Масленица - как это понимается сегодня? В новостях сообщается: кто, где и как ест блины, в каком количестве, с какой скоростью. Так же как Богоявление Господне у нас всегда освещается в новостях совместно с обязательным купанием в проруби. Духовное содержание православного мировоззрения переключается на «наше», «родное». Сразу вспоминаются горячие блины, особенно вкусные на морозе, и водка, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки...
В то же время следует отметить масленица к христианству никого отношения не имеет. Смысл церковных праздников для православных людей значительно глубже.
Именуется эта, последняя календарная неделя перед Великим постом, в церковном календаре так: «Седмица Сырная». Сырная оттого, что, уже готовясь к предстоящему Великому посту, нельзя есть мясо, а только сыр, масло, яйца, творог.
Кстати, слово «сыр» раньше имело значение «творог». Именно поэтому мы до сих пор творожные оладьи мы называем сырниками. Творог в древности не нагревали для свёртывания, а он свёртывался естественным, т.е. «сырым» способом.
«Масленица - есть преддверие и начало поста» - это слова св. Тихона Задонского (1724-1783). Дело в том, что святая Церковь, постепенно вводит верующих в подвиг святого поста наступлением сырной седмицы.
В среду и пятницу не совершается Божественная литургия.
За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Святая Церковь называет сырную седмицу «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.
В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников - святых жен и мужей.
Всю Сырную седмицу дозволяется вкушать сыр, яйца и рыбу, поэтому она называется сплошная. Как дань народным традициям Церковью допускается приготовление блинов, и хождение друг к другу в гости. В старину блины были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов, они сопутствовали человеку всю жизнь - от рождения (их подносили роженице сразу после родов), и до самой смерти (до сих пор блины считают обязательным атрибутом поминальной трапезы).
Блины, как праздничное яство, встречается еще в книгах Святого Писания под именем «млинов». Во Второй книге Царств (гл.6, стих 19) рассказывается, как царь Давид раздавал их народу по случаю празднества при перенесении кивота Господня: «И раздели всем людям... по сковородному млину». У русских слово «млин» означало изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, подмазанной маслом, позднее переменилось в «блин».
На Масленице уже не венчаются и не играют свадеб - обрученным придется ждать до окончания Пасхальных праздников.
На Масленице принято ходить в гости, звать гостей, угощать бедных, жертвовать нищим. Первый испеченный блин всегда отдавали нищим - на помин души усопших родичей. В дни Масленицы вообще стирались сословные различия. По традиции блинами угощали всех неимущих, странников. Даже к столу в богатом доме обязательно приглашались люди незнатные, бедные. Хождение друг к другу «на блины», - сближало, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. А вот предстоящим Великим постом уже не принято ходить в гости или праздновать дни рождения.
В старину в среду зять ехал к теще на блины, а в пятницу тещи наносили ответный визит. В итоге укреплялись семейные взаимоотношения. В понедельник сооружалось соломенное чучело Масленицы - языческий символ уходящей зимы, сажалось на шест и его носили по окрестностям, а в конце недели сжигали, как бы прощаясь с зимой. Во вторник по домам ходили «ряженые». При Иване Грозном по четвергам велись кулачные бои. В субботу принято было отмечать «золовкины посиделки»: молодые невестки кормили сестер мужа блинами. Воскресенье называлось «прощеный день». С закатом солнца предписывалось ходить из дома в дом и смиренно просить прощения у всех.
Блины, хоть пища и вкусная, но очень тяжелая, калорийная и не всегда полезная для здоровья. Поэтому не стоит увлекаться блинами, особенно пожилым, да и малышам не стоит.
Первый блин комом - это характеризует плохую хозяйку. Так происходит, если предварительно не прокалить сковородку, посыпать солью, протереть тряпицей, и уж потом смазывать маслом, используя для этого гусиное перо или половинку луковицы, а то сырой картофелины. Лучше всего использовать чугунные сковороды. Хорошей хозяйке стоит иметь сковородку только для блинов и никогда ее не мыть (тогда на сковороде остается тонкий слой жира).
Знаток и историк кулинарии Вильям Похлебкин отмечает: «Русские блины отличаются совершенно особой консистенцией: они мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки, и при этом полупрозрачны».
Блины с припеком - это отдельное семейство блинов. «Припек» - это не начинка в современном понимании. Когда блин пропечется с одной стороны, на другую сторону кладется ложка припека, а именно: лук, вареные рубленые яйца, мелко нарезанные грибы или овощи.
Для того чтобы смягчить удар, наносимый блинами нашему здоровью, надо соблюдать следующие нехитрые правила:
1. Обязательно запивать блины горячим чаем;
2. Можно класть в блинное тесто всевозможные полезные наполнители: капусту, тертую морковь, тыкву, кабачки, яблоки, изюм, травы, коренья, овощные и фруктовые соки;
3. Блины нельзя есть наспех, второпях;
4. Как и во всем, следует помнить об умеренности.
Именно у русских посты всегда придавали особый смысл и единство духовным и телесным потребностям. Пост, как явление религиозного сознания и православного образа жизни, был в тоже время и явлением чисто национальным.
В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа - потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек - Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост - это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное.
На Руси все посты соблюдали со СТРОГОСТЬЮ. Маленьких детей приобщали к посту «по прошествии трех больших постов после рождения». Многие крестьяне, по свидетельству историков, считали за грех во время Великого поста употреблять растительное масло (материалы 1887-1890 гг.). Некоторые в течение поста не пили чай, а иные пили только с постным сахаром. Воду, и ту старались лишний раз не выпить.
Примечание:
Обыкновенный сахар принято считать скоромным, потому что при его приготовлении в старину применялось осветление раствором альбумина, извлекаемого из крови, и процеживание через костяной уголь.
Так называемый постный сахар приготовляется из этого же скоромного сахара.
Для этого берут обыкновенный рафинад, растворяют его в воде, уваривают, прибавляя при варке, красящих или душистых веществ, а затем разливают в формочки, в которых он и затвердевает.
Прежде приготовляли постный сахар из картофельной патоки, не процеживаемой через костяной уголь и не осветляемой альбумином.
* * *
Некоторые верующие в среду и пяток (изначально постные дни) вообще ели лишь хлеб с водою один раз в день, да и то к вечеру. Старики квас в эти дни не употребляли. Великим и Успенским постом русские мужики совсем не пили водку. Детей кормили, когда запросят, но молока не давали Великим постом с 3-х лет. Непраздные (беременные) обязательно брали у священника благословение на нарушение поста.
Цитата из воспоминаний современника: «Если же кто, забывшись, ел рыбу Великим постом, то считают себя недостойными в этот пост говеть и причащаться». (см. М.М. Громыко и А.В. Буганов - О воззрениях русского народа. Паломник, 2000)
Итак, после Сырной седмицы наступает первая, самая строгая седмица Великого поста. В первые два дня первой седмицы Великого поста установлена высшая степень пощения - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи.
В среду допускается вторая степень воздержания: растительная пища принимается один раз в день вечером и без масла. В это время уместно готовиться ко причастию, т.е. начинать говеть.
В субботний и воскресный день допускается третья степень поста: употребление сваренной растительной пищи с маслом, причем дважды в день.
Последняя - легчайшая степень воздержания, т.е. употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в день Вербного воскресенья.
Таким образом, пост в Святую Четыредесятницу по правилам Церкви состоит в воздержании не только от молочных и мясных продуктов, но даже и от рыбы, и от растительного масла. Кроме того, отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу, хотя и постную, но изысканную.
Однако, истинный пост не цель, а средство смирить плоть и очиститься от грехов. И все для того, как говорил митрополит Иоанн (Снычев), «чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по словам Спасителя, в погибель, должно понимать, что НЕ ОДНИМ ЛИШЬ ВОЗДЕРЖАНИЕМ ОТ ПИЩИ И ПЛОТСКОЙ ЖИЗНИ ПОБЕЖДАЕТСЯ ГРЕХ, НО ОЧИЩЕНИЕМ СЕРДЦА И РЕВНОСТНЫМ СТРЕМЛЕНИЕМ К НЕПОРОЧНОЙ ЧИСТОТЕ ДУШИ. «Уклонись от зла и сохрани благо» (1Пет., 3-11) - эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста».
Владыка Иоанн сетовал: «К сожалению даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи».
Действительно, в наши дни многие люди заражены протестантскими взглядами на пост, то есть произвольно разрешают себе не выполнять посты, считая себя при этом православными. Обычная аргументация в таких случаях звучит так: «Я не придаю этому значения». И это при том, что пост св. Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея, главным образом, по примеру самого Иисуса Христа, постившегося сорок дней. Еще св. Игнатий Богоносец в послании к филиппийцам писал: «Четыредесятницы не пренебрегайте, она составляет подражательство жительству Христову».
Другое мнение - это простонародное: «Мы работаем на тяжелой работе, - какие уж тут посты, да и продукты сейчас не те, чтобы поститься».
Поэтому сейчас мне кажется уместным опять обратиться к духовному наследию приснопамятного митрополита Иоанна: «Неси этот подвиг в меру своих сил. Соразмерь свои силы и телесные, и духовные так, чтобы пост соответствовал духовному устроению. Это значит, вкушать столько пищи, чтобы воздержание помогало молиться, а не расслабляло так, что голова закружится. Содержи пост умеренно. Больше обращай внимание на искоренение в себе греховных навыков и на воспитание доброделания. Все делай разумно. Надо сочетать так одно с другим, чтобы одно помогало другому: тело - душе, а душа - телу. Пост, конечно, надо соблюдать и им очищать свою душу. Но определи для себя такое воздержание, которое было бы для тебя посильным. Кушай, что положено, но не досыта. Молись и смиряйся».
На возможный вопрос о посте для болящих вновь приведу слова владыки Иоанна: «Больные посты не соблюдают. В больнице кушают все, что дают».
Обычно у настоятеля, который сам живет строгой аскетичной жизнью, и миряне в приходе соблюдают все виды постов и не станут ссылаться на медицинские рекомендации. Хотя и святые отцы призывают решать все сомнения сугубо индивидуально, не говоря уж о том, что возможные рекомендации должны исходить от православного врача, понимающего и осознающего смысл и степень постничества.
Но все-таки, пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Еще более безнравственно использовать православный пост в качестве средства для похудания.
Гордыня во всех ее проявлениях (самодовольство, тщеславие, бахвальство и хвастовство, презрение к ближним, и т.д.), властолюбие, сексуальная невоздержанность, обжорство, пьянство, наркомания, насилие, страсть к развлечениям и роскоши - вот лишь немногие из страстей, с помощью которых демоны уловили почти все человечество, отпавшее от Бога и не желающее жить по Его святым заповедям.
Но следует знать, что резкий переход неофита от привычного ему образа жизни к аскетическому подвигу, зачастую приводит не к тому результату, который человек ожидает. Люди в результате неумеренного голодания становятся раздражительными, злыми, буквально бросаются на близких и окружающих, обвиняя их в непощении. Хорошо об этом состоянии сказал св. Игнатий (Брянчанинов): «От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения, человек делается неспособным к духовным подвигам. Сколь вредно невоздержание, столь вреден и неумеренный пост».
Повторяю: без молитвы, без покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных мероприятий и зрелищ, просмотра телевизора, пост становится всего лишь диетой. И польза от него крайне сомнительная.
Св. Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, говорит: «Пост - есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи».
А преподобный Серафим Саровский говорил: «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты хотел бы съесть, отдать алчущему».
Последний день масленицы - Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а «в народе» - прощаются с зимой. Гаснут масленичные костры. Православные люди навещают могилы предков и спешат к вечерней службе, чтобы по ее окончании попросить друг у друга прощения, дабы вступить в Великий пост с мирными сердцами. Батюшки, включая и настоятеля храма, выходят на амвон и кланяются земным поклоном, прося друг у друга и у прихожан прощения за все обиды, вольные или невольные, за невнимание. А прихожане в свою очередь подходят к священникам, целуют Евангелие и произносят главную просьбу этого дня: «Простите меня, грешного», а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю. И меня прости». Для некоторых это непривычно, но у всех после этого на душе делается легко-легко, а у некоторых на глазах появляются слезы. А потом начинается Великий пост - время покаяния, воздержания, самоограничения, усиленной молитвы, доброделания своим ближним и постоянных испытаний. Главное, чтобы наше правильное отношение к масленичной седмице способствовало нашему духовному росту.
Прощение больших и малых обид, сделанное искренне, от души, еще в стародавние времена позволяло людям примериться, уладить непростые и поныне отношения в семье между родственниками, соседями, сослуживцами.
Ведь весь смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения.
В то же время масленица предоставляет сегодня родителям замечательную возможность подарить детям в преддверии поста радость праздника. Праздник на улице - это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой доброй человеческой семьи.
Из отечественной истории известно, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями (где могли и убить ради потехи), пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть всегда пытались противостоять разгулу последних дней перед Великим постом. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти.
Но, несмотря ни на что, достойно вступим на путь ко Христу по заветам святых отцов. И на масляной седмице будем ходить друг к другу в гости, навещать болящих и одиноких, чтобы с правом вступить в Великий пост, ведущий нас к великому празднику Воскресения Христова.
Николай Фёдорович Жарков, член правления Общества православных врачей СПб им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Храм прп. Серафима Саровского, что в Песочном (бывш. Графская)
21 февраля 2013 г.
Приложение: «Как питались на Руси в посту»
В постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы.
Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым - какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли. Очень были распространены щи, уха, рассольное. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные. В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом. Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые - из пшеничной муки. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко. Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная была доступна самым беднякам. Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины, - долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали. В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку.
Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.
В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом; ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи. Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на Невском проспекте выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в монастырях. Во время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы, а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.
За столетия русский постный стол почти не изменился. Вот как описывает Иван Шмелев в романе «Лето Господне» первые дни Великого поста в начале двадцатого века: «Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с визигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»... а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!..».
Конечно, не все эти блюда можно приготовить в наше время.
Но некоторые легко можно приготовить и сегодня из доступных продуктов.
Из книги: ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА. Новая книга, 2005