно много витамина В. Такое пиво и варили на Руси непосредственно перед пиршеством.
Такое «живое» пиво поистине целительный напиток, но ... дальше начинаются манипуляции, резко уменьшающие его пользу.
Дрожжевое пиво не хранится, - уже через час после того, как его налили в кружку, оно полностью меняет свой вкус и пить его становится невозможно.
В герметично закупоренных металлических бочках такое пиво хранится не более недели. Поэтому пиво фильтруют. Оно становится пpозpачным, но пpоигpывает во вкусе и в полезности.
Фильтрованное пиво уже можно продавать в розлив из бочек, так как оно хранится в них до 1 месяца.
Чтобы разлить пиво в бутылки его еще пастеризуют, уничтожая, таким образом, последние остатки полезных микpооpганизмов и витаминов.
В преобладающее большинство сортов импортного бутылочного пива добавляют стабилизаторы - вещества, которые препятствуют образованию осадка в пиве при его длительном хранении и они отрицательно влияют на организм.
И, наконец, добавляя антиоксиданты и консерванты, получают то самое пиво, которое разливают в алюминиевые банки, но это уже не тот полезный натуральный напиток, богатый естественными витаминами и вряд ли стоит его пить.
Пивной алкоголизм
Итак, хоть пивной алкоголизм и не входит в международную классификацию болезней, но такие диагнозы, как «пивное сердце», «пивной живот», «пивная печень» существуют в медицинской практике давно, и актуальны по-прежнему. Такая же проблема имеется в западных странах, и даже в тех, где пиво как бы национальный напиток: Чехия, Германия.
Итак, пивной алкоголизм - это алкогольная болезнь, возникающая при употреблении пива и таких «освежающих» напитков, как джин-тоник, и разнообразные коктейли в жестянках. Механизмы развития зависимости одинаковые. И этот вид алкогольной зависимости даже опаснее обычной водочной алкоголизации.
Опасность непонимания в обществе данной проблемы очень велика. Причины этого непонимания в следующем:
·
во-первых, у пьющего пиво субъекта отсутствует критика своего состояния. Более того, он вообще отрицает свою зависимость от пива.
Действительно, казалось бы, что плохого в том, что человек утолит свою жажду в жаркий день? Тем более что вроде бы нет явных последствий: провалов в памяти, тяжкого похмелья. Однако все это будет, но гораздо позже по времени, чем при водочном пьянстве.
·
во-вторых, у «пивомана» развивается резко выраженная психическая зависимость.
Пивной алкоголизм создает определенный стереотип жизни, наполненный привычными ритуалами и действиями.
·
и, наконец, многим, особенно женщинам и детям, нравится специфический и привлекательный вкус пива, никак не сравнимый с грубой водкой.
Кроме того, очень важным фактором является доступность приобретения и легкость употребления пива. Не надо накрытых столов, не нужен хотя бы формальный повод для выпивки, можно легко пить в компании, а можно и одному, и никто не осудит. Можно пить дома, а можно и вне его. Можно пить сидя, а можно и на ходу... так и поступают, и нас уже не удивляет пешеход с банкой, пассажир автобуса или метро, прихлебывающий из бутылки…
Но проблемы все-таки возникают. Незаметно, но закономерно и неотвратимо... А бороться с влечением к пиву гораздо сложнее, чем с алкогольной зависимостью, хотя законы у пивной алкоголизации те же, что и у водочной, винной и «борматушной».
В итоге наступают неотвратимые последствия: острый алкогольный психоз, деградация личности и социальная дезадаптация на фоне разрушения человеческого организма.
Когда речь заходит о пиве, главный аргумент пропагандистов хмельного напитка - его древние корни. Правильно, в ежедневный рацион строителей египетских пирамид, действительно, входили три жбана пива. Только пиво там было другое. Это был пищевой продукт, а не хмельной напиток. И пили его не для того, чтобы отдохнуть и повеселиться, а для того, чтобы активно работать. Пиво - древняя форма обработки злаковых. И содержание алкоголя там было минимально. А кроме него присутствовала масса витаминов и других полезных веществ, которые в сочетании с низким содержанием алкоголя делали напиток весьма питательным.
Сегодня в подавляющем большинстве сортов пива содержание алкоголя выше 5%. А в крепких сортах все 8-9% и даже 14%. И назвать «правильным пивом» этот напиток язык уже не поворачивается. Употребляя нынешнее пиво, человек сам разрушает свой организм, служащий по евангельскому выражению - «храмом души».
Итак, перечислим некоторые проблемы, возникающие из-за постоянного употреблением и пива и слабоалкогольных напитков:
1. «Пивное сердце» - это алкогольная миокардиодистрофия, развивающаяся из-за непосредственного токсического влияния алкоголя на сердечную мышцу. Сердце увеличивается в объеме и на рентгенограмме становится похожим на «бычье сердце». У такого больного наступают отдышка и учащенные сердцебиения даже при небольших нагрузках. Отеки ног появляются к концу дня за счет большого потребления жидкости внутрь и задержки ее в кровеносном русле по причине неумеренного употребления соленой закуски: рыбы, соломки, сухариков. Ещё есть любители, посыпающие край стакана или кружки солью перед очередным глотком.
2. «Пивной живот» растет благодаря увеличению печени за счет алкогольной жировой дистрофии. Анализы печеночных проб часто отрицательные, и умирают такие больные из-за пропущенного цирроза печени.
3. Очень часто развивается алкогольный хронический гепатит, персистирующий, то есть вялотекущий и так же неизлечимый. А внешне все это проявляется мало, поэтому к врачу никто своевременно не обращается.
4. У четверти пивных алкоголиков развивается панкреатит острый и хронический. Чаще хронический, - с понижением аппетита, тошнотой, вздутием живота, опоясывающими болями. Острый процесс очень быстро ведет к смертельному исходу.
5. Алкогольная полиневропатия проявляется в виде чувства онемения мышц, «ползания мурашек» в руках, ногах. Изменяется походка, появляется слабость в одной или обеих руках, и развивается так называемая «конская стопа».
Причина раннего начала употребления пива и других алкогольных напитков ясна. Несомненно, у таких детей уже в детстве был контакт с алкоголем. Это могли быть пьющие перед зачатием родители, кормящие матери, употребляющие пиво для повышения лактации, а у некоторых любящих отцов не считается зазорным дать пару глотков пива в жаркий день своему малышу...
При пивной алкоголизации тяжелее, чем при водочной поражаются клетки головного мозга, поэтому быстрее нарушается интеллект, обнаруживаются тяжелые психопатологические изменения. Что касается сексуального стимулирования, то после кратковременного повышения либидо обязательно наступает снижение половой активности, да и интересы у пьющего человека становятся другими.
Неизбежно развивается алкогольная депрессия, которая, как правило, протекает в двух вариантах:
·
депрессия после чрезмерного употребления алкоголя, возникающая наследующий день, и проявляющаяся в виде тоски, чувства вины, подавленного настроения. Эта депрессия может проходить сама, даже без специального лечения.·
скрытая депрессия, когда внешне человек выглядит вполне здоровым: работает, выполняет свои функциональные обязанности, находится как бы в хорошей физической форме. Однако, сам он не испытывает удовольствия от жизни. Ему всё кажется пресным, однообразным, скучным и неинтересным. Возникает чувство, что «чего-то в жизни нет хватает». И если такому человеку не оказать своевременную квалифицированную помощь, то единственным выходом из депрессии станет очередная порция привычного зелья.
Не секрет, многие внешне нормальные люди, в частности водители автотранспорта, буквально оживают утром, после суточной смены в предвкушении открытия бутылки с пивом. Здесь налицо психическая зависимость.
«Закодированные» люди по старой привычке покупают пиво, правда, «безалкогольное», - это дает чувство вседозволенности и превосходства над теми, кто не видят толку в безалкогольном напитке.
Кстати безалкогольное пиво является не чем иным, как рекламным трюком. Оно, несомненно, содержит алкоголь, т. е. спирт, пусть и в меньшем количестве. А вред тот же, и развивается из-за тех же хмеля, солода, сивушных масел, которые влияют и на мозг, и на нервную систему, и на печень.
Особенно это токсическое влияние пива опасно для растущего организма ребенка и подростка и быстро ведет к умственному отставанию, физической и психической деградации.
Алкогольная трясина
8 млн. алкоголиков среди российских мужчин,
2 млн. алкоголиков среди женщин,
и 0,5 млн. - среди подростков до 14 лет.
Статистические данные
В нашей стране каждый третий погибает от причин, связанных с пьянством. По данным наркологов, 95% алкоголиков начинали с пива. Пиво, кстати, любят и наркоманы, которые вообще негативно относятся к спиртному.
98% наркоманов также начинали с пива. В возрастной группе с 11 до 24 лет алкогольные напитки потребляют более 70%.
Алкоголь это яд, и не важно под какой этикеткой нам он предлагается: «Отвертка», «Казанова», «Молотов», «Бухарин», - фантазии «производителей-отравителей» неисчерпаемы. Ежегодно эта отрава уносит из жизни от 900 тысяч до 1млн. человек. То есть в России из-за этого умирает более 2,5 тысяч ежедневно.
Привожу данные, кто владеет контрольным пакетом акций пивных заводов и поэтому правит производственную политику и, соответственно, пожинает прибыль:
«Балтика» - Скандинавия;
«Невское» - Дания;
«Старый мельник» - Турция;
«Толстяк» - Бельгия;
«Бочкарёв» - Исландия,
«Клинское» - Бельгия,
«Золотая бочка» - ЮАР.
Казалось бы: разнообразие и борьба за качество и за потребителя... Но, как выяснили эксперты, среднестатистическому потребителю важна цена, а не качество. Во время слепого опроса только несколько человек определили не более двух сортов пива из предложенных семи.
Конкуренция заставляет российских пивоваров учитывать любые пожелания потребителей. Усевшись пить, наш народ не любит бежать «за добавкой»...
Поэтому лидеры рынка начали увеличивать объем своей тары. Так, «Балтика» первая выпустила пластиковые бутыли объемом 2,5 л. И даже премиальное пиво Miller теперь можно купить в таре большего объема - в бутылке 0,5 л, тогда как раньше оно продавалось только в бутылочках по 0,33 л.
На Омском пивзаводе первые начали разливать пиво «Толстяк» в пятилитровые бутыли. Как утверждается, никто больше в мире не выпускает пиво в такой большой пластиковой упаковке. Этому есть свой резон: начали продавать сок "Моя семья" в двухлитровой коробке и быстро увеличили продажи этой марки на 365%.
Но «отравители» на этом не успокаиваются. Одна немецкая компания объявила, что сварила первое в мире пиво, помогающее избавиться от курения. «Лечебный» напиток под названием «NicoShot» (что в переводе означает никотиновый выстрел) содержит никотин. Пиво разливается в маленькие банки объёмом 250 миллилитров и содержит 6,3% алкоголя, а также 3 миллиграмма никотина. Три банки "NicoShot" соответствуют выкуренной пачке сигарет. Поскольку ныне курение в ресторанах и барах запрещено по всей Европе, кроме Швеции, преимущества нового напитка очевидны - человеку не нужно выбегать на улицу: свою дозу яда он получает из пива.
Следствием питейных страстей будет моральная и физическая деградация молодежи, а если учесть, что это будущие родители, то существует прямая угроза будущему поколению. В заключение хочется привести слова святителя Григория БОГОСЛОВА: Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье
Врач высшей категории Николай Жарков, Санкт-Петербург, 2008 год