Фильм «Человек, который удивил всех» ("The Man Who Surprised Everyone", 2018, производство Россия, Эстония, Франция) был единственным российским фильмом на Венецианском кинофестивале 2018 года. Имел шумный успех у искушенной европейской публики и был восторженно оценён отечественными критиками. На российском фестивале «Ника» он вошёл в четвёрку лучших фильмов нынешнего 2019 года.
В качестве режиссера и автора сценария выступили два наших соотечественника: супруги Наташа Меркулова и Алексей Чупов. По словам Наташи, в основу их совместного сценария легли её воспоминания о своем детстве в сибирской деревне.
В фильме представлена обычная, вполне благополучная семья с большим фермерским хозяйством. Каждый в семье занят своим делом: работающий в лесном хозяйстве брутальный муж, беременная жена - заботливая хозяйка и мать, школьник-сын, а также уважаемый член семьи - дедушка.
В аннотации к фильму говорится, что герой внезапно заболел, и жить ему осталось «месяца два».
Такая жизненная ситуация в начале фильма нас заинтересовала.
Но дальше, увы, всё покатилось, как в современных примитивных сериалах о невозможности лечения в нашей стране априори: традиционная медицина не помогает, далее - сбор денег на платного профессора, и, наконец, обращение к языческим обрядам, которые обещают скорое изцеление, а жизнь семьи в дальнейшем потечёт, как прежде.
Однако услуги местной шаманки-алкоголички, которая театрально пыталась изгнать неизлечимую хворь из страдальца под звуки бубна, несущиеся из динамиков спрятанного где-то магнитофона, не помогли.
Тут приводим дословно цитату из аннотации к фильму - «в конце концов Егор решается на отчаянный шаг - меняет свою личность, чтобы обмануть смерть». Именно так: не меняет образ жизни, ни достойно готовится к переходу к жизни вечной, ни говорит последнее «прости» своим близким и соседям, не даёт наказа подростку-сыну, то есть не делает и всё прочее, что, казалось бы, должен делать в такой ситуации простой русский человек из патриархальной сибирской деревни.
Дальше в фильме начинается несуразица, фантасмагория, которую критики дружно приравнивают к притче. Человек-семьянин из русской глубинки, неожиданно столкнувшись с бедой, вдруг безо всяких объяснений перестаёт разговаривать, общаться с людьми и становится трансвеститом, чтобы смерть как бы «не узнала его» и «прошла стороной». Такие вот «европейские ценности» стараются привить, распространить и далее культивировать на русской земле делатели кино.
Нам демонстрируется нетолерантность русского менталитета, неспособного воспринимать что-то новое и непривычное. Сознательно искажая суть русской культуры, народные традиции, обычаи и целенаправленно отрицая духовную составляющую русской души, показан мужчина, прежде опора государства и семьи, который отчаянно и испуганно борется за своё выживание в суеверном ожидании спасения ЛЮБОЙ (!) ценой.
Естественно, что появление в деревне мужчины в женском обличье не вызывает у сельчан требуемое по европейским меркам чувство «толерантности», а лишь праведный гнев.
Дальнейший показ перерождения человека происходит натужно, примитивно и даже кощунственно. Чудо, как и обещано, совершается, жена осуществляет ритуальное омовение израненного и поруганного, подвернувшимися для завершения требуемого катарсиса шабашниками, тела. Причем, остаётся непонятным, это омовение происходит то ли после «воскрешения», то ли перед погребением....
По сценарию герой фильма выздоравливает.
Но стал ли он здоровым и счастливым?
Как будет восстанавливать свои взаимоотношения в семье, с односельчанами?
Осознал ли он истинный смысл человеческой жизни и своей жизни в частности?
Жизнь человека коротка, всего несколько десятков лет. Большая часть жизни проходит в труде и в болезни. Смысл жизни человека во многом зависит и от его отношения к смерти. Как часто в заботе о своем телесном здоровье, человек не задумывается или не придает значения своему здоровью духовному.
Вспоминаются евангельские слова: «Что толку, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит!».
Хочется надеяться, что в кинематографе ещё появятся фильмы о жизни разной, интересной, трудной, с трагедиями и удачами, подвигами и падениями и с рассказом о не менее достойной смерти.
Николай Фёдорович Жарков, врач-педиатр высшей категории, член правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
1. Re: Фильм, который неприятно удивил